Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Наташа ЭТ ГОТОВО.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

    Отсутствие  реального нормативного регулирования  поддержки такого важного сектора  экономики как малый и средний  бизнес, существенно ограничивало его  развитие в целом.

      В заключение работы хотелось бы отметить, что 30 января 2008 года  в зале городской администрации  г. Ухты состоялась учредительная конференция, на которой 15 предприятий приняли решение о создании Торгово-промышленной палаты. До последнего времени в Республике Коми действовала только одна Торгово-промышленная палата, объединившая представителей организационно-делового сообщества всего региона. В Ухте же ранее, начиная с 1995 года, успешно работало представительство региональной ТПП. Основной целью организации данной палаты является объединение субъектов хозяйственной деятельности г. Ухты для содействия развитию экономики города, ее интегрированию в экономику Коми, России и в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, а также для согласования и представительства интересов членов палаты.

      По  мнению специалистов, создание собственной  палаты позволит предприятиям Ухты и  Сосногорска оперативно решать самые  актуальные вопросы городского и районного бизнеса, увеличить количество услуг, необходимых для успешного развития организаций. Используя деловую площадку ухтинской ТПП, предприниматели получат возможность принимать активное участие в обсуждении и согласовании нормативных и законодательных актов, касающихся вопросов предпринимательства и экономики как в родных городах, так и на республиканском уровне.

      Наличие собственной Торгово-промышленной палаты, несомненно, будет способствовать развитию каждого предприятия Ухты и районов, экономики города и Республики Коми в целом. 
 
 
 

Заключение 

    Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

    В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

    Однако  уровень развития малого предпринимательства  в России находится на сегодняшний  день на достаточно низком уровне в  силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации приватизированных предприятий.

    Существуют  и другие проблемы. Одной из основных является нехватка финансовых    ресурсов    у    вновь    создающегося    малого    предприятия, недостаточно развит механизм банковского кредитования малого предпринимательства. От этого во многом зависит успех малого бизнеса, его успешное развитие и функционирование.

  Следует отметить, что государству выгодно иметь большой процент малого бизнеса, так как:

  1. Снимает заботу о рабочих местах.
  2. Налоги (особенно местный уровень).
  3. Учет требований покупателей.
  4. Экономия используемых материальных ресурсов.
  5. Интенсивное обновление продукции.
  6. Повышается технико-технологический уровень.
  7. Предприниматели находят места для инвестиций, инвестируют в свои предприятия.

    Предприятия берут на себя функции государства  и функцию социальной защиты сотрудников.

      Среди факторов, воздействующих на активность малого бизнеса, можно отметить следующие:

  1. Надежность защитного механизма.
  2. Личная выгода, личный интерес.
  3. Снижение степени неопределенности и риска.
  4. Наличие ниши на рынке, куда предприниматель может направить свою деятельность.
  5. Состояние роста экономики страны.

     Таким образом, развитие малого бизнеса является важным механизмом государственного регулирования предпринимательской деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  2. Антишина М.А. Комментарий к федеральному закону от  24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской  Федерации» «Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам  для бухгалтеров,  2007,  № 11
  3. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. - М.: «Дашков и Ко», 2007.
  4. Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник.- М.: Академия менеджмента и рынка. 2007.
  5. Виленский А. Почему не востребован малый бизнес в России// Бизнес для всех. №11, 2007
  6. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в России. Аналитический сборник.- М.: Академия менеджмента и рынка, 2006.
  7. Воронов А.А. Малый бизнес - стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России/ «Малое предприятие» №11, 2006.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и И. - М.: ИНФРА- М -Норма, 2006.
  9. Малое предпринимательство: итоги деятельности, основные проблемы развития, мероприятия по господдержке: Аналитическая записка. - Комистат,   Май 2008 г.
  10. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. В.Ш. Каганова. - М.: Академия менеджмента и рынка, изд. Перспектива, 2006.
  11. Талалаева И., Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, «Малая бухгалтерия» №1, 2008
  12. Федеральный закон  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации»  N 209 – ФЗ  от  24.07.2007
  13. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под. ред. проф. А.Г. Поршнева. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  14. Экономика предприятия : учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова -М.-ИНФРА-М. – 2006.

Информация о работе Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России