Рынок, его структура и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить рынок, его сущность и классификацию, а так его поведение в контексте конкурирующих фирм
Объектом работы являются несколько конкурирующих фирм на рынке
В работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность рынка, его структуру и механизм
функционирования
Изучить классификацию рынка;
Привести анализ конкурирующих фирм

Содержание

Введение 3
1.Рынок, его структура и механизм функционирования 5
1.1 Сущность рынка 5
1.2 Функции рынка и его структура. Понятия и основные элементы инфраструктуры рынка 6
1.3 Механизм функционирования рынка 14
2.Классификация рынков 17
3. Анализ конкурирующих фирм 30
Заключение 33
………………………………………………………35
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Рынки классификация и конкуренция.КУР.Моя.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

    Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

    В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание  рынка, его сущности, изменялся и  сам рынок, его роль в экономике  возрастала.

    Основу современной организации национального хозяйства составляют два начала рынок и государственное  макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой.

    Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

    Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения

    Актуальность  выбранной мною темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

    Цель  исследования – изучить рынок, его сущность и классификацию, а так его поведение в контексте конкурирующих фирм

    Объектом  работы являются несколько конкурирующих  фирм на рынке

    В работе поставлены следующие задачи:

    • Рассмотреть сущность рынка, его структуру и механизм   

         функционирования

    • Изучить классификацию рынка;
    • Привести анализ конкурирующих фирм
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Рынок,  его структура  и механизм функционирования 

    1.1 Сущность рынка

    В самом общем виде рынок — это  система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

    Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, то есть связь производителей и потребителей, производства и потребления.

    Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

    Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

    Рынок как самостоятельное образование  включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.[9;41] 

    1.2 Функции рынка  и его структура.  Понятия и основные  элементы инфраструктуры  рынка

    Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций.

      Самая важная функция рынка  - регулирующая. В рыночном регулировании  большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

    Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

    Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый  источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, информацию о количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

    Посредническая  функция рынка заключается в  том, что в нормальной рыночной экономике  с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность  выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

    Рынок выполняет санирующую  функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.[7;74]

    Рынок позволяет решать также проблемы уровня жизни, структуры и эффективности  производства.

    Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими  ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в развитых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

    Механизм  рынка освобождает экономику  от дефицита товаров и услуг. И  в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потребности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.

    На  рынке осуществляются реализация стоимости  и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связующим звеном между производством и потреблением.

    Рынок влияет на все фазы воспроизводства — производство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

    Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

    Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:

    1. свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
    2. примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
    3. рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
    4. договорные отношения;
    5. конкуренция;
    6. государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
    7. открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;
    8. обеспечение социальной защищенности населения.[1;23]

    В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

    По  объектам обмена различают рынок  товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и  научно-технических разработок.

    В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

    По  механизму функционирования различают  свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

    Иногда  выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении  основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

    В соответствии с действующим законодательством  той или иной страны различают  легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

    По  степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает  предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

    В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом.

    Инфраструктура  рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.[8;36]

    Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

    Материальная  база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств  связи.

    В кредитно-расчетную базу входят отдельные  банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

    Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Информация о работе Рынок, его структура и механизм функционирования