Механизм функционирования конкурентных рынков (на примере рынка конкретного товара, работы, услуги)

Автор: Елена Кузьменко, 24 Октября 2010 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

на примере предприятия ОАО "Ивацевичдрев"

Содержание

Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ
1.1 Понятие совершенной конкуренции
1.2 Законы спроса и предложения
1.3 Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения
1.4 Устойчивость и неустойчивость равновесия
1.5 Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия
1.6 «Паутинообразная» модель ценообразования
1.7 Величина равновесной цены
1.8 Особенности рынка совершенной конкуренции
2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕБЕЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИВАЦЕВИЧДРЕВ»
2.1. Определение товарных границ рынка
2.2. Определение географических границ рынка и состава производителей
2.3. Анализ ассортиментной структуры предприятия
2.4. Определение емкости рынка
2.5. Определение долей рынка (состава продавцов)
2.6. Оценка состояния конкурентной среды
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

      Контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью  Общества осуществляет ревизионная  комиссия.

      Паспортные данные предприятия приведены в следующей таблице:  
 
 
 
 

      Таблица 2.1. Паспортные данные ОАО «Ивацевичдрев» 

Наименование ОАО «Ивацевичдрев»
Министерство, ведомство Концерн «Беллесбумпром»
Юридический адрес, телефон, факс 225250 г. Ивацевичи

Брестская обл., ул. Заводская 4.

Тел. 2-21-04,

факс 2-14-82.

Дата  регистрации 31 мая 2000 года
Форма собственности Частная
Уставный  фонд 8769900 тыс. руб.
Среднесписочная численность работающих 1542
Банковские  реквизиты РС № 3012000001598 в филиале № 111 АСБ «Беларусбанк» г. Ивацевичи
 

      Приведем  краткую историческую справку.

      Открытое  акционерное общество «Ивацевичдрев» создано в 1993 году и является правопреемником арендного производственного деревообрабатывающего объединения «Ивацевичдрев», образованного в 1971 году.

      Начало  своей деятельности ОАО «Ивацевичдрев» относит к 1922 году. Единственно вырабатываемая продукция в то время — пиломатериалы. В настоящее время вырабатывают пиломатериалы, изделия деревообработки (в первую очередь заготовки для поддонов), плиты древесностружечные, плиты ламинированные, шпон синтетический, синтетические смолы, рулонные облицовочные материалы, щитовые заготовки из массивной клееной древесины.

      Ивацевичский  леспромхоз образовался в 1952 году на базе Телеханского и Ружанского леспромхозов.

      В настоящее время леспромхоз включает в себя Ивацевичский, Телеханский  лесопункты, Кобринский и Бытенский  лесохимучастки. Основные виды продукции  — пиловочное сырье для производства пиломатериалов, деловая древесина, технологическое сырье, добыча живицы.

      Предприятие занимает площадь 40,5 га.

      Год постройки строений — 1974—1997.

      Материалы стен — кирпичные, блочные.

      Фундаменты  — бетонные, бутовые, бетонные блоки.

      Перекрытия  — железобетонные.

      Кровля  — совмещенная, шиферная.

      Основные  виды деятельности:

      — лесозаготовка;

      — производство древесностружечных и  ламинированных плит, щита из массивной  клееной древесины, смол синтетических, рулонных облицовочных материалов, тары, пиломатериалов;

      — производство бытовой мебели;

      — внешнеэкономическая деятельность;

      —другие виды деятельности, не запрещенные  законодательством Республики Беларусь;

      Деятельность  ОАО «Ивацевичдрев» направлена на повышение  благосостояния граждан РБ.

      В обеспечение деятельности следует  определить выполнение следующего перечня  целей:

      — улучшение позиций на освоенных сегментах рынка: создание системы анализа спроса и предложения на уже освоенных сегментах рынка; внедрение мероприятий по сокращению затрат на производство; внедрение мероприятий по улучшению качества продукции и обновлению ассортимента; создание системы управления производством на основе и по критериям поведения потребителей и конкурентов;

      — проникновение и закрепление  на новых сегментах рынка: создание системы анализа тенденций изменения  характера потребления, потребительских вкусов, возможностей управления ими, вероятности появления новой продукции и проектирования и формирования спроса на неё; внедрение мероприятий по техническому развитию предприятия; укрепление производственных связей с предприятиями и организациями, являющимися постоянными поставщиками и налаживание связей с новыми поставщиками;

      — максимально быстро реагировать  на изменения и совершенствование  технологических процессов и  способов хозяйствования;

      —максимальное привлечение целевых безвозмездных  и низкопроцентных финансовых и материальных ресурсов;

      — компьютеризация управления;

      — создание благоприятной системы  взаимоотношений как внутри ОАО  «Ивацевичдрев», так и вне него, с клиентами, поставщиками, Правительством, инвесторами и экспертами.

      Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров — заменителей и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

      В основе определения продуктовых  границ рынка должно лежать мнение покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей (в зависимости от их числа) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара: оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара

      При определении товара первоначально  устанавливается принадлежность его  к классификационной группе; рекомендуется использовать классификаторы: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности — ТН ВЭД. Основной классификатор продукции — ОКП (товарные словари). Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления и эксплуатации товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения запроса, — состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции

      Определение товаров — заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать  два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования — взаимозаменяемость по потреблению (спросу), и с точки зрения их производства — взаимозаменяемость по производству.

      В процессе анализа следует учитывать  наличие барьеров взаимозаменяемости, например:

      а) товар имеет преимущества перед  заменителями в системе распределения (торговля по каталогам, торговля с обеспечением доставки на дом и т. п.);

      б) товар имеет преимущества перед  заменителями в условиях продажи (без  нагрузок, с запчастями и т. п., предоставление скидок с цены, кредитов при оплате и прочих гарантий покупателям) и эксплуатации (обеспечение послепродажным обслуживанием) и т. п.

      В настоящее время, в век прогрессивных  технологий и постоянного совершенствования  качества товаров, работ и услуг, практически каждый товарный рынок  является очень неоднородным и сложным по своей структуре, поэтому трудно изучить целиком весь рынок и дать прогноз на будущее. Для простоты изучения желательно разбить товарный рынок на так называемые субрынки.

      Из  рынка товаров народного потребления  мы выделим рынок мебельной продукции, т. е. объектом исследования станет мебель, которая является основной и главной продукцией предприятия.

      На  рассматриваемом рынке мебели можно  выявить два групповых товарных рынка: рынок однопредметных изделий  мебели (шкафы, столы, стулья, комоды, тумбы) и рынок наборов мебели (наборы корпусной мебели, наборы мебели для спальной, наборы мебели для прихожей).

      Если  рассматривать товарные границы  рынка согласно ТН ВЭД, то товарной границей рынка будет рынок бытовой  мебели.  

      2.2 Определение географических границ рынка и состава производителей 

      На  данном этапе исследования определяются географические границы рынка, а  также состав производителей и продавцов  мебельной продукции. Географические границы рынка теоретически определяются экономическими, технологическими и административными барьерами, ограничивающими участие потребителей в приобретении исследуемых товаров на рассматриваемой территории.

      Основными рынками сбыта для ЗАО «Ивацевичдрев» являются рынок Беларуси и России, вторыми по величине рынками являются рынок Германии и Казахстана, которые считаются динамично развивающимися и перспективными.

      Несмотря  на то, что в последнее время  идет укрепление позиций на рынке  мебельной продукции Российской Федерации, больше всего продукции  потребляется внутри страны. Поэтому, центром внимания станет местный рынок, географические границы которого очерчены пределами территории Республики Беларусь.

      Распределение долей объемов продаж мебельной  продукции ЗАО «Ивацевичдрев  отражено на следующей диаграмме:

      

      Рис.2.1 Распределение долей объемов продаж ЗАО «Ивацевичдрев» 

      В настоящее время, рынок мебельной  продукции Беларуси представлен  огромным числом предприятий-производителей, не только отечественных, но и иностранных. В конце 2007 г. таких предприятий насчитывалось более 30. Такое огромное количество предприятий, выпускающих мебельную продукцию, объясняется в первую очередь повышением благосостояния населения, увеличением строительства объектов жилого назначения, а также желанием потребителей обеспечить комфорт и уют в своем доме.

      Однако, несмотря на такое обилие конкурентов, можно выделить несколько лидирующих предприятий, которые прочно держат в руках «бразды правления». К  ним можно отнести:

      1) НПО «Бобруйскмебель»

      2) ОАО «Молодечномебель»

      3) ЗАО «Пинскдрев»

      4) ОАО «Минскмебель»

      5) СП «Фандок»

      6) ОАО «Гомельдрев»

      7) Прочие.

      Распределение долей отдельных предприятий  в общем объеме производства и  изменение их в течение двух лет  перед проведением исследования представлено на следующей диаграмме:

      

      Рис.2.2 Распределение долей отдельных предприятий в общем объеме производства в 2007-2008 гг. 

      Как видно из диаграммы, ЗАО «Ивацевичдрев» не является самым крупным в республике производителем мебели. Конкуренты стараются  не сдавать свои позиции, при этом растет сеть мелких производителей мебели, как частных малых предприятий, так и отдельных участков в рамках крупных предприятий. 

      2.3 Анализ ассортиментной структуры предложения 

      На  сегодняшний день ассортимент мебели ЗАО «Ивацевичдрев» широк и разнообразен:

    • Мебель мягкая: наборы для отдыха, диван-кровати, тахты
    • Кухонная мебель
    • Корпусная мебель: наборы для гостиных, детских комнат, спален, прихожих, офиса
    • Обеденные группы
    • Мебель для учебных учреждений
    • Мебель решетчатая: стулья гнуто-клееные, точеные, складные, на металлическом каркасе, табуреты
    • Малые формы мебели: тумба-кровать, тумбы под телеаппаратуру и др.

      Для упрощения анализа ассортиментной структуры продукции, которую выпускает  предприятие, разделим ее условно на две группы: мебель для общественных зданий (офисная, клубно-театральная, для детских учреждений, для учебных заведений, для учреждений здравоохранения и т. д.) и бытовая мебель (для жилых помещений, квартир, дач).

      В 2008 году ЗАО «Ивацевичдрев» было произведено мебельной продукции на сумму 52,6 млн.$, что больше по сравнению с 2007 г. на 10,5 %. Из общей суммы производства доля мебельной продукции для общественных зданий и сооружений составляет всего 35 %, остальные же 65 % занимает производство бытовой мебели.

Информация о работе Механизм функционирования конкурентных рынков (на примере рынка конкретного товара, работы, услуги)