Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Наташа ЭТ ГОТОВО.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

    Выход из АО какого-либо участника не приводит к остановке производства, и предприятие  продолжает работать. Акционерное общество - это наиболее устойчивая форма объединения капиталов.

    Акционерное общество использует профессиональный менеджмент - наемных управляющих, специально подготовленных для деятельности в определенной области и потому способных эффективно решать сложные вопросы (например, инженерные, маркетинговые, финансовые и прочие проблемы).

Недостатки  акционерного общества. Не лишена акционерная форма и недостатков. Организация и ликвидация акционерной компании требуют высоких (по сравнению с ликвидацией малых предприятий) затрат.

    Сложная организационная структура АО способствует его бюрократизации.

    Участие акционеров в управлении АО и контроль за ними существенно слабее власти хозяина в малой фирме. При некоторых условиях наемные менеджеры могут действовать в своих узкокорыстных интересах в ущерб акционерам и компании в целом.

    Прибыль компании дважды облагается налогом на прибыль. Первый раз облагается налогом полученная предприятием прибыль, а второй раз налог взымается с полученных акционерами дивидендов.

    Различают два вида акционерных обществ:

    1) закрытое акционерное общество (ЗАО);

    2) открытое акционерное общество (ОАО).

    ЗАО представляет собой предприятие, капитал которого распределен среди замкнутого круга лиц: членов трудового коллектива; учредителей предприятия; смежников. Акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров. Для акционерных обществ закрытого типа характерна зависимость между обладанием акциями и выполнением акционерами каких-либо производственных функций. В силу всех этих ограничений, избрание формы ЗАО затрудняет свободный приток капиталов, но гарантирует фирму от захвата со стороны путем скупки акций.

    Акции ОАО распространяются по открытой подписке. Купить акцию и стать акционером может любой человек. Акции открытого  акционерного общества свободно продаются. С целью предоставления информации о деятельности предприятия, необходимой  для акционеров, акционерное общество обязано ежегодно публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и ее использовании, некоторые другие показатели.

    Характерной чертой акционерного общества является разделение в рамках пучка прав собственности функций владения и управления. Владельцами акционерного общества являются акционеры - собственники акций. А управляют этой собственностью по их поручению менеджеры - наемные управляющие, собственниками не являющиеся.

    Этим  обстоятельством и определяется специфика управления акционерной компанией. По российским законам система управления акционерным обществом включает три уровня:

    1. собрание акционеров;
    2. совет директоров;
    3. исполнительный орган

Акционерные общества в промышленной России. Проблема эффективного управления акционерными обществами с особой остротой стоит в России. Практически все крупные акционерные общества в современной российской промышленности образовались в результате приватизации государственной собственности. Как правило, предприятия сначала преобразовывались в государственные акционерные общества (акционировались), а затем передавались в частные руки.

    Все граждане России безвозмездно получили так называемые приватизационные чеки, или ваучеры. С помощью приватизационных чеков на специальных конкурсах производилась покупка акций приватизируемых предприятий. Значительная часть граждан самостоятельно воспользовалась этим правом, но немалая доля ваучеров, а затем и акций приватизировавшихся фирм была скуплена российскими и иностранными финансовыми структурами (внешними инвесторами).

    Для персонала приватизируемых предприятий  были созданы льготные условия покупки  акций. По наиболее часто использовавшемуся  варианту приватизации трудовому коллективу в обмен на ваучеры передавался 51% голосующих акций (контрольный пакет).

    Приоритетное  положение работников предприятий  при проведении чековой приватизации сказалось на ее результатах. Государственная  собственность перешла в собственность  миллионов новых акционеров с  закреплением основной части акций  в руках трудового коллектива и директорского корпуса. Ко времени ее завершения в 1994 г. доля трудовых коллективов (включая директорский корпус) составила 62%, доля внешних инвесторов - 21%, доля государства - 17%. В дальнейшем доля акций, принадлежащая работникам и государству, сокращалась, а доля директоров и внешних инвесторов росла. В настоящее время контрольные пакеты акций большинства российских крупных предприятий сосредоточены в руках двух последних групп собственников.

    Холдинг представляет собой организацию, контролирующую деятельность ряда фирм благодаря владению пакетами их акций. Фирма, стоящая наверху пирамиды компаний, входящих в холдинг, называется материнской, подчиненные ей фирмы - дочерними компаниями. Благодаря наличию контрольного пакета ценных бумаг холдинговая компания получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов всего холдинга.

    Холдинговая структура обеспечивает максимальную децентрализацию процесса принятия решений в рамках единой фирмы. Дочерние общества автономны в принятии тактических решений, затрагивающих их повседневную деятельность на рынке. Вопросы же выработки общей стратегии компании, формулировка целей развития, осуществление координационных связей между входящими в холдинг фирмами, являются прерогативой головной компании холдинга.

    В современной экономике холдинги получили распространение благодаря  эффективному механизму их функционирования. Особенно удобен холдинг для управления значительным числом компаний, относящихся  к различным сферам деятельности и имеющих разную отраслевую принадлежность. Именно при управлении такими автономными по своей сути направлениями бизнеса проявляются преимущества децентрализации принятия решений.

    По  мере роста размеров российских фирм, расширения сфер их деятельности холдинговая структура организации фирмы становится все более популярной в нашей стране. Ведущие российские компании все чаще преобразуются в холдинги.  

2.5. Объединения предприятий

    Наряду  с фирмами в современной рыночной экономике значительную роль играют объединения предприятий. Особенностью данной формы предпринимательской деятельности является сочетание элементов стихийного порядка и иерархии. Объединения предприятий представляют собой группу фирм, внутри каждой из которых действует принцип иерархии. Взаимодействие же между фирмами группы осуществляется через рынок, но в пределах общей стратегии. Это не единая фирма, но и не чистый рынок.

    Отдельно  стоящей фирме приходится расходовать  средства на приобретение информации о ценах, технологиях, возможных контрагентах, на заключение контрактов, на контроль их исполнения, на поиск необходимых ресурсов для развития и т. д. Объединение предприятий позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки, поскольку многие трансакции осуществляются с партнерами по группе, с которыми налажены устойчивые связи. Кооперация фирм в рамках объединений создает также возможности перелива капитала, технологий и трудовых ресурсов, позволяет координировать совместную деятельность и т. д.

    Вместе  с тем объединение не превращается в единую суперфирму и, следовательно, не ведет к чрезмерному росту внутрифирменных трансакционных издержек. Взаимодополнение стихийного порядка и иерархии в объединении фирм способствует эффективной работе, стабильному развитию и устойчивому положению на рынке.

Финансово-промышленные группы. Наиболее распространенной основой для создания объединений является взаимовыгодное переплетение интересов крупных банковских структур и промышленных фирм. Дело в том, что по природе своих операций банк заинтересован в привлечении крупных, надежных и постоянных клиентов. Фирма же нуждается в столь же долгосрочных источниках кредитов.

    Организационной формой объединений банков и предприятий  стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Каждая составная часть ФПГ  самостоятельно решает собственные задачи, но при этом учитывает и общий интерес группы. Роль координатора в ФПГ выполняет головная организация (ею может быть банк или крупнейшее предприятие). Выполняемые ею управленческие функции, однако, носят ограниченный характер, сохраняя за другими участниками группы свойственный независимому предприятию уровень самостоятельности.

    ФПГ как форма объединения промышленных предприятий и банковских институтов давно зарекомендовала себя во всем мире, поскольку способна  обеспечить:

  • аккумуляцию финансовых ресурсов;
  • благоприятные условия для инвестиционной деятельности;
  • должный контроль за эффективным использованием финансовых средств;
  • поддержку и развитие широкомасштабных научных исследований и разработок;
  • межотраслевое перераспределение ресурсов.

    Иными словами, ФПГ максимально использует наиболее выгодные возможности объединения  предприятий.

Российские  финансово-промышленные группы

    В России процесс формирования финансово-промышленных групп начался в 1993-1994 гг. В 1995 г. были зарегистрированы 24 ФПГ, которые объединяли 400 организаций. В 2000 г., спустя семь лет после образования первых ФПГ, уже 87 ФПГ с общим числом занятых более 5 млн. чел. объединяли более 1,5 тыс. промышленных предприятий и 90 финансово-кредитных институтов.  

2.6. Государство как предприниматель

    Обычно  в рыночной экономике коммерческая деятельность находится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено:

    1) в отраслях, значение которых  жизненно важно для безопасности  страны;

    2) естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неизбежному возникновению там частной монополии;

    3) в убыточных, а потому не  привлекающих частный бизнес  предприятиях и отраслях, которые по стратегическим соображениям должны быть сохранены.

    Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:

    1) предприятия, полностью находящиеся  в собственности государства.  Имущество этих предприятий является  неделимым, т. е. не может быть распределено по вкладам (акциям, паям). Поэтому эти предприятия принято называть унитарными (от лат. unitas - единство, одно целое);

    2) предприятия, находящиеся под  контролем государства через  его владение контрольным пакетом акций. По своей сути эти предприятия являются обычными акционерными обществами, но с правом принятия решений государством.

Государственное предпринимательство  в России. В ходе приватизации российское государство лишилось большинства принадлежавших ему предприятий.

    Важнейшими  исключениями из этого правила являются:

  • главные предприятия военно-промышленного комплекса (в первую очередь в аэрокосмической сфере, производстве вооружений). Мотивом сохранения государственной собственности в этой сфере служит поддержание обороноспособности страны. Переход таких предприятий в частные руки мог бы (особенно в современных российских условиях) привести к утечке секретов за границу, а возможно, и к тайному финансированию заинтересованными государствами саботажа на предприятиях, например, путем свертывания многообещающих разработок. Существовала бы также опасность установления над военным производством господства криминальных сил. Главная проблема государственных военных заводов в настоящее время ¾ недостаточное финансирование, зачастую ведущее к развалу производства. Сохранив предприятия в своей собственности, но, лишив их денег, государство пока лишь декларировало необходимость защиты национальной безопасности в этой сфере, не сделав в этом направлении главных шагов;
  • естественные монополии, прежде всего в электроэнергетике (РАО «ЕЭС России») и на железнодорожном транспорте (МПС). Государство также владеет крупным (фактически контрольным) пакетом акций «Газпрома». Деятельность естественных монополий не может эффективно регулироваться рыночными силами (10.2.1). Поэтому выбор фактически сводится к государственной или частной монополии. Первый вариант имеет некоторые преимущества, так как государственную фирму легче контролировать, а ее деятельность в большей степени может быть ориентирована на удовлетворение общественных интересов;
  • убыточные предприятия. После завершения приватизации в собственности государства остались лишь немногие убыточные предприятия, закрыть которые было невозможно по соображениям экономического и внеэкономического характера. Примером могут служить убыточные градообразующие предприятия, ликвидация которых привела бы к гибели города, который некогда, собственно, и сооружался ради их персонала.

Информация о работе Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России