Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа
Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.
Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы
С этой ситуацией
как раз и связан основной, на
наш взгляд, бич российского малого
предпринимательства —
Второе — кадры, точнее, их отсутствие. Сегодня ситуация такова, что рынок предъявляет особые требования к человеческому ресурсу, находящемуся или желающему войти в сектор малого предпринимательства. В настоящее время явно ощущается нехватка квалифицированных каменщиков, маляров, работников общепита, монтажников, стоматологов, представителей многих других профессий. Нельзя сказать, что их нет вообще — просто население уже привыкло к качественным услугам, а законодательство научилось наказывать за обман и низкое качество. Поэтому, чтобы завоевать себе место на рынке, малое предприятие изначально должно выдавать продукцию или услуги качеством не хуже, а ценой не выше, чем у конкурентов. Для этого нужна соответствующая рабочая сила, рынок которой должно формировать государство. Но есть и другая сторона этой медали.
Количество малых предприятий в стране не растет в последнее время, думается, еще и потому, что за прошедшие годы генофонд предпринимателей-лидеров, тех, кто способен создать собственное дело и кого не привлекают вторые роли, по большому счету исчерпан. Все, кто мог, у кого сохранились за годы тоталитарной экономики предпринимательские гены прадедов, уже давно в предпринимательстве. Следовательно, вторая задача государства в этой связи — готовить по специальным программам будущих лидеров, менеджеров, руководителей - как угодно, - которые будут нацелены на создание собственного дела, хорошо зная, как это делается.
Решение двух этих проблем
создает нормальные условия для
появления новых малых
Все вышеназванные проблемы могут быть эффективно решены при одном условии — наличии действенной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Это мировая практика, многократно проверенная жизнью. В таких странах, как США, Канада, Италия, Великобритания, Япония практикуется значительное бюджетное финансирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Именно через инфраструктуру поддержки в этих странах предприниматели получают любые консультации по открытию, ведению и планированию бизнеса, юридическим вопросам, маркетинговой стратегии, защите своих законных интересов. Прежде всего, через инфраструктуру поддержки осуществляется реализация специальных программ подготовки, переподготовки и подбора кадров для малого предпринимательства. Все эти страны в целях кредитования сектора малого предпринимательства имеют специальные инфраструктурные элементы — государственные или полугосударственные организации, кредитующие или предоставляющие малым предприятиям государственные гарантии. У нас это с успехом могут делать федеральный и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.
В России во многих регионах
в целом существует инфраструктура
поддержки малого предпринимательства;
при этом слабая управляемость и отсутствие
согласованности деятельности всех ее
элементов не позволяют говорить о том,
что это действительно реальная и целенаправленная
помощь частному бизнесу. Приняв как аксиому
необходимость развития такой инфраструктуры,
государству следует в самые кратчайшие
сроки определить пути повышения качества
и эффективности ее деятельности.
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми
С
конца 80-х годов малое
Наметившийся в последнее время рост промышленного производства, реальных денежных доходов и приток инвестиций в Республику Коми позитивно сказались и на сфере малого бизнеса.
Следует отметить, что малые организации при благоприятно складывающейся конъюнктуре развиваются более динамично, чем крупные и средние, демонстрируют лучшие темпы роста основных параметров. Однако малые формы хозяйствования по сравнению с крупными обладают заметно меньшим резервом прочности. Ухудшение условий хозяйствования на них отражается в большей степени. Их положение оказывается сложным и неустойчивым. В прошедшем году в такой ситуации оказались лесозаготовительные организации.
В целом по многим показателям развития малого предпринимательства в республике отмечалась положительная динамика и увеличение его вклада в экономику республики. Прирост числа малых предприятий в республике был выше, чем в РФ и Северо-Западном федеральном округе, благодаря чему в 2008г. по количеству малых предприятий в расчете на 1000 человек мы достигли среднего показателя по стране. В республике наблюдается активный рост числа занятых в сфере малого бизнеса, увеличивается оборот малых организаций, причем более высокими темпами, чем в целом по РФ и СЗФО. [9, 36-44]
Роль малого бизнеса в экономике республики определяется его вкладом в создание ВРП, ростом налоговых поступлений в региональный бюджет, насыщением рынка потребительскими товарами и услугами, сокращением числа безработных.
Удельный вес малого бизнеса достаточно ощутим в сфере услуг. В 2006г. в обороте оптовой торговли он составил 51%, обороте общественного питания – 62%, обороте розничной торговли – 76%, перевозках пассажиров автобусами – 74%, объеме бытовых услуг – 92%.
В Республике Коми повышение роли малого бизнеса в экономике является одним из стратегических направлений экономического и социального развития республики на 2006–2010 годы и на период до 2015 года. На рисунке 2 представлено количество предприятий районов Республики Коми в расчете на 10 тыс. человек населения.
Очевидна
социальная значимость малого бизнеса.
Положительным итогом деятельности
малых предприятий является рост
среднесписочной численности
Рис.2. Предприятия районов республики в расчете на 10 тысяч человек
Таким образом, малый бизнес выполняет важную роль в сокращении безработицы и расширении занятости населения. Только за прошедший год в малом бизнесе, включая индивидуальное предпринимательство, создано порядка 20 тыс. рабочих мест на постоянной основе.
Данные
выборочных обследований по проблемам
занятости свидетельствуют, что
доля занятых в сфере
За 2001-2008 гг. прирост среднесписочной численности работников малых предприятий (без внешних совместителей) в республике был выше, чем в среднем по стране и Северо-Западному федеральному округу. В своем округе республика занимала третье (после Калининградской и Архангельской областей).
Рост
занятых на малых предприятиях свидетельствует
о наличии в регионе
Результативность деятельности малого бизнеса во многом зависит от числа субъектов малого предпринимательства и контингента работников. К ним относятся малые предприятия и предприятия без образования юридического лица (ПБОЮЛ), которые по большому счету отличаются от малых предприятий только тем, что не являются юридическим лицом. Поправки в Трудовой Кодекс РФ, вступившие в силу с 1 октября 2006г., наделили индивидуальных предпринимателей новыми правами и обязанностями в области трудовых правоотношений, приравняли их к юридическим лицам, что еще больше стирает грани между ними. Однако при сравнении развития малого бизнеса России с другими странами роль индивидуальных предпринимателей часто не рассматривается.
В Республике Коми увеличение численности субъектов малого предпринимательства происходило, главным образом, за счет индивидуальных предпринимателей. [9, 64-68]
Число индивидуальных предпринимателей намного превышает количество малых предприятий. Такая же картина обнаруживается и в других регионах России, за исключением крупнейших мегаполисов: Москвы и Санкт-Петербурга.
Позитивная динамика роста числа индивидуальных предпринимателей обусловлена рядом преимуществ, которыми они обладают в сравнении с юридическими лицами. Это и простота регистрации, и отсутствие требований к уставному капиталу, и упрощенная система ведения бухгалтерского, налогового учетов, более щадящее налогообложение. Они так же, как и юридические лица, вправе заниматься любыми разрешенными видами деятельности, выступать заказчиком работ и услуг, а также использовать наемный труд. Кроме того, в отличие от малых предприятий, субъектом малого предпринимательства они являются по умолчанию. На них не распространяется критерий численности работников. Поэтому по размерам они могут превосходить малые предприятия.
Несмотря
на заметные плюсы осуществления
предпринимательской
В то же время значительно увеличилось число малых предприятий. Прирост реально действовавших малых предприятий по сравнению с 2006г. составил 30% и оказался самым существенным за последние 10 лет. Абсолютными лидерами по увеличению числа малых предприятий стали общественное питание и розничная торговля. В этих сферах деятельности за 2008г. число малых предприятий возросло в 2,9 раза и 2,1 раза соответственно.
Динамику изменения малого предпринимательства в республике Коми за последние 10 лет характеризует рисунок 3.
Рис.3. Удельный вес малого бизнеса Республики Коми (1999 и 2008 гг.)
Определенные коррективы в подобные изменения, безусловно, внес Федеральный Закон от 21.07.2005г. № 102, лишивший права предпринимателей без образования юридического лица торговать алкогольной продукцией в розницу. Некоторые предприниматели, осуществлявшие свою деятельность в розничной торговле, вынуждены были перерегистрироваться в малые предприятия. За 2008г. число малых предприятий, торговавших алкогольной продукцией, сократилось со почти в 2 раза в связи с последними изменениями в области ограничения продажей алкогольной продукции в ночное время суток.
Чтобы
малый бизнес мог более-менее
равномерно развиваться, необходимы условия,
стимулирующие
Хотя
текущие тенденции позитивны, можно
обоснованно утверждать, что имеющегося
числа малых предприятий