Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Наташа ЭТ ГОТОВО.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем малый бизнес - это наиболее изменчивый сектор экономики: высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни малых предприятий разоряются и прекращают свое существование. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остается примерно половина, через 3 года - 7-8%, а через 5 лет - только 3%. Но на месте ликвидированных фирм образуются новые, поскольку вход на рынок и выход из него для малого бизнеса относительно безболезнен. Ликвидация не означает чрезмерных финансовых потерь, и многие предприниматели делают по 3--4 неудачных попытки, прежде чем найдут действительно свое дело.

Малый бизнес в России. В нашей стране толчком к формированию сферы малого бизнеса послужило кооперативное движение в конце 1980-х годов. Большинство «кооперативов» тех лет в действительности являлось частными предприятиями, принадлежавшими не номинальным членам-кооператорам, а только руководителям. Позже на смену им пришли фирмы, уже и юридически организованные как частный бизнес.

    Создание  малых частных фирм шло двумя путями: с помощью малой приватизации и в результате грюндерства. Малая приватизация заключалась в передаче небольших государственных предприятий в торговле, сфере услуг, общественном питании в собственность их трудовым коллективам. Позже в большинстве случаев права собственности на эти фирмы сосредоточились в руках директоров, выкупивших у сотрудников их доли. Грюндерство выражалось в массовом создании новых малых частных предприятий «с нуля». Они сразу принадлежали одному владельцу или узкой группе учредителей, вложивших в дело свой капитал. К настоящему времени различие между приватизированными и вновь созданными малыми фирмами почти стерлось.

    На  1992-1993гг. приходится пик активности малых фирм в России. Позже, в 1994-2000гг., произошла приостановка роста малых предприятий в результате:

  • сужения высокодоходных сфер деятельности, существование которых в первые годы реформ было обусловлено крайне низкой насыщенностью рынка товарами и услугами;
  • усиления налогового пресса и сокращения государственной поддержки малого бизнеса;
  • увеличения конкуренции, а также поглощения слабых предприятий сильными.

    В настоящее время в России действуют  около 1 млн. малых предприятий.

Сферы деятельности российского  малого бизнеса. Малые предприятия стали характерными для таких отраслей экономики, как:

    1) розничная и мелкая оптовая  торговля;

    2) сфера услуг;

    3) строительство. 

    Около половины малых предприятий в  нашей стране занято в торговле. Относительно небольшой стартовый  капитал, необходимый для открытия розничной торговой точки или занятия мелким оптом, идеально соответствует ограниченным финансовым ресурсам, имеющимся в распоряжении частных лиц. Не нужна для этой деятельности и высокая квалификация. В частности, широкое распространение получил такой вид неформального малого бизнеса, как челночная торговля. Доля челночного импорта составляет около 10% от совокупного российского импорта и оценивается суммой в 3 млрд. долл.

    «Челноки» стали реальной силой, способной  оказывать влияние на общее состояние  отечественного рынка. Создавая конкуренцию для товаров отечественных производителей, челночная торговля позволяет удерживать низкие цены на внутреннем потребительском рынке и побуждает российские предприятия к снижению затрат на производимые ими товары народного потребления.

    Велика  роль малых фирм в сфере услуг  персонального характера (маленькие  кафе, парикмахерские, адвокатские  конторы, частные клиники). Но существуют и малые фирмы, оказывающие услуги для бизнеса (аудит, консалтинг, компьютерное программирование, реклама и др.). Наконец, по стране работает масса небольших (и часто неучтенных) бригад строителей. Многие официально зарегистрированные строительные фирмы также являются малыми предприятиями.

    К сожалению, развитие малого бизнеса  в производственном секторе пока не получило серьезного развития. Между тем в других странах ремесленные и просто небольшие промышленные предприятия играют достаточно большую роль. 

2.2. Индивидуальное предприятие

    Самой простой и распространенной организационной  формой малого бизнеса является индивидуальное предприятие. Индивидуальное предприятие - это небольшая фирма, владелец которой является одновременно и ее главным служащим. Обычно он не преследует далеко идущих целей. Его устраивает свой бизнес, в котором он выполняет роль и работника, и бухгалтера, и координатора-управленца.

    Индивидуальное  предприятие принадлежит одному владельцу, управляется им самостоятельно и служит для него основным источником получения доходов. В то же время по всем возникающим обязательствам предприятия владельцу приходится нести личную ответственность.

    К преимуществам данного организационного типа предприятий относятся:

  • возможность быстрой организации предприятия, несложность процедуры его открытия и ликвидации;
  • упрощенное ведение учета хозяйственной деятельности предприятия;
  • сосредоточение всего размера получаемой прибыли в одних руках - у хозяина предприятия;
  • независимость владельца предприятия, возможность самостоятельного принятия решения и оценки полученных результатов.

    Однако  наряду с преимуществами эта форма организации бизнеса имеет определенные недостатки. Наиболее значимый из них с точки зрения владельца связан с тем, что имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т. д.).

    С точки зрения контрагентов, индивидуального предприятия обязанность его владельца расплачиваться всем своим имуществом (с поставщиками за приобретенные у них ценности, с кредиторами - по полученным кредитам, с государственным бюджетом - по налогам и т. д.) хотя бы частично снижает риск ведения сделок с малой, а значит финансово слабой фирмой.

Формы индивидуальных предприятий  в России. Индивидуальное предприятие в России может быть организовано в двух формах:

    1) индивидуальная трудовая деятельность (ИТД);

    2) индивидуальное частное предприятие (ИЧП).

    Разница заключается в том, что ИТД  основана на собственном труде предпринимателя, а в ИЧП наряду с трудом предпринимателем используется также труд наемных  работников.

2.3. Товарищества

    Индивидуальное  предприятие является преобладающей, но не единственной формой организации  малого предприятия. Дальнейший рост и  развитие предприятия требуют дополнительного  привлечение капитала, который может быть получен с помощью участия других лиц (товарищей). Соответственно эта форма получила название товарищество. Оно может выступать также и формой организации среднего и даже крупного бизнеса. Однако в последнем случае в роли товарищей в них обычно выступают не отдельные люди, а целые фирмы.

    Деятельность товарищества основана на объединении паев (в виде денег или имущества) участников предприятия. Сумма пая фиксируется в паевом свидетельстве и дает право его владельцу на получение прибыли и право голоса на собрании предприятия.

    Форма организации предприятия в виде товарищества стала применяться в России с конца XVII в. и использовала традиции старинного складничества. Она просуществовала до 20-х годов ХХ в. (период нэпа), а затем возродилась лишь в годы реформ.

Организационные формы товариществ. В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся на:

    1) полные товарищества;

    2) товарищества с ограниченной  ответственностью;

    3) смешанные товарищества.

    Организация полного товарищества предполагает высокую степень доверия его участников друг к другу и основывается на принципах полной и солидарной ответственности. Участникам приходится отвечать по всем обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным имуществом.

    Эта форма находит применение на тех  предприятиях, где большой удельный вес составляет интеллектуальный капитал (брокерские, бухгалтерские, аудиторские, внедренческие, адвокатские фирмы). Люди, работающие в таких фирмах, являются деловыми партнерами.

    Учитывая, что полная ответственность связана  с рядом неудобств, большая часть предприятий отдает предпочтение другой форме ¾ товариществу с ограниченной ответственностью, весьма распространенному в том числе и в нашей стране. Товарищество с ограниченной ответственностью основано на распространении ответственности лишь на капитал предприятия. В случае банкротства предприятия его участник рискует только своим паем, вложенным в предприятие. Иначе говоря, за долги обанкротившегося предприятия не могут быть востребованы личное имущество его владельцев, ценные бумаги других предприятий, личные денежные счета. Поэтому товарищество с ограниченной ответственностью представляет собой очень распространенную организационную форму предприятия.

    Появление последней формы - смешанного товарищества - восходит к итальянским фирмам в далеком XIV в. К возникновению этой формы привели развитие промышленности и торговли, дальние морские путешествия, связанные с большим риском потери вложенного капитала.

    Смешанное товарищество включает:

  • полных участников (товарищей), которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по всем обязательствам предприятия;
  • вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (пая).

    Данная  форма позволяет быстро увеличить  капитал предприятия за счет внешних  участников, обещая им хорошую прибыль, и что очень важно, одновременно страхует их от полного разорения при неудаче. Одновременно личное богатство полных товарищей служит для партнеров по сделкам гарантией уплаты по обязательствам. 

2.4. Крупный бизнес: акционерные общества

    Крупные компании принято сравнивать с «бриллиантами в короне» хозяйства развитых стран, так как их малочисленность компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика. Однако ими создается большая часть всей продукции страны - около 50%. Высокая эффективность крупных компаний опирается на:

  • экономию на масштабах производства;
  • сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) издержек;
  • на снижение внешних трансакционных издержек, которые особенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании.

    Основной  организационной формой крупного предприятия  является акционерное общество (АО). Деятельность АО основана на объединении капиталов участников предприятия. Свидетельством вложения капитала в фирму является акция, она же дает ее владельцу - акционеру - право на получение дохода и участие в управлении АО.

    Единоличным предпринимателям обычно не под силу создать крупное производство в  промышленности. Требуется объединение капиталов, причем не капиталов узкого круга лиц, как в товариществе, а широкой публики.

    Так, например, образованный в 1863 г. инженером  А. Е. Струве Коломенский паровозостроительный завод первые годы своего существования  был мастерской, а затем небольшим заводом. Предприятие получило новое рождение в 1871 г., когда было акционировано. Аккумуляция необходимого капитала дала возможность быстро расширить завод, приобрести современные технологии, и уже в 80-е годы XIX в. стать основным поставщиком локомотивов для русских железных дорог.

Преимущества  акционерных обществ. Важнейшее преимущество АО связано, как уже было отмечено, с возможностью привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для крупного производства при современных масштабах экономики.

    Акционерная компания является обществом с ограниченной ответственностью. Поэтому в случае банкротства предприятия акционер теряет только сумму, которую он вложил в данное предприятие. Это гарантирует  акционерам снижение риска при сохранении возможности больших выигрышей (прибылей). Именно ограниченность риска заранее определенной суммой денежных средств превращает АО в наиболее эффективную форму вложения капиталов, обеспечивает сосредоточение денежных средств и их быстрый перелив из одной отрасли в другую.

Информация о работе Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России