Оценка уровня концентрации на товарном рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Великий реформатор Петр Первый привез в Россию немецких мастеров колбасных дел для обучения русских кулинаров. Вскоре ученики превзошли учителей на гастрономическом поприще и создали свои сорта колбас, которые завоевали всеобщую любовь и популярность, неослабевающую до наших дней. Люди живущие, в разных областях государства стали придумывать собственные рецепты, давая готовому продукту звучное запоминающееся имя. Так появились, венские колбасы, итальянские, английские, камберлендские... И только в баварском местечке Гассельдорф местные жители установили памятник своему земляку Йоганну Георгу Ланеру.

Содержание

Введение.
1. Характеристика товарного рынка:
1.1 Рынок колбасной продукции на примере Владимирской области
1.2 Определение субъектов товарного рынка
2. Анализ структуры товарного рынка:
2.1 Оценка количественных показателей структуры товарного рынка и оценка объёма товарных ресурсов
2.1.1 Определение доли хозяйствующего субъекта
2.1.2.Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта
3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 345.50 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Введение.

    1. Характеристика товарного рынка:

    1.1 Рынок колбасной продукции на примере Владимирской области

    1.2 Определение субъектов товарного  рынка 

    2. Анализ структуры товарного рынка:

    2.1 Оценка количественных показателей  структуры товарного рынка и   оценка объёма товарных ресурсов

    2.1.1 Определение доли хозяйствующего  субъекта 

    2.1.2.Определение  рыночного потенциала хозяйствующего  субъекта

    3. Оценка уровня концентрации на  товарном рынке.

    Заключение

    Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Колбасная продукция - один из самых популярных у покупателей видов изделий. Мясоперерабатывающие предприятия России выпускают их в большом объеме и в достаточно широком ассортименте. Из-за резкого роста цен на мясное сырье, повлекшего за собой увеличение себестоимости колбас, их реализация значительно снизилась. В связи с этим мясоперерабатывающие предприятия стоят перед проблемой снижения себестоимости колбас, чтобы сделать их вновь доступными для всех слоев населения. Одним из путей решения этой проблемы является использование при производстве колбас более дешевого мясного сырья, а также различных видов белков растительного и животного происхождения, пищевых и вкусоароматических добавок. Что привело к ухудшению качества выпускаемых отечественной промышленностью колбас. В связи с этим возникла необходимость в разработке новых рецептур и технологий, позволяющих вырабатывать колбасы с относительно низкой себестоимостью из недорогого блочного мясного сырья, мяса с повышенным содержанием соединительной и жировой ткани, с пороками PSE и DFD, мяса после механической обвалки, в том числе птицы, а также соевых белков или других белков растительного и животного происхождения. Полукопченые колбасы стоят на втором месте по популярности у горожан после вареных, и лишь немногие обращают внимание на ее состав и рецептуру. Изготовление колбасных изделий имеет долгую историю - более двух тысяч лет. Существует много версий происхождения колбасных изделий. По одной из версий первое упоминание о блюде, похожем на колбасу, найдено в древнегреческой пьесе «The Orya» или «The Sausage», а написана она было в 500г. до н.э. Позднее это слово довольно часто встречается в греческих письмах.

Хотя  и нет точных данных о происхождении  самого слова «колбаса», считается, что оно могло прийти к нам от латинского «колба» - круглый или от польского - «киелбасар» - мясо, мясное кушанье. Некоторые историки считают, что слово «колбаса» пришло из тюркских языков: турецкое «kulbasty» означает «поджаренное на сковороде мясо». По другой версии, слово «кълбаса» имеет славянский корень и родственно слову «колобок». Есть еще версия, что слово «колбаса» произошло от еврейского словосочетания «коль басар» (лм бщш), что означает «всё мясо». Современное слово «колбаса» («sausage») произошло от латинского слова «salsus», что значит соленый. Вероятно, в древние времена этот термин имел более широкое значение, и означал не только сосиски и колбасы в нашем представлении, но и соленое или просто консервированное мясо. Тогда не было возможности хранить мясо в холоде, а приготовление колбас (вареных и копченых) было хорошим способом его сохранить. Шли века, а люди все больше и больше совершенствовали процесс приготовления колбас. Так, в зависимости от географического положения в разных частях мира появлялись различные рецепты колбас, которые более всего подходили для того или иного климата. Для прохладных районов северной Европы, когда сырое мясо может довольно долго храниться без специального охлаждения, оказались более пригодные сырые колбасы. Для того, что бы сохранить мясо в теплые месяцы применялось копчение. В южных районах Европы, а также в Азии, оказалось целесообразнее готовить сухие колбасы (dry sausage): в этом случае колбаса без дополнительной обработки высушивалась на солнце. Примером такого способа приготовления может служить суджук (шужук) и бастурма. Существует мнение, что кочевники из азиатских степей хранили суджук в сумках под седлом. Именно там осуществлялся последний этап приготовления колбасы - высушиваясь, она приобретала специфическую форму. Сейчас же плоская форма всего лишь дань традиции.

Великий реформатор Петр Первый привез в Россию немецких мастеров колбасных дел  для обучения русских кулинаров. Вскоре ученики превзошли учителей на гастрономическом поприще и создали  свои сорта колбас, которые завоевали всеобщую любовь и популярность, неослабевающую до наших дней. Люди живущие, в разных областях государства стали придумывать собственные рецепты, давая готовому продукту звучное запоминающееся имя. Так появились, венские колбасы, итальянские, английские, камберлендские... И только в баварском местечке Гассельдорф местные жители установили памятник своему земляку Йоганну Георгу Ланеру. Йоганн Георг Ланер считается изобретателем сосисок. Мясник переехал из Франкфурта в Вену. Там он открыл мясной магазин и продавал сосиски, которые он назвал франкфуртскими. Вопрос о том, кто именно изобрёл сосиски, является старым спором между городами Франкфурт и Вена. Во Франкфурте сосиски изготавливались со средневековья, но в венских сосисках впервые использовали смесь говядины и свинины, рецептура, по которой производят современные сосиски. Вот и получается, что столь привычные нам колбасные изделия, имеют на самом деле многолетнюю историю и множество именитых родственников в разных странах. Можно лишь надеяться, что благодаря и нашим рецептам удастся восстановить справедливость, и сосиски и колбасы займут достойное место среди любимых блюд на вашем столе. Колбаса на Руси. Слово колбаса (старое кълбаса) по одной из версий славянское по происхождению и имеет один корень со словом колобок. Первые письменные упоминания колбас встречаются в XII веке, первые рецепты упомянуты в известном "Домострое". Хотя славяне готовили подобные деликатесы и раньше: промытые свиные кишки набивали мелко порубленным мясом вперемешку с гречкой, мукой и яйцами. А первые в России колбасные мастерские появились уже при Петре I. Основанные приглашенными немецкими мастерами, колбасных дел мастерами.

Оказывается, первыми учениками и рабочими в колбасных цехах оказались  почти исключительно жители Углича. Впоследствии они превзошли своих учителей в мастерстве, и основали свои производства по всей России. А сорт колбасы, изобретенный еще во времена Петра, так и стали именовать "Углическим". До Революции в Российской Империи было около 46 крупных колбасных производств, и несколько тысяч мелких - при каждой крупной лавке мясника. Перед началом войны в России производилось около 1 кг колбасы в год на одну душу населения. К 70-м годам в Советской России выработка колбасных деликатесов 760 мясокомбинатов составляла более 40 килограмм колбас двухсот наименований в год. В настоящее время производство колбас составляет от 15 до 20 кг на человека в год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОГО РЫНКА

Статистические  данные показывают, что по уровню потребления мяса в мире место России далеко от Европы и находится где-то в пределах седьмого десятка. Так, среди продуктов, которые пользуются наибольшим спросом у россиян, колбасные изделия занимают лишь четвертое место, уступая при этом молочной продукции, овощам и фруктам, а также хлебобулочным изделиям. Для данного рынка характерна сильная подверженность сезонному влиянию, а также традиционная связь спроса с праздниками, в период которых покупательский интерес к продукции повышается. По утверждению специалистов Capital Research Group, колбаса в современной России - это не только еда, но еще и индикатор благосостояния ее граждан. Так, если в 1990 году среднестатистический россиянин съедал мяса и мясных продуктов 70-80 кг в год, а доля колбасы в общем потреблении мясных продуктов составляла больше 60%, то в настоящее время среднестатистический россиянин съедает не более 50 кг мяса, из которых на колбасы и мясные деликатесы приходится около 40%. Причин тому две: с одной стороны - реальное снижение благосостояния основного населения, с другой - окончание монополии колбасы как универсального повседневного деликатеса за счет увеличения иных продуктовых ассортиментов. По данным РБК, объем российского рынка колбасных изделий в натуральном выражении достигает порядка 1,65 млн. т. в год. Соотношение продукции разных ценовых ниш ежегодно меняется в сторону увеличения доли дорогостоящей продукции. На сегодняшний день на колбасы дорогого сегмента приходится порядка 20%, и его доля ежегодно увеличивается на 2-3%. Настоящая специфика рынка колбасных изделий такова, что основной объем рынка обеспечивает отечественный производитель - более 97% продукции. Примечательно то, что объемы импорта и экспорта почти соотносимы и составляют 2,3% и меньше 1% соответственно. Исследования компании «Милагро-М» на протяжении нескольких лет показали, что рынок копченых колбас испытывает определенный подъем к лету. Это связано с началом дачного сезона, во время которого традиционно повышается спрос со стороны небольших розничных торговых предприятий, расположенных около дачных поселков, на вокзалах и автомобильных трассах. Немаловажным является и тот факт, что повышение требований конечного потребителя к качеству колбасных нарезок в вакуумной упаковке оказало существенное влияние на оптовый рынок колбас фасовкой 3–5 килограммов. Вытеснение с рынка колбасных нарезок мелких производителей привело к существенному снижению спроса на сырокопченые колбасы крупной фасовки. В свою очередь, развитие отечественными мясокомбинатами производства нарезок копченых колбас в значительной мере потеснило и импортные колбасные нарезки. Так, снижение оптового спроса на нарезки венгерской фирмы Pick под торговыми марками «Салями зимняя», «Голиаф» и другими с начала года составило более 20%. Единственным преимуществом нарезок колбас зарубежного производства остается длительный срок хранения, позволяющий оптовым предприятиям поставлять их в отдаленные регионы и в мелкорозничную торговую сеть. В целом вареные и копченые колбасы едят примерно равное число человек - 29 и 26% потребителей соответственно. А вот доля отдающих предпочтение сырокопченой колбасе почти вдвое превышает число любителей варено-копченой колбасы. Основными местами покупки мясоколбасных изделий остаются большие магазины. Так, на долю супермаркетов/гипермаркетов приходится 42% покупок, на продовольственные магазины 27%. В то же время значительное число покупок - порядка 11% - совершается в магазинах на колесах (тонарах). Что касается рынков как мест продажи, не отличающихся высоким уровнем обслуживания, и специализированных мясных магазинов, в которых, как правило, достойный уровень сервиса и широкий ассортимент, по популярности у потребителей находятся на последних местах. 

Диаграмма 1. Потребление мясоколбасной продукции по видам, %от числа респондентов 

Диаграмма 2. Места покупки мясоколбасной продукции, % от числа респондентов

Внешний вид товара - цвет, запах и прочее, а также внешний вид упаковки и состав продукта относятся к  самым важным характеристикам мясоколбасных  продуктов, на которые потребители  обращают внимание при покупке. Цена, вкусовые характеристики и информация об изготовителе - это те характеристики, на которые покупатели обращают внимание при покупке, но которые при ранжировании не попадают в категорию самых важных. Причем фактор "цены" по важности находится на самом последнем месте. По данным, полученным в ходе исследования, проводимого Capital Research Group, можно констатировать, что основная доля потребляющих мясоколбасную продукцию ест ее довольно часто - каждый день, следующая по величине доля потребителей ест ее немного реже - 3-4 раза в неделю. 

Диаграмма 3. Частота потребления мясоколбасной продукции, %. 

В завершение обзора рынка мясоколбасной продукции  можно констатировать, что: с конца  прошлого года наметилось перераспределение потребления в сторону более дорогих продуктов; среди мест покупки колбас и мясных деликатесов лидируют супермаркеты и гипермаркеты; спрос на мясоколбасную продукцию на отечественном рынке носит сезонный характер, пики активности характерны для дачного периода; 97% производителей на данном рынке являются отечественными (большинство из них - столичные). 
 

    1. Рынок колбасной продукции  на примере Владимирской области.

По мнению аналитиков, ситуация на российском рынке  колбасной продукции характеризуется высоким уровнем конкуренции между производителями. На рынке колбасной продукции Владимирской области отмечается тенденция усиления конкуренции, что обусловлено притоком новых игроков. В условиях нарастающей борьбы за кошельки владимирских покупателей особую значимость для производителей колбасной продукции приобретает информация о потребительских предпочтениях населения. Изучению этих предпочтений и был посвящен опрос, проведенный исследовательской компанией в январе 2010 года. По данным исследования, представители 91,7% владимирских семей покупают колбасную продукцию – вареные, варено-копченые, полукопченые, сырокопченые, сыровяленые колбасы, сардельки и сосиски. Наибольшее количество респондентов приобретают колбасу, сосиски и сардельки 2-3 раза в неделю и чаще – так ответили 37,8% представителей домохозяйств (рис. 1).  

  

Треть семей покупают эту продукцию  один раз в неделю. Доля тех, кто приобретают колбасные изделия с частотой один раз в 2 месяца и реже, составляет 3,6%, что не превышает предельную ошибку выборки. Наибольшей популярностью у представителей владимирских домохозяйств пользуются вареные колбасы – их обычно покупают 64,4% участников опроса, а около трети респондентов приобрели их в последнюю покупку (рис. 2).  

  

Возможно, такой значительный уровень популярности вареных колбас обусловлен более низкой ценой данного продукта. Примерно каждая вторая семья чаще всего выбирает полукопченые колбасы, причем доля Владимирцев, которые приобрели полукопченые колбасы при последней покупке, несколько превосходит аналогичный показатель в сегменте вареной колбасы. Варено-копченые колбасы приобретают немногим более трети – 34,6% – семей, покупающих колбасные изделия. Сардельки и сосиски также пользуются спросом примерно у трети – 33,8% – покупателей. Наименее популярны сырокопченые колбасы – обычно их покупают 8,7% домохозяйств, а доля семей, которые приобрели сырокопченые колбасы в последнюю покупку, не превышает ошибку выборки. По данным исследования, частота покупок колбасной продукции зависит от ее вида. Наиболее популярные вареные и полукопченые колбасы приобретаются несколько чаще. Так, не реже одного раза в неделю вареную колбасу покупают 69% домохозяйств, приобретающих колбасных изделия данного вида, а полукопченую – 67% (рис. 3).  

  

При сходных  показателях частоты приобретения в среднем за один раз Владимирцы покупают больше полукопченой колбасы, чем вареной. Так, если среди покупателей полукопченых колбас более 600 граммов продукта приобретают 41,2% семей, то среди покупателей вареной колбасы – только 35%.Варено-копченые колбасы покупаются несколько реже и примерно в таких же объемах, как и полукопченые, – 63,1% домохозяйств приобретают данный вид колбасы не реже раза в неделю. При этом доля покупателей, приобретающих более 600 граммов варено-копченой колбасы за один раз, составляет 43,2% респондентов. Сосиски и сардельки приобретаются значительно реже, чем лидеры по популярности – вареные и полукопченые колбасы. Подавляющее большинство владимирских семей, приобретающих сосиски и сардельки – 65,6%, – делают это примерно 2-4 раза в месяц, но при этом более половины покупателей этой продукции за один раз приобретают более 600 граммов. Из всех видов колбас наименьшим спросом пользуются сырокопченые: не реже одного раза в неделю их приобретают 58,3% семей, покупающих данную продукцию, а 29,2% домохозяйств и вовсе совершают покупку этого продукта один раз в месяц и реже. Нужно, однако, отметить, что при такой частоте покупок сырокопченой колбасы 54,2% домохозяйств за один раз приобретают более 600 граммов, а свыше 16% – килограмм и более. Колбасная продукция обладает определенными характеристиками, которые принимаются во внимание при совершении покупки. Для большинства любителей колбасных изделий существенным критерием выбора является цена – на важность данной характеристики продукта указали 55,6% опрошенных (рис. 4).  

Информация о работе Оценка уровня концентрации на товарном рынке