Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование малого бизнеса Российской Федерации на примере одного из ее экономических субъектов – Республике Коми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
* подобрать литературу по теме исследования;
* изучить историю возникновения и эволюцию малого предпринимательства;
* рассмотреть основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
* сформулировать основные понятия, особенности функционирования и основные проблемы деятельности малых предприятий;
* проанализировать деятельности малых предприятий Республики Коми в период с 1998 по 2008 годы.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и эволюция малого предпринимательства 5
2. Организационно-правовые формы предпринимательства 13
2.1. Малый бизнес 13
2.2. Индивидуальное предприятие 15
2.3. Товарищества 16
2.4. Крупный бизнес: акционерные общества 18
2.5. Объединения предприятий 21
2.6. Государство как предприниматель 22
3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования 25
4. Проблемы развития малого предпринимательства 34
5. Анализ состояния малого бизнеса в Республике Коми 38
Заключение 48
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Наташа ЭТ ГОТОВО.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

    В последнее время переход убыточных  предприятий в государственную  собственность активно идет в субъектах федерации. Социальные издержки от их закрытия могут оказаться выше сумм, нужных для возвращения этих фирм в прибыльное состояние. Так перешли в государственную собственность ЗИЛ и АЗЛК в Москве, КамАЗ - в Татарстане.

    Кроме того, все чаще поднимается проблема повторной национализации стратегически важных убыточных отраслей, например, угольной промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования

      На  территории России малым считается предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25% вновь созданной, а также на смешанной форме собственности, не запрещенное законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

      Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только  в российской, но и зарубежной литературе.

      В Законе РФ «О предпринимательской деятельности»  отмечается, что предпринимательская  деятельность представляет собой самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг – это и есть предпринимательская деятельность. [2, 11-14]

      Совершенно  не обязательно, чтобы предприниматель  лично занимался всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано другим лицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия.

      Предпринимательство – это хозяйственная предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.

      Хозяйственник, не являющийся предпринимателем, - это  плохой работник, поденщик, отбывающий на службе регламентированные часы. Предприниматель  ищет и находит пути развития и  повышения эффективности производства, улучшения качества работы, увеличения прибыльности предприятия независимо от того, является ли он владельцем данного предприятия или наемным служащим.

      Задача  любого предпринимателя – получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал. Следовательно, предпринимательство – это хозяйственная деятельность, направленная  на получение и наращивание дохода.

      Предприниматель не всегда является собственником капитала, но почти всегда он менеджер в той или иной степени. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из–за  недостаточной гибкости управления  и производства.

      Побеждает тот, кто быстро реагирует на запросы  общества, расширяет участие на рынке  за счет внедрения новых технологий и освоения производства пользующихся спросом товаров. Сегодня в мире  крупного бизнеса крепнет убеждение, что рассчитывать на успех можно только  в том случае, если чувствовать себя предпринимателем. [4, 201-204]

      Среди наиболее важных целей предпринимателя  – производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса.

      Развитие  капитализма в течение долгого  времени неопровержимо доказывало, что извлечение дохода и обеспечение  благополучия  общества мало совместимы. В истории достаточно примеров, подтверждающих это.

      Однако  времена изменились, а вместе с ними изменилось и общество, которое, опираясь на достижение науки и техники, стремится к установлению демократии и в интересах самозащиты отторгает бизнес, не отвечающий его запросам и условиям современного производства.

      Изменился и сам предприниматель: к таким исконным  его чертам, как предприимчивость, склонность к риску, напористость, энергичность, добавилось образование, интеллект, чувство социальной ответственности.

      Сущность  предпринимательской  деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

  1. предприниматель берет на себя инициативу  соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
  2. предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
  3. предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы  организации дела;
  4. предприниматель  это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса. [7, 98-112]

      В принципе, малый бизнес заполняет  те ниши рынка, в которых крупный  бизнес оказывается неэффективным. Сферой малого предпринимательства традиционно являются розничная торговля, бытовые услуги, производство продуктов питания, строительство и ремонт жилья. Но в России, в отличие от многих развитых стран, в этих сферах все еще велика доля крупных предприятий. В нашей стране малый бизнес находится скорее в конфликтных отношениях с крупным, а не сотрудничает с ним.

      Малый бизнес успешно функционирует во всех отраслях японской экономики, являясь  наиболее активным и мобильным элементом  рынка в развитии свободной конкуренции, повышении конкурентоспособности японской продукции и адаптации к структурным изменениям в сфере услуг и промышленного производства. Практически 99% предприятий Японии относятся к сфере малого и среднего бизнеса.  Из них 73,7% работают в производстве, 85,9% в товаропроизводящей сети, 67,5% в сфере услуг. В отношении малого бизнеса проводится целенаправленная политика стимулирования производства.

      В Германии предприятия малого бизнеса  составляют сейчас 99,8% от общего числа  фирм. При этом на них приходится 2/3 рабочих мест. Ежегодно сфера малого бизнеса производит 46% ВВП, предприятия малого бизнеса можно встретить практически во всех отраслях. Государственная поддержка малому бизнесу направлена на мобилизацию его собственных резервов в целях повышения его эффективности и конкурентоспособности выражается в законодательном обеспечении  его деятельности. [6]

      Важной  функцией малого бизнеса является создание новых рабочих мест. Создание одного рабочего места на малом предприятии обходится в 15 раз дешевле, чем на крупном. В России данная функция реализуется в гораздо большей степени, чем в странах с развитой рыночной системой, в силу кризисного состояния многих крупных предприятий.

      Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную  деятельность, ориентированную на локальный  рынок товаров и услуг. Его  каптал был ограничен, собственник  и предприниматель совмещены  в одном лице.

      Сферы деятельности малого  бизнеса – мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение.

    Малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

    Как известно, малый бизнес состоит из самого многочисленного слоя мелких собственников, которые в силу своей  массовости в значительной мере определяют социально-экономический и политический облик страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малых предприятий образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами предприятий, их технологической цепочкой, производственной и управленческой гибкостью - это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

    Высокая приспособляемость малого бизнеса  и массовый охват практически  всех сфер производства, внутреннего  рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и   потенциальными   клиентами   из   различных   социальных групп. 

    Всё изложенное и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов.

    Из  всех групп предприятий владельцы  малого бизнеса наиболее непосредственным образом приближены к своей собственности и чаще всего прямо участвуют в ее предпринимательском использовании.

    Жесткие условия функционирования малых  предприятий в сочетании со столь  тесным контактом владельцев со своей  собственностью предъявляют высокие, притом весьма специфические, требования к личным качествам малого предпринимателя, без соответствия которым деятельность предприятия не может быть успешной. Именно в малом предпринимательстве вырастают настоящие закаленные и опытные лидеры, способные добиться больших успехов. Не случайно хрестоматийными примерами явились истории становления и развития крупнейших и наиболее агрессивных в технологической сфере корпораций – «Форд», «Сони», «Майкрософт».

    Характерной особенностью малых  предприятий является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

    Малые предприятия представляют собой  вполне самостоятельную и наиболее типичную форму организации экономической жизни общества в условиях развитого рыночного хозяйства. Они обладают своими специфическими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, присущими только им внутренними закономерностями развития. Функционирование, главным образом, на конкретном локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, непосредственная связь с потребителем, потребность в относительно небольшом стартовом капитале - эти характеристики малого предприятия являются его достоинствами, повышающими устойчивость и живучесть этих предприятий в качестве структурного элемента экономики. Однако при определенных условиях такие характеристики приобретают негативную значимость, тормозят развитие конкретного предприятия, ставят под угрозу его существование. Гибкость малого предприятия, его мобильность позволяют быстро приспособиться к изменениям внешней среды, однако оно оказывается особенно сильно уязвимым для колебаний конъюнктуры рынка, изменений локальных условий функционирования, динамики общих социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможности для привлечения дополнительных ресурсов при необходимых ситуациях. Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако, характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера, установление личных связей с работниками предприятия снижают управленческие издержки, но могут привести к самоэксплуатации и нарушению норм трудового законодательства.

Информация о работе Малый бизнес: черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России