Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Наташа ЭТ ГОТОВО.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

   Курсовая  работа

 
 
 

       По дисциплине: Экономическая теория

     

Тема:   Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России 
 
 
 

                                                                 Выполнила:

                                                                           студентка 3 курса

                                                                     Тетерина Н.Е.

               

 
 
 

2009 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение 3
1.История  возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые  формы предпринимательства 13
   2.1. Малый бизнес 13
   2.2. Индивидуальное предприятие 15
   2.3. Товарищества 16
   2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
   2.5. Объединения предприятий 21
   2.6. Государство как предприниматель 22
3.  Малый бизнес: понятие и особенности  функционирования 25
4. Проблемы  развития малого предпринимательства 34
5.  Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список  литературы 50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В рыночной экономике любого государства  очень большое значение имеет  уровень развития  малого бизнеса.  Он придаёт экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несёт в себе мощный антимонопольный потенциал, кроме того, решает социальные проблемы, обеспечивая  занятость  населения. Именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики. Поэтому деятельность малого бизнеса всемерно поощряется абсолютным большинством развитых государств.

    Задача  малых предприятий сегодня состоит  не в том, чтобы завоёвывать рынки  путём вытеснения монополий, а в  том, чтобы заполнять свободные  ниши, образующиеся в промежутках  между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами. Поскольку потребителей конкретных товаров на современных рынках в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, персональные запросы каждого потребителя не могут быть удовлетворены полностью.  Крупные поставщики ориентируются в основном на усреднённые стандарты и потребности, из которых выпадает значительная часть неудовлетворённого или не полностью удовлетворённого розничного спроса. Это и есть ниша для малого предпринимательства.

    С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный  закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Закон N 209-ФЗ устанавливает следующие особенности  правового регулирования субъектов  малого и среднего предпринимательства:

  • специальные налоговые режимы;
  • упрощенные правила ведения налогового учета;
  • представление налоговых деклараций по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • особенности приватизации государственного и муниципального имущества;
  • формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для        государственных и муниципальных нужд;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры финансовой поддержки;
  • меры для развития инфраструктуры поддержки.

    Актуальность темы курсовой работы состоит в понимании важности роли малого бизнеса, как для населения, так и для государства в целом. От состояния этого сектора экономики  зависит благосостояние людей  и процветание страны.

    Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • подобрать  литературу по теме исследования;
  • изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
  • рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
  • сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
  • проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

    Вопросам  организации и функционирования  малых предприятий посвящены многие исследования отечественных и зарубежных экономистов, среди которых можно отметить работы Мягкова П., Медведева А., Татаркина А., Зяблюка М.,  Хайера В, Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Ниндайка Р., Рубе В., Фегенно Е. и др. Ими  обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления государственной политики  поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы  к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

    Проблемы  организации деятельности малого предприятия  достаточно глубоко освещены в литературе, в периодической печати, на Интернет-сайтах. Теоретики и практики предпринимательства  написали много учебных и рекомендательных пособий начинающим и действующим менеджерам.

    Информационная  база исследования, кроме трудов российских и зарубежных авторов, периодических  изданий, материалов Интернет-сайтов,  включает законы, нормативно-правовые акты, статистические данные.  
 
 
 
 
 
 
 

1. История возникновения и эволюция малого предпринимательства 

      С точки зрения римских юристов, предпринимательством (бизнесом) считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем (бизнесменом) - арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов». [1, 9-11]

      В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или  на поставку определенной продукции.

      Впервые экономическое определение слова  «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

      Впервые научное определение слова «предприниматель»  появилось в работах английского  экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

      Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что «предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями». А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

      А. Маршалл и его последователи  считали, что предпринимателем может  быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех.

      В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало  негативных оценок предпринимательства, они считают  его пережитком экономической старости. [1, 17-36]

      История развития российского предпринимательства печальна. Прервавшись почти на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на возрождение. Надо строить систему нового предпринимательства, соответствующую современной рыночной системе. Однако нужно не забывать уроки истории, ведь осознание прошлых ошибок – важнейший момент в концепции управления. [5, 23-28]

      До  начала XVIII века государственной поддержки  предпринимательства в России как таковой почти не было. Однако и тогда можно было встретить интересные моменты.

      С XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет.

      Существовали  меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли  купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

      Петр I не допускал полной монополии частных  лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии» имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.

      Уже тогда предприниматели  натыкались на ряд  проблем: недостаток капиталов для создания предприятий, конкуренция со стороны иностранных товаров. Решить их и многие другие проблемы можно с помощью государства. Петром I был издан ряд указов, в которых определялись привилегии купечеству, такие как освобождение от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из казны; освобождение от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных строений, оборудования; передача казенных заводов частным компаниям. По мнению Петра, это должно было привлекать купцов к занятиям промышленными делами. Надо заметить, что такие меры и сейчас были бы действенны.

      Основным  налогом в то время был промысловый налог, от которого полностью освобождались некоторые категории, такие как, например мелкие кредитные учреждения, товарищества, артели с капиталом меньше 10 тысяч рублей; промыслы, требовавшие покровительства государства, в том числе первичная обработка сельскохозяйственной продукции, крестьянские промыслы и т.д. [1, 38-46]

      Менделеев Д.И.,  всерьез занимавшийся проблемами промышленного развития России считал, что «причиной малого развития у нас промышленности должно считать отсутствие личной предприимчивости, определенной преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовенькое, так сказать, в виде подарка от кого бы то ни было, сверху или снизу, и если манна небесна само собой не валит с неба, то наша образованность привыкла обвинять кого-либо или сверху, или снизу, а сама ничего не предпринимает, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел промышленности».

      У прошлого и нынешнего предпринимательства  есть два сходства - первое это то, что и раньше, и сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а второе - как «старому», так и «новому» предпринимательству приходилось и приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие государственной бюрократии.

      Сложная внутриэкономическая ситуация вынудила российских ученых-экономистов исследовать теории предпринимательства, в результате чего появилась законодательная основа регулирования данной отрасли экономики.

Информация о работе Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России