Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Наташа ЭТ ГОТОВО.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

      Долгое  время в нашей стране уделялось  большое внимание монополизации и укрупнению производства. Создавались предприятия  с низким уровнем технологической и подетальной специализации, обладающие жесткой технологической структурой и во многих случаях являющиеся монопольными производителями определенных видов продукции. Их организационную перестройку и перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции очень трудно осуществить.

      Стоило  задуматься и отметить недопустимый уровень практически монопольного выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного и тому подобного оборудования, а также почти всего выпуска товаров широкого потребления.

      Государственная экономическая политика, направленная на строительство и преимущественное развитие крупных производств, привела  к тому, что значение малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий недооценивалось.

      Такая недооценка малых предприятий обуславливалась сложившимся представлением об их низкой экономической эффективности, которое исходило из политэкономического постулата о монополизации и концентрации производства, как о главном направлении экономики страны. 

      Начало  развития многоукладной экономики  в СССР выпало на конец 80-х годов  с появлением экономических субъектов - представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.

      В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной  собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение, но их развитие было технически отсталым, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто целое.

      Новое в развитии малого предпринимательства  появилось в 1990 г., с изданием постановления  правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования.

      В 1990-1991 гг. государственной статистикой  был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам. [7, 58-63]

      Тогда же часть малых предприятий была учреждена крупными государственными организациями как дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет бесплатного или льготного использования площадей, ресурсов, оборудования организаций-учредителей.

      Следующий этап развития малого предпринимательства  в 1992 г. обозначился расширением  процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для  выкупа трудовыми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало денежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль.

      Еще одна особенность 1992 г. - кризис, охвативший крупные предприятия тяжелой  промышленности. Поэтому некоторые  негосударственные формы хозяйствования получили развитие в промышленности.

      Чаще  всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а посреднических предприятий было меньше в 10 раз, чем строительных, и в 8 раз, чем промышленных.

      В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом предпринимательстве  оказали разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Страну захлестнула волна псевдопредпринимательства.

      В 1993 г., невзирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия малое предпринимательство продолжает развиваться.

      На рисунке 1 наглядно представлено процентное распределение предприятий по формам собственности и показывают развитие частной формы собственности в 1993 г.  Эта таблица наглядно показывает, что в 1993 году в частном секторе малых предприятий было уже гораздо больше, чем в государственном. 

Рис.1. Распределение малых  предприятий по формам собственности

      Предпринимательству данного периода  присуще стремление уйти в теневую экономику, в те отрасли, которые дают быструю окупаемость затрат, не рискуя инвестировать производства длительного цикла.

      Распределение численности работающих в малых  предприятиях по секторам экономики  и формам собственности показано в таблице 1.

      Из  таблицы 2 видно, что в 1994 г. сектор малого и среднего предпринимательства переживает определенный спад. Однако этот спад носит не абсолютный, а относительный характер: происходит замедление темпов роста соответствующих показателей. Инвестиционный процесс на существующих предприятиях пока играет небольшую роль. [9, 7-14]

      Главным остается приток капитала извне. Продолжается резкое снижение концентрации производства, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов в связи с развитием мелкого предпринимательства, началом которого послужила развернувшаяся в начале 90-х годов массовая приватизация госсобственности.

Таблица 1

Распределение численности работающих на малых предприятиях по формам собственности (в %)

 
 
Всего работающих на предприятиях В том числе на предприятиях
Гос. сектора Частного  сектора Обществ. Формы собств. Смешанной формы собств.
Всего 100 30,0 53,3 0,9 15,8
В том числе по отраслям экономики:
Промышленность 100 44,1 39,2 1,0 15,7
Строительство 100 24,7 59,5 0,9 14,9
Торговля  и общественное питание 100 24,4 69,8 0,2 5,6
Общая коммерческая деятельность по обслуживанию рынка 100 3,8 56,7 0,8 38,7
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 100 33,6 55,2 2,0 9,2
Наука, научное обслуживание 100 24,2 41,2 1,7 32,9
Сфера частного и индивидуального предпринимательства 4,9 3,6 6,5 4,8  
В том числе: 
 
 
 
 
Фермерские  хозяйства 0,1 0,1. 0,2 0,2  
Личные  подсобные 4,6 3,3 4,6 3,4  
Индивидуальная  трудовая деятельность 0,2 0,2 1,7 1,2  

      В 1994 и 1995 гг. предприятия все чаще стали вступать на путь рационализации и экономии, хотя организаций, расширяющих свое производство и ищущих новые пути развития, остается все-таки больше.

      В 1995 г. сектор малого предпринимательства  принял более-менее равновесное  состояние, которое выразилось падением темпов роста числа малых предприятий. 

      К началу 1996 г. в Российской Федерации  насчитывалось 877,3 тыс. предприятий  малого предпринимательства. Наибольшее количество малых предприятий в 1996 г. было сосредоточено в торговле, одна треть предприятий приходится на промышленность и строительство, небольшая часть занята в сфере науки.

      С 1996 по 1999 год сектор малого предпринимательства развивается бурно и стремительно. Если малое предпринимательство и дальше будет развиваться такими темпами, то через некоторое время мы догоним США по количеству малых предприятий. Однако остается открытым вопрос, скажется ли это положительно на развитии нашей национальной экономики?

      В 2006 году малых предприятий в стране насчитывалось 952 тысяч, и трудилось  на них более 11,5 млн. россиян. Структура распределения малых предприятий по основным отраслям экономики существенно не изменилась - безусловным лидером остается торговля и общественное питание (47,1% от общего числа МП против 47,9% в апреле 2005 года), за ним следует промышленность (13,2% против 13,7%) и строительство (13,1% против 12,8%).

      Количество  замещенных рабочих мест (с учетом совместителей) на МП за год увеличилось  на 5% до 7,84 млн. Таким образом, этот сектор экономики обеспечивает около 12% от общего числа рабочих мест в РФ.

      В I квартале 2007 года малыми предприятиями  было произведено продукции в  действующих ценах на сумму 363 млрд. руб., что составляет 12,5% от общего объема российского ВВП (в основных ценах). В аналогичный период прошлого года доля малых предприятий в производстве ВВП равнялась 9,5%.

      В 2008 году намечена тенденция к увеличению доли малых предприятий в общей  структуре предприятий России. Не последнюю роль в их увеличении сыграли  последние изменения в законодательстве в пользу поддержки малого предпринимательства. К началу 2009 года наблюдается значительный спад количества вновь открывающихся малых предприятий, что связано с кризисными явлениями в мировой экономике. [9, 116-123] 
 
 
 
 

2. Организационно-правовые формы предпринимательства 

    Несмотря на большое разнообразие фирм, действующих в самых различных отраслях экономики, и имеющиеся между ними отличия, можно выделить три основных типа организации фирм (предприятий):

  • индивидуальное предприятие;
  • товарищество;
  • акционерное общество.

    Как правило, на форму организации предприятия определяющее влияние оказывает его размер. Так, малые и средние предприятия обычно образуются и работают в форме индивидуального предприятия или товарищества. Подавляющее число крупных предприятий организованы в виде акционерных обществ.

    Рассмотрим  более подробно каждый из названных  типов организации предприятий. [14, 47-63] 

2.1. Малый бизнес

    Исторически малый бизнес являлся первой, и на протяжении долгих веков,  единственной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX в.

    Малые предприятия сегодня - это динамично развивающийся сектор любой рыночной, в том числе и российской, экономики. Их высокая эффективность связана с двумя факторами:

    1) во многих отраслях минимум  средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;

    2) у малых фирм низки внутрифирменные  трансакционные издержки.

    Описывая  позитивную роль малого бизнеса в  экономике, необходимо отметить следующие его черты. Малые фирмы являются динамичными и гибкими. Они способны на быстрое обновление номенклатуры производимой продукции, более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцированный спрос потребителей. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений. Некоторые из них, так называемые венчурные, или рисковые, фирмы, являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки. Обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей. Чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства, поэтому они представляют собой значительный источник новых рабочих мест. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета.

Информация о работе Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России