Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Наташа ЭТ ГОТОВО.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

    Как показывает опыт экономически развитых стран, с развитием малого предпринимательства  растет доля экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. При помощи малого бизнеса мобилизуются материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их использования.

    Малые предприятия в экономике России играют социальную, политическую и экономическую роль.

    Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

    Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

    Также следует отметить, что занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала   личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

    Политическое  влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной    части    населения.    В    условиях   устойчивого    социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

    Данный  фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

    Существенная  роль малого предпринимательства  в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

    Сектор  малого бизнеса наиболее динамично  осваивает новые виды продукции  и экономические ниши, развивается  в отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

    Присущие  малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Малое предпринимательство в России не только выполняет перечисленные выше функции, присущие малому бизнесу в экономически развитых странах, но и осуществляет новые, возникающие в ходе рыночных преобразований. К ним относятся разгосударствление, формирование частной собственности, разукрупнение промышленных, транспортных, топливно-энергетических гигантов. Кроме того, малые предприятия способны осуществить внедрение инноваций в производство. [9, 81-85]

    Среди основных факторов, определяющих особую роль малого предприятия в условиях современного российского общества, можно выделить следующие:

  1. энергичное развитие сектора малых предприятий может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;
  2. развитие малых предприятий способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;
  3. занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
  4. сектор малых предприятий имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом по стране и в отдельных регионах;
  5. массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

    К особенностям развития малого бизнеса в  России в первую очередь следует отнести следующие:

  1. малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, -производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, лесной, деревообрабатывающей целлюлозно-бумажной отраслей промышленности;
  2. диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий. Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.

    Суть  концепции Закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», вступившего  в силу с 1 января 2008 года, заключается  в совершенствовании государственной политики поддержки, направленной на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

    К субъектам малого и среднего предпринимательства  новым Законом  отнесены:

  • внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
  • внесенные в ЕГРИП физические лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Причем  перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале  РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

    Ограничение участия 25% перешло в новый Закон  из предыдущего Закона N 88-ФЗ.

    Для всех субъектов обязательными являются два критерия. Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

  • для средних предприятий - от 101 до 250 человек;
  • для малых предприятий – от 16 до 100 человек;
  • для микропредприятий - до 15 человек.

    Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том  числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.

    Второй  критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

    Предельные  значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое  будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов  малого и среднего бизнеса. Определены следующие размеры выручки:

  • для микробизнеса - 60 млн руб.;
  • для малого бизнеса - 400 млн руб.;
  • для среднего бизнеса - 1 млрд руб.

    Предельные  значения активов будут устанавливаться  Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями. Это положение вступит в силу только с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).  
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы развития малого предпринимательства 

           К середине 80-х годов XX века новому партийному руководству СССР стало очевидно, что далее невозможно, более того, чревато продолжать политику подавления предпринимательской активности населения. Так называемая перестройка в поиске новых эффективных форм хозяйствования на местах частично сняла это напряжение, собственно и дав вторую, после более чем семидесятилетнего перерыва, жизнь российскому малому предпринимательству - и до настоящего момента самому рыночному сектору экономики страны. Именно малое предпринимательство в конце 1980-х годов начало рыночные преобразования в России, реально предлагая гибкие формы ведения хозяйственной деятельности, в частности, быстро подняв на принципиально иной уровень качество бытовых услуг населению, розничной торговли, общепита.

           Может быть, поэтому, выступив локомотивом кардинальных изменений, произошедших в экономической системе России, и объективно опередив в этом государство, малое предпринимательство, как любой вырвавшийся вперед, оказалось в одиночестве, предоставленным самому себе. До последнего времени практически все попытки государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства или утрачивали (вследствие инерции и бюрократии не до конца отлаженной государственной машины) свою актуальность еще до принятия соответствующего нормативного акта, или были временной данью политической ситуации, или не имели под собой реальной основы.

           Такой основой должен был бы быть некий государственный  меморандум, в котором недвусмысленно была бы обозначена основная миссия малого предпринимательства - участие в формировании эффективных рыночных отношений, имеющих главной целью высокий уровень жизни россиян и обеспечение достойного места России в мировой экономике, — а также механизмы и способы государственного содействия этой миссии. [6, 28-34]

           В последние годы в России в нескольких выбранных регионах, при содействии ряда федеральных министерств и при участии ведущих аналитиков было проведено несколько высококачественных мониторингов состояния малого предпринимательства. Проанализировав их результаты, можно расставить по степени важности следующие основные проблемы отечественного малого предпринимательства:

  • Высокий уровень налогообложения.
  • Доступность кредитных ресурсов.
  • Административные барьеры.

           При этом, не отрицая  важности данных проблем и исходя из опыта государственной поддержки малого предпринимательства, представляется более правильным расставить их несколько по-иному и рассматривать степень их влияния на развитие малого предпринимательства в следующем порядке:

  • административные барьеры,
  • кадровая поддержка,
  • доступность кредитных ресурсов.

           Теперь о том, почему так, а не иначе. Начнем с налогообложения, вернее, с того, почему оно не вошло  в число первых трех приоритетов. На наш взгляд, уровень взимаемых  налогов для малого предпринимательства  во многих регионах России сегодня совершенно приемлемый. Проблема заключается в том, что часто путаются два понятия - налоги и всяческие выплаты (официальные и неофициальные) контролирующим ведомствам, которые развили за последние десять лет тотальное администрирование предпринимательской деятельности. Естественно, все это вкупе - налоги и оплата нередко абсурдных разрешений — иногда достигает астрономических для предпринимателя значений, и все это называется термином “налогообложение”. Решить проблему не так сложно — следует просто запретить государственным органам взимать (самостоятельно или через свои “отпочкованные” структуры) плату за выполнение обязанностей, которые они и так должны исполнять, находясь на содержании у государства. А штрафы и тому подобные выплаты — безусловно, они будут всегда, предпринимателей “не без греха” тоже достаточно — должны поступать полностью в бюджет государства.

Информация о работе Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России