Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:01, курсовая работа
Качество жизни становится всё более значимой категорией при оценке развитости стран. Исследованием качества жизни занимается ООН – Организация Объединенных Наций, созданная 24 октября 1945 года для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Каждый год ООН публикует доклад о развитии человека.
Введение....................................................................................................... 4
1 Понятие качества жизни……….............................................................. 5
2 ООН: Рейтинг качества жизни в странах мира................................... 14
3 Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.......... 21
Заключение................................................................................................ 36
Список используемой литературы...........................................................
Приложения...............................................................................................
2. Поведенческий подход. Большинство людей достаток и благополучие зарабатывают интенсивным трудом. “Манна небесная” снисходит одному из миллиона в виде выигрышей в лотерею или по рекламным конкурсам. Иждивенчество, надежды на помощь государства или каких-то внешних сил не могут обеспечить даже скудную жизнь. Только трудовая и предпринимательская активность являются основой и источником доходов, а значит, и возможностей обеспечения достойного качества жизни. Причинная связь здесь прямая: деловая активность ® качество жизни.
Но активность не может быть однобокой, узконаправленной. Так называемые “трудоголики” сгорают на работе, в бизнесе, обедняя свою жизнь за счет ограничений в социальном общении и духовной жизни. Активность тоже должна быть гармоничной в единстве деловой, социальной и творческой активности. Успехи в делах подкрепляются достойным социальным положением и признанием. Творческая активность развивает интеллект и обогащает духовный мир.
Активность, к сожалению, не всегда нацелена на полезные и нравственно оправданные цели. Преступность, мошенничество, эксплуатация других людей тоже требуют активности. Но они противоречат нормам морали культуры. Неправедно нажитые доходы, карьеры “по блату”, псевдокультура создают видимость богатой жизни. “Сколько веревочке не виться, все равно конец придет” - говорят в народе. Потому качество жизни и активность имеют положительное значение только в рамках нравственности и культуры. Общая структура качества жизни, развиваемая на основе поведенческого подхода, получает следующий вид.
3. Социально-бытовой
подход. Насыщенная, богатая жизнь
по-разному понимается в
Для горожан прочное качество жизни обычно связывается с благоустроенной квартирой, дачей, семейным автомобилем, хорошим образованием для детей, надежной и хорошо оплачиваемой работой, нормальными отношениями с начальством, сослуживцами и соседями, согласие в семье и с родственниками, достаточным набором возможностей для отдыха и досуга, наличием любительских занятий.
В деревне при оценках хорошей, крепкой жизни обычно понимают наличие добротного дома с мебелью и удобствами, прочной семьи, хороших детей, согласие с соседями и начальством, уважение к традициям. Конечно, эти оценки существенно различаются по регионам страны, по национальным обычаям, уровню образования и культуры.
Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.
Качество жизни показывает степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении.
Количественную характеристику качества жизни определяет система индикаторов, которая позволяет проводить анализ реального качества жизни населения, рассчитывать его показатели по регионам, по социально-демографическим группам населения, определять тенденции показателей и осуществлять международные сопоставления.
Система индикаторов включает интегральные и частные, натуральные и стоимостные индикаторы.
К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
Важнейшим
индикатором является индекс развития
человеческого потенциала. Индекс был
разработан в 1990 г. пакистанским экономи
1) средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.
2) уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).
3) уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.
Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.
Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения. Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.
К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Оценка от 1 до 1,4 балла - по существу смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что вследствие социально-экономической политики правительства и постоянного ухудшения экологической ситуации население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию - "воспроизводимые" поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, так как у них не будет способностей к самостоятельному мышлению. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения.
Частные индикаторы характеризуют отдельные стороны качества жизни. К ним относятся:
1) социально-демографические — продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;
2) экономической активности населения — уровень безработицы, миграция населения и ее причины;
3) социальной напряженности — участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности;
4) развития социальной сферы— доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;
5)
экологические — содержание вредных веществ
в атмосфере, почве, воде, продуктах питания,
доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции
в основной капитал, направленные на охрану
окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов. Существуют страны,
в которых благосостояние населения является
главным вопросом и находится на очень
высоком уровне, но этого, к сожалению
пока не наблюдается в России.
2. ООН:
РЕЙТИНГ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В
Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная года для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Устав ООН был утверждён на Сан-францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.
В
ежегодном отчёте по развитию человеческого
капитала (человеческий капитал - совокупность
знаний, умений, навыков, использующихся
для удовлетворения многообразных потребностей
человека и общества в целом) ООН использует
индекс развития человеческого потенциала.
Индекс развития человеческого потенциала
(ИРЧП) - индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности,
Альтернативным индексом является Индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-либо стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (свыше 0,900), высокий (0,800…0,899), средний (0,500…0,799) и низкий (менее 0,500) уровень.
Метод, используемый для вычисления ИРЧП:
Для перевода любого показателя, скажем x, в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:
x-индекс =
где и являются минимальным и максимальным значениями показателя x среди всех исследуемых стран.
Таким образом, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) определенной страны представим средним арифметическим от трёх следующих показателей:
Индекс продолжительности жизни =
Индекс образования =
Индекс
грамотности взрослого
Индекс совокупной доли учащихся (GEI) =
GDP Index =
LE — Ожидаемая продолжительность
жизни при рождении
ALR — Уровень грамотности взрослого населения
в процентах
CGER — Совокупная
доля учащихся
GDPpc — ВВП на душу населения при ППС в долларах США
Информация о работе Качество жизни: оценка сравнительный анализ