Механизм функционирования конкурентных рынков (на примере рынка конкретного товара, работы, услуги)

Автор: Елена Кузьменко, 24 Октября 2010 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

на примере предприятия ОАО "Ивацевичдрев"

Содержание

Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ
1.1 Понятие совершенной конкуренции
1.2 Законы спроса и предложения
1.3 Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения
1.4 Устойчивость и неустойчивость равновесия
1.5 Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия
1.6 «Паутинообразная» модель ценообразования
1.7 Величина равновесной цены
1.8 Особенности рынка совершенной конкуренции
2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕБЕЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИВАЦЕВИЧДРЕВ»
2.1. Определение товарных границ рынка
2.2. Определение географических границ рынка и состава производителей
2.3. Анализ ассортиментной структуры предприятия
2.4. Определение емкости рынка
2.5. Определение долей рынка (состава продавцов)
2.6. Оценка состояния конкурентной среды
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

          Введение 3
         1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ

         1.1 Понятие совершенной конкуренции

         1.2 Законы спроса и предложения

         1.3 Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения

         1.4 Устойчивость и неустойчивость равновесия

         1.5 Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия

         1.6 «Паутинообразная» модель ценообразования

         1.7 Величина равновесной цены

         1.8 Особенности рынка совершенной конкуренции

         2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕБЕЛИ НА ПРИМЕРЕ  ОАО «ИВАЦЕВИЧДРЕВ»

         2.1. Определение товарных границ рынка

         2.2. Определение географических границ  рынка и состава производителей

         2.3. Анализ ассортиментной структуры  предприятия

         2.4. Определение емкости рынка

         2.5. Определение долей рынка (состава  продавцов)

         2.6. Оценка состояния конкурентной среды

     
    4

    4

    5

    6 

    7 

    10

    11

    14

    16 

    19

    19 

    22

    24

    27

    28

    29

          Заключение 31
          Список  использованных источников 34
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Особенностью  существования фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции. Интенсивность, степень этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.

      Структура рыночной экономики — понятие, имеющее множество аспектов. В частности, структура рыночной экономики может быть охарактеризована с точки зрения конкурентных отношений, степени их развитости.

      Рынок совершенной конкуренции – это  открытый рынок гомогенного блага, на котором большому числу покупателей товар могут предлагать много продавцов и все участники торгов обладают полной информацией о ценах и объемах сделок. Чтобы определить, при какой цене на таком рынке установится равновесие, нужно приравнять друг к другу функции отраслевого спроса и предложения и решить равенство относительно цены.

      Хотя  каждый из агентов рыночных сделок своей индивидуальной кривой спроса или предложения участвует в  формировании равновесной цены, последняя  для всех представляется экзогенным, независимо от их воли установленным параметром.

      Целью данной работы является рассмотрение характерных особенностей максимизации прибыли в условиях совершенной  конкуренции.  
 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ 

      1.1 Понятие совершенной конкуренции 

      Рынок совершенной конкуренции – это  открытый рынок гомогенного блага, на котором большому числу покупателей  товар могут предлагать много  продавцов и все участники  торгов обладают полной информацией  о ценах и объемах сделок. Чтобы  определить, при какой цене на таком рынке установится равновесие, нужно приравнять друг к другу функции отраслевого спроса и предложения и решить равенство относительно цены.

      Пусть рыночное предложение представлено функцией Q= -3 + 5Р, а рыночный спрос - Q= 32 - 2Р. Тогда цена равновесия определится из следующего равенства:

      -3 + 5Р = 32 - 2Р   Р* = 5.

      При такой цене объем спроса равен  объему предложения

      Q* = 32 - 2·5 = -3 + 5·5 = 22.

      Графическое определение отраслевого равновесия показано на рис. 1.

      
      Рис. 1. Отраслевое равновесие       
 
      
      Наличие отраслевых функций спроса и предложения  не гарантирует существования отраслевого равновесия (рис. 2). Ситуация, когда производители готовы поставить на рынок товар, а потребители согласны его покупать, но стороны рыночной сделки не могут прийти к согласию по вопросу о цене этого товара, представлена на рис. 2, а. Такое часто случается при разработке дорогостоящих лекарств. В ситуации, отраженной на рис. 2, б, возникновению рынка препятствуют расхождения линей потребителей и производителей по поводу объема продаж; это например, объясняет, почему авиакомпании не обслуживают небольшие населенные пункты.
      
      Рис. 2. Отсутствие рынка

      Цена  равновесия обеспечивает максимально  возможный при заданных функциях спроса и предложения объем продаж. Наглядно (рис. 3). При Р Р* объем спроса (QD) меньше, а объем предложения QS больше Q* и на рынке возникает избыток (рис. 3, а). При Р Р*, наоборот, объем предложения меньше, а объем спроса больше Q* и образуется дефицит (рис. 3, б). Объем продаж при неравновесных ценах определяется «короткой» стороной рынка: при избытке - «укороченным» спросом покупателей, при дефиците - «укороченным» предложением продавцов.

      
 
      
       
      
      Рис. 3. Неравновесные цены       
      В состоянии отраслевого равновесия сумма излишков потребителей и производителей (площадь треугольника mEg на рис. 1) достигает максимума. Это означает, что в состоянии равновесия участники рыночных сделок имеют наибольший суммарный выигрыш.
 
      
 

      1.2 Законы спроса и предложения 

      Однажды установившееся равновесие не остается постоянным. В случае изменения спроса или предложения произойдет сдвиг  их графиков и точка отраслевого  равновесия займет новое положение.

      Из  рис. 4 следует, что при фиксированном предложении увеличение спроса (D0 D1) сопровождается повышением равновесной цены (P0 P1), а уменьшение спроса (D0 D2) - ее снижением (P0 P2).

Рис. 4. Последствия изменения спроса
 
Рис. 5. Последствия изменения предложения
 
       

      Если  при неизменном спросе на благо растет его предложение, то (рис. 5), цена равновесия снижается, а уменьшение предложения ведет к повышению цены.

      Таким образом, при увеличении спроса цена блага повышается, а при росте  предложения снижается, и наоборот. В этом суть законов спроса и предложения.

      Когда происходят одновременные изменения  спроса и предложения, тогда цена равновесия может изменяться в любом направлении (рис. 6, аб) или оставаться на прежнем уровне (рис. 6, в) в зависимости от расстояния сдвигов линий спроса и предложения.

      
Рис. 6. Одновременное изменение спроса и предложения       
 
      
       
 

      1.3 Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения 

      Проведенный анализ реакции рыночной цены на изменения  спроса и предложения выполнен при  условии знания функций отраслевого спроса и предложения в явном виде. Однако спрогнозировать реакцию участников рыночных сделок на изменение цены от ее максимального значения до нуля практически очень трудно. В то же время в странах с развитой рыночной экономикой статистические и маркетинговые службы регулярно проводят расчеты коэффициентов прямой эластичности спроса и предложения по отдельным благам. Поскольку при небольших изменениях цены функции спроса и предложения допустимо считать линейными, то их явный вид около точки равновесия можно определить на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения по цене. [9, с. 198]

      При линейной функции спроса QbP в состоянии равновесия e= - b(P*/Q*), следовательно, = - eD(Q*/P*).

      Тогда: QbP Q* - eD(Q*/P*) P* = Q*(1 - eD).

      Соответственно  при линейной функции предложения  QnP в точке равновесия en(P*/Q*),     eS(Q*/P*) .

      Тогда Q* - eS(Q*/P*) P* = Q*(1 - eS).

      Таким образом, зная равновесные значения цены и объема продаж (P*,Q*), а также коэффициенты прямой эластичности спроса и предложения (eD и eS), можно определить константы одноименных линейных функций и представить их алгебраически. При заданных в явном виде функциях спроса и предложения легко предсказать, как изменится цена в случае изменения предпочтений потребителей или затрат на производство блага. 

      1.4 Устойчивость и неустойчивость равновесия 

      Рыночное  равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.

      Чтобы проверить, соответствует ли ситуация, представленная на рис. 7, устойчивому равновесию, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере QQ1. По поводу того, что произойдет вслед за этим, существуют две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла.

      Согласно  Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей они начнут снижать цену. По мере уменьшения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.

Информация о работе Механизм функционирования конкурентных рынков (на примере рынка конкретного товара, работы, услуги)