Автор: Елена Кузьменко, 24 Октября 2010 в 13:19, курсовая работа
на примере предприятия ОАО "Ивацевичдрев"
Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ
1.1 Понятие совершенной конкуренции
1.2 Законы спроса и предложения
1.3 Прогнозирование цены на основе коэффициентов эластичности спроса и предложения
1.4 Устойчивость и неустойчивость равновесия
1.5 Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесия
1.6 «Паутинообразная» модель ценообразования
1.7 Величина равновесной цены
1.8 Особенности рынка совершенной конкуренции
2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕБЕЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ИВАЦЕВИЧДРЕВ»
2.1. Определение товарных границ рынка
2.2. Определение географических границ рынка и состава производителей
2.3. Анализ ассортиментной структуры предприятия
2.4. Определение емкости рынка
2.5. Определение долей рынка (состава продавцов)
2.6. Оценка состояния конкурентной среды
Заключение
Список использованных источников
Контроль
за финансово-хозяйственной
Паспортные
данные предприятия приведены в следующей
таблице:
Таблица
2.1. Паспортные данные ОАО «Ивацевичдрев»
Наименование | ОАО «Ивацевичдрев» |
Министерство, ведомство | Концерн «Беллесбумпром» |
Юридический адрес, телефон, факс | 225250 г. Ивацевичи
Брестская обл., ул. Заводская 4. Тел. 2-21-04, факс 2-14-82. |
Дата регистрации | 31 мая 2000 года |
Форма собственности | Частная |
Уставный фонд | 8769900 тыс. руб. |
Среднесписочная численность работающих | 1542 |
Банковские реквизиты | РС № 3012000001598 в филиале № 111 АСБ «Беларусбанк» г. Ивацевичи |
Приведем краткую историческую справку.
Открытое акционерное общество «Ивацевичдрев» создано в 1993 году и является правопреемником арендного производственного деревообрабатывающего объединения «Ивацевичдрев», образованного в 1971 году.
Начало своей деятельности ОАО «Ивацевичдрев» относит к 1922 году. Единственно вырабатываемая продукция в то время — пиломатериалы. В настоящее время вырабатывают пиломатериалы, изделия деревообработки (в первую очередь заготовки для поддонов), плиты древесностружечные, плиты ламинированные, шпон синтетический, синтетические смолы, рулонные облицовочные материалы, щитовые заготовки из массивной клееной древесины.
Ивацевичский леспромхоз образовался в 1952 году на базе Телеханского и Ружанского леспромхозов.
В настоящее время леспромхоз включает в себя Ивацевичский, Телеханский лесопункты, Кобринский и Бытенский лесохимучастки. Основные виды продукции — пиловочное сырье для производства пиломатериалов, деловая древесина, технологическое сырье, добыча живицы.
Предприятие занимает площадь 40,5 га.
Год постройки строений — 1974—1997.
Материалы стен — кирпичные, блочные.
Фундаменты — бетонные, бутовые, бетонные блоки.
Перекрытия — железобетонные.
Кровля — совмещенная, шиферная.
Основные виды деятельности:
— лесозаготовка;
— производство древесностружечных и ламинированных плит, щита из массивной клееной древесины, смол синтетических, рулонных облицовочных материалов, тары, пиломатериалов;
— производство бытовой мебели;
—
внешнеэкономическая
—другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь;
Деятельность ОАО «Ивацевичдрев» направлена на повышение благосостояния граждан РБ.
В обеспечение деятельности следует определить выполнение следующего перечня целей:
— улучшение позиций на освоенных сегментах рынка: создание системы анализа спроса и предложения на уже освоенных сегментах рынка; внедрение мероприятий по сокращению затрат на производство; внедрение мероприятий по улучшению качества продукции и обновлению ассортимента; создание системы управления производством на основе и по критериям поведения потребителей и конкурентов;
—
проникновение и закрепление
на новых сегментах рынка: создание
системы анализа тенденций
— максимально быстро реагировать на изменения и совершенствование технологических процессов и способов хозяйствования;
—максимальное
привлечение целевых
— компьютеризация управления;
— создание благоприятной системы взаимоотношений как внутри ОАО «Ивацевичдрев», так и вне него, с клиентами, поставщиками, Правительством, инвесторами и экспертами.
Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров — заменителей и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей (в зависимости от их числа) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара: оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара
При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к классификационной группе; рекомендуется использовать классификаторы: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности — ТН ВЭД. Основной классификатор продукции — ОКП (товарные словари). Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления и эксплуатации товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения запроса, — состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции
Определение товаров — заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования — взаимозаменяемость по потреблению (спросу), и с точки зрения их производства — взаимозаменяемость по производству.
В процессе анализа следует учитывать наличие барьеров взаимозаменяемости, например:
а) товар имеет преимущества перед заменителями в системе распределения (торговля по каталогам, торговля с обеспечением доставки на дом и т. п.);
б) товар имеет преимущества перед заменителями в условиях продажи (без нагрузок, с запчастями и т. п., предоставление скидок с цены, кредитов при оплате и прочих гарантий покупателям) и эксплуатации (обеспечение послепродажным обслуживанием) и т. п.
В
настоящее время, в век прогрессивных
технологий и постоянного
Из
рынка товаров народного
На рассматриваемом рынке мебели можно выявить два групповых товарных рынка: рынок однопредметных изделий мебели (шкафы, столы, стулья, комоды, тумбы) и рынок наборов мебели (наборы корпусной мебели, наборы мебели для спальной, наборы мебели для прихожей).
Если
рассматривать товарные границы
рынка согласно ТН ВЭД, то товарной
границей рынка будет рынок бытовой
мебели.
2.2 Определение
географических границ
рынка и состава производителей
На данном этапе исследования определяются географические границы рынка, а также состав производителей и продавцов мебельной продукции. Географические границы рынка теоретически определяются экономическими, технологическими и административными барьерами, ограничивающими участие потребителей в приобретении исследуемых товаров на рассматриваемой территории.
Основными
рынками сбыта для ЗАО «
Несмотря на то, что в последнее время идет укрепление позиций на рынке мебельной продукции Российской Федерации, больше всего продукции потребляется внутри страны. Поэтому, центром внимания станет местный рынок, географические границы которого очерчены пределами территории Республики Беларусь.
Распределение долей объемов продаж мебельной продукции ЗАО «Ивацевичдрев отражено на следующей диаграмме:
Рис.2.1 Распределение
долей объемов продаж ЗАО «Ивацевичдрев»
В настоящее время, рынок мебельной продукции Беларуси представлен огромным числом предприятий-производителей, не только отечественных, но и иностранных. В конце 2007 г. таких предприятий насчитывалось более 30. Такое огромное количество предприятий, выпускающих мебельную продукцию, объясняется в первую очередь повышением благосостояния населения, увеличением строительства объектов жилого назначения, а также желанием потребителей обеспечить комфорт и уют в своем доме.
Однако, несмотря на такое обилие конкурентов, можно выделить несколько лидирующих предприятий, которые прочно держат в руках «бразды правления». К ним можно отнести:
1) НПО «Бобруйскмебель»
2) ОАО «Молодечномебель»
3) ЗАО «Пинскдрев»
4) ОАО «Минскмебель»
5) СП «Фандок»
6) ОАО «Гомельдрев»
7) Прочие.
Распределение долей отдельных предприятий в общем объеме производства и изменение их в течение двух лет перед проведением исследования представлено на следующей диаграмме:
Рис.2.2 Распределение
долей отдельных предприятий в общем объеме
производства в 2007-2008 гг.
Как
видно из диаграммы, ЗАО «Ивацевичдрев»
не является самым крупным в республике
производителем мебели. Конкуренты стараются
не сдавать свои позиции, при этом
растет сеть мелких производителей мебели,
как частных малых предприятий, так и отдельных
участков в рамках крупных предприятий.
2.3 Анализ
ассортиментной структуры
предложения
На сегодняшний день ассортимент мебели ЗАО «Ивацевичдрев» широк и разнообразен:
Для
упрощения анализа
В 2008 году ЗАО «Ивацевичдрев» было произведено мебельной продукции на сумму 52,6 млн.$, что больше по сравнению с 2007 г. на 10,5 %. Из общей суммы производства доля мебельной продукции для общественных зданий и сооружений составляет всего 35 %, остальные же 65 % занимает производство бытовой мебели.