Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Наташа ЭТ ГОТОВО.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

    Согласно  мировым стандартам для оказания заметного влияния на социально-экономическую  ситуацию стабильно функционирующих  малых предприятий должно быть 25 – 30 на тысячу жителей.

    Следует, однако, отметить, что прямое сравнение  здесь не совсем корректно, так как в России определение малого предприятия не соответствует стандартам развитых стран. Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые». В ЕС предельной численностью занятых, позволяющей отнести предприятие к малому, является не более 49 человек.

    В России средняя численность работников на малом предприятии не должна превышать  предельных уровней: от 30 до 100 человек  в зависимости от сферы деятельности.

    Малый бизнес охватывает практически все  виды экономической деятельности, но наибольшее количество хозяйствующих  субъектов, как в России, так и  в Республике Коми всегда занималось торговлей. Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, стабильным потребительским спросом, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств.

    Распределение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по видам деятельности в целом схоже с общероссийским, но с меньшим уклоном на торговую деятельность и обрабатывающие производства.

    За  последние годы структура малых  предприятий по видам деятельности не претерпела резких изменений –  основная часть малых предприятий  по-прежнему концентрируется в торговой сфере. И можно отметить тенденцию к росту относительной доли данного сегмента. На фоне роста торгового сектора доля остальных видов деятельности снижается.

    Отраслевая  структура малых предприятий  России и Республики Коми представлена на рисунке 4.

Рис.4. Отраслевая структура малых предприятий в 2008 году 

    Результаты  социологического исследования, проведенного Комистатом, показали, что представители  малого  бизнеса  республики  имеют  достаточно большой опыт предпринимательской  деятельности: десять и более лет  руководят бизнесом 31% опрошенных предпринимателей и 45% опрошенных руководителей малых предприятий.

    Данные  говорят о том, что характерной  чертой индивидуального предпринимательства  в республике является невысокая  доля молодежи в их рядах – 17,3%. Для  сравнения: в 1997г. слой предпринимателей в Сыктывкаре на 46,4% состоял из граждан до 30 лет.

    Другой  особенностью предпринимательского слоя является достаточно высокий процент  женщин-предпринимателей. Из 20 тысяч  предпринимателей, внесенных в базу ЕГРИП, мужчины составляли 48%, женщины – 52%.

    К приоритетным направлениям женского предпринимательства  относятся парикмахерские услуги (97% женщин, занимающихся данным видом  деятельности), текстильное и швейное  производство (96%), образование (73%), здравоохранение (65%), розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (65%), финансовая деятельность (60%), гостиницы и рестораны (54%), операции с недвижимым имуществом (53%).

    В малом бизнесе республики широко задействованы опытные и образованные руководители. Однако есть основания полагать, что в этом секторе экономики началась смена поколений. Поэтому необходимы условия для притока в эту сферу молодежи. Иначе через несколько лет мы получим стареющий малый бизнес.

    Представители малого бизнеса, располагавшие помещениями в собственности, более позитивно оценивали состояние собственного бизнеса по сравнению с ситуацией год назад. Среди них 53% полагали, что их положение улучшилось в 2006г., в то время как среди арендующих помещения, всего 25%. Наблюдали ухудшение дел в собственном бизнесе 16% и 31% соответственно.

    Процентное  отношение проблем наиболее остро  стоящие перед малым бизнесом и мешающие развитию предпринимательства  в регионе предприниматели Республики Коми обозначили следующим образом (таблица 2).

    Одним из факторов успешного функционирования малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой является хорошо налаженная кооперация крупных и малых предприятий в сфере производства и сбыта. В республике Коми, судя по данным социологического исследования, отношения между крупным и малым бизнесом складываются не совсем благоприятно для обеих сторон. Только 35% опрошенных руководителей малых предприятий отметили, что крупные предприятия предоставляют малому бизнесу заказы, примерно столько же видят их своими конкурентами, а каждый шестой полагал, что крупные предприятия препятствуют доступу малых организаций в отдельные сферы деятельности. 

Таблица 2 

Проблемы, стоящие перед  малым бизнесом Республики  Коми 

       
Проблемы Руководители  малых

предприятий,  (%)

Индивидуальные предприниматели,  (%)
Высокая арендная плата        45        51
Усиление  конкуренции        54        40
Трудности с получением кредита        34        38
Нехватка  квалифицированных кадров        32.5        46
Проблемы  с выделением земельных участков        17        22
Отсутствие  информации о свободных помещениях для ведения бизнеса        9        31
Уменьшение  спроса на выпускаемую продукцию  и услуги        18.5        21.6
Противодействие со стороны местных органов власти        8        22
Попытка вымогательства        -        11
Другое        7        5
 

    В республике трудно налаживается кооперация не только между малым и крупным бизнесом, но и между самими малыми предприятиями. Причина этого видится в отсутствии взаимного доверия, надежности партнерских отношений. Как свидетельствуют данные социологического исследования, опыт столкновения с негативной практикой бизнеса имели 42% опрошенных предпринимателей и половина опрошенных руководителей малых предприятий. Больше всего малый бизнес страдает от нарушений обязательств партнерами и поставщиками.

    Специфической чертой малого бизнеса республики является то, что большая часть его субъектов практически не имеет основного капитала в собственности и ведет свою хозяйственную деятельность на базе арендуемых помещений.

    Довольно  небольшая часть представителей малого бизнеса являются собственниками тех офисных, складских или производственных помещений, в которых они работают. По данным исследования, 71% руководителей малых предприятий и 56% предпринимателей арендуют какие-либо помещения.

    Получить  в собственность или аренду офисные  или производственные помещения  не так уж просто. Лишь 16% предпринимателей и 24% руководителей малых предприятий считают, что в их населенном пункте сделать это «легко» или «скорее легко».

    Трудности с получением производственных площадей содержат не только технический аспект, связанный с физической их доступностью, но и финансовый – большие арендные ставки. Результаты опроса показали, что высокая арендная плата мешает дальнейшему развитию бизнеса половине опрошенных предпринимателей и каждому третьему руководителю малого предприятия. Как оказалось, 54% опрошенных предпринимателей и 27% опрошенных руководителей малых предприятий, арендующих какие-либо помещения, тратят на аренду пятую часть всей выручки предприятия и даже больше. Иными словами, по крайней мере, один день в неделю они вынуждены работать только на оплату арендных платежей.

    Взгляды представителей малого бизнеса на ближайшую  перспективу сдержанны. Больше всего  они боятся падения платежеспособного  спроса, прихода на рынок конкурентов, роста арендных платежей и изменений  в региональном законодательстве, ухудшающих положение малого бизнеса.

    Сегодня основным инструментом реализации государственной  политики по поддержке малого бизнеса  в республике является Целевая республиканская  программа «Развитие и поддержка  малого предпринимательства и потребительской кооперации в Республике Коми (2006-2010гг.)», разработанная в целях повышения темпов развития малого предпринимательства, обеспечения населения товарами и социально значимыми видами бытовых услуг.

    Программой  определены приоритетные для республики виды деятельности субъектов малого предпринимательства. В их числе:

  • производство товаров народного потребления и производственного назначения;
  • строительно-монтажные работы;
  • сфера услуг;
  • народно-художественные промыслы;
  • переработка сельскохозяйственной продукции, грибов и ягод;
  • развитие инновационной сферы.

    В 2008г. за счет средств республиканского бюджета Республики Коми объемы финансовой, инвестиционной, материально-технической  и кадровой поддержки малого предпринимательства  увеличились. На мероприятия по поддержке малого предпринимательства было выделено 28,2 млн. рублей (в 2007г. – 10,2 млн. рублей). Большая часть выделенных средств была потрачена на финансовую поддержку малого предпринимательства, в том числе на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в банках и потребительских кооперативах, а также на возмещение затрат на разработку бизнес-планов. [9, 82-87]

    Но, несмотря на позитивные изменения, в  целом по республике отмечается неравномерность  развития малого бизнеса по городам и районам. Кроме того, остается невысокой доля субъектов малого предпринимательства в обрабатывающем производстве.

    Недостаток  собственных и заемных средств  является одним из препятствий для  дальнейшего развития малого бизнеса. К существенным затратам финансов и времени приводят административные барьеры во взаимоотношениях с муниципальными органами и контролирующими организациями, а также в сфере арендных отношений.

    Когда в России вопросы поддержки и  развития малого бизнеса регулировались Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятым еще в 1995г, в Республике Коми в 1996г. был принят закон о поддержке малого предпринимательства. Но в 2004 году закон утратил силу.

    В целом, деятельность индивидуальных предпринимателей республики в 2008 году можно охарактеризовать следующими основными итогами:

  • каждый третий индивидуальный предприниматель осуществлял свою деятельность в сельской местности (по данным обследования в целом по России - каждый пятый);
  • 82% предпринимателей располагали магазинами и павильонами, 11% - палатками и киосками, 10% - торговыми местами на рынках;
  • 46% индивидуалов, реализующих товары через магазины (павильоны), являлись их собственниками, 54% - пользовались ими на правах аренды; по предпринимателям, реализующим товары через палатки (киоски), эти показатели составили соответственно 94% и 6%;
  • в расчете на одного индивидуального предпринимателя средний оборот розничной торговли в августе 2008г. составил 371 тыс.рублей, что выше общероссийского уровня (249 тыс.рублей);
  • в обороте розничной торговли обследованных предпринимателей также, как и по России наибольший удельный вес занимали продовольственные товары (53%);
  • 83% опрошенных индивидуальных предпринимателей использовали для осуществления торговой деятельности труд наемных работников (по России - 64%). В целом они дополнительно обеспечили работой 6463 наемных работника, оформление которых, в основном, осуществлялось на договорной основе и 2% из них привлекались по устной договоренности;
  • у 77% индивидуальных предпринимателей было в среднем занято от 1 до 6 человек, у 16% - от 7 до 15 человек, у 7% - 16 и более человек; они формировали соответственно 39%, 28% и 33% оборота розничной торговли обследованных предпринимателей.
  • в собственности и на правах аренды у обследованных индивидуальных предпринимателей находились 1805 магазинов и павильонов с торговой площадью 68 тыс.кв. метров, 406 палаток и киосков, 43 автолавки и автомагазина. Кроме того, для реализации товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках предприниматели имели 584 торговых места.

Информация о работе Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России