Сравнительный анализ реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:06, реферат

Описание работы

XX век занимает в истории России особое место. Эта эпоха стала самой сложной и противоречивой, отразив тенденции различных политических процессов, стремления различных групп людей в разное время добиться своих целей. Глядя на колоссальные потрясения, которые, к сожалению, довелось пережить нашей стране в XX веке, можно твердо сказать, что Россия сыграла особую, исключительную роль в развитии человечества и всего мира, для которого этот век стал во многом поворотным и особым.

Содержание

1. Введение.
2. Экономика Российской империи на рубеже веков.
3. Экономические реформы С.Ю. Витте и их итоги.
4. Реформы Витте – попытка модернизации России:
Реформы в налоговой системе.
Введение винной монополии.
Реформы в железнодорожном хозяйстве.
Денежная реформа.
Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.
Реформы в промышленности.
Итоги реформ Витте.
5. Общее направление реформаторской деятельности П.А. Столыпина.
6. Аграрная реформа.
7. Военная реформа.
8. Реформа образования.
9. Социальная политика.
10. Права и свободы граждан.
11. Общественно - политическое положение в обществе в 1903- 1906 гг. Внешняя поли-тика.
12. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
13. Реформы Витте и Столыпина в сравнении. Заключение.
14. Список использованных источников и литературы.

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ реформ.docx

— 83.16 Кб (Скачать)
 
 

Оглавление: 

  1. Введение.
  2. Экономика Российской империи на рубеже веков.
  3. Экономические реформы С.Ю. Витте и их итоги.
  4. Реформы Витте – попытка модернизации России:

Реформы в  налоговой системе.

Введение  винной монополии.

Реформы в  железнодорожном хозяйстве.

Денежная  реформа.

Деятельность  Витте в сфере аграрного сектора  экономики.

Реформы в  промышленности.

Итоги реформ Витте.

  1. Общее направление реформаторской деятельности П.А. Столыпина.
  2. Аграрная реформа.
  3. Военная реформа.
  4. Реформа образования.
  5. Социальная политика.
  6. Права и свободы граждан.
  7. Общественно - политическое положение в обществе в 1903- 1906 гг. Внешняя политика.
  8. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
  9. Реформы Витте и Столыпина в сравнении. Заключение.
  10. Список использованных источников и литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

XX век занимает  в истории России особое место.  Эта эпоха стала самой сложной  и противоречивой, отразив тенденции различных политических процессов, стремления различных групп людей в разное время добиться своих целей. Глядя на колоссальные потрясения, которые, к сожалению, довелось пережить нашей стране в XX веке, можно твердо сказать, что Россия сыграла особую, исключительную роль в развитии человечества и всего мира, для которого этот век стал во многом поворотным и особым. Опыт Российской империи, СССР, а затем Российской Федерации имеет в этом смысле уникальное значение. Выбор одного руководящего центра определяет судьбу многих народов.

В этой связи небезынтересно будет обратиться к началу XX века в России и рассмотреть различные  политические и, что особенно важно, экономические процессы, происходившие в России в это время. Главным объектом исследования здесь, очевидно, нужно считать ре формы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Рассмотрев эти реформы и проведя их сравнительный анализ, мы сможем понять те причины, по которым Россия не смогла выбраться из затяжного кризиса в экономике, что стало ядром революций 1905-06 гг. и 1917 г. 

Экономика Российской империи на рубеже веков.

Основой экономики  Российской империи в начале двадцатого века было сельское хозяйство. Доля крестьянского населения составляла 80%. Несмотря на многовековой опыт, культура сельского хозяйства была низкой. Урожайность хлебов была ниже в 1,6 раза, чем в США и в 4 раза ниже, чем в Великобритании. Однако Россия была крупнейшим поставщиком хлеба на мировой рынок, что было достигнуто экстенсивным путем за счет привлечения новых земель (валовой сбор зерна достиг к XX веку 54 млн. тонн). Кроме того, экспорт велся под лозунгом «Недоедим, но вывезем». Вместе с тем, спрос городов на сельскохозяйственную продукцию стимулировал крестьян к интенсификации сельского хозяйства.

Особую роль в жизни  крестьянина играла община. В исторической литературе встречаются разные оценки этого явления. Для зажиточных и  крепких средних крестьян

(а их было примерно 10%) община тормозила развитие  их хозяйств. Для остальных же  община была спасением от малоземелья и голода. Традиция действовать «миром» сохранило свое значение и в новой эпохе. Вместе с тем не надо забывать и о том, что большая часть крестьян была бедна и обездоленна, а политика государства не стремилась изменить это положение. Бедность и малоземелье ограничивали возможности промышленного роста. Приобретение удобрений, сельскохозяйственных машин и т.п. могло позволить себе лишь 8-9% преуспевающих крестьян. Беднейшая же часть крестьян либо уходила на заработки в город, либо нанималась в батраки к успешным крепким крестьянам. Да и политика государства к этой части населения, составлявшей 80% от общей доли, не была направлена, чтобы как-то исправить положение. Усугубляло положение и то, что к началу XX века сохранялись остатки феодального прошлого: помещичье землевладение и выкупные платежи, которые крестьяне были вынуждены платить до 1906 года.

В промышленности наметилось развития отраслей по производству средств производства. Появляются машиностроительные, металлургические, химические предприятия. Активно используются сырьевые базы Донбасса, Урала, Кавказа. Наряду с хлебом Россия становится одним из крупнейших экспортеров нефти. Возникают монополистические объединения наряду с единоличным управлением предприятием или акционерным обществом.

На этом фоне в России в 1893-1899 гг. начался мощный промышленный подъем, связанный с деятельностью  С.Ю. Витте, о котором речь пойдет ниже. Отставая по объемам промышленного производства от передовых стран Запада, Россия обогнала их по темпам промышленного развития и по концентрации производства. Производство по всем отраслям в эти годы удвоилось, а в некоторых утроилось.

С промышленным подъемом и именем Витте тесно связано  и бурное строительство железных дорог и появление соответствующих отраслей промышленности. В России были достигнуты рекордные темпы строительства железных дорог - 642 версты в год. Строительство железных дорог сплачивало и расширяло внутренний рынок, а также укрепляло связи с внешними рынками. Самой длинной в мире веткой железной дороги стала Транссибирская магистраль, которая строилась около 10 лет. Вместе с тем, однако, Россия уступала многим странам по густоте железнодорожной сети. Кроме того, многие железные дороги в России (например, та же Транссибирская магистраль) были однопутными, что, естественно, отрицательно сказывалось на их работе, снижало грузооборот.

Решающую роль продолжало играть государство. Под его управлением  было 40% территории,60% лесов, 75% железных дорог, 60% всех промышленных предприятий. Для управления всем этим сохранялся огромный бюрократический аппарат, на который тратились огромные средства из казны. Причем работал этот аппарат в условиях самодержавной власти царя, что тоже было признаком феодального прошлого и служило одной из причин отставания России.

Таким образом, главной  экономической проблемой оставался  не решенный до конца крестьянский вопрос из-за сохранявшихся пережитков феодального прошлого. 

      Реформы Витте – попытка модернизации России.

Реформы в  налоговой системе.

Бурно развивающаяся  страна требовала всё новых экономических  вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное Витте предпринял попытку реформирования торговопромышленного обложения. К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения.

 Существовали следующие налоги:

  1. поземельный налог
  2. налог с недвижимости
  3. налог на денежные капиталы
  4. квартирный налог
  5. промысловый налог

Главный бич всех этих налогов обложение не размера дохода, а формы собственности и личности владельца (в зависимости от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили казне около 7% от всей суммы государственных доходов.

Торговля и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили около 3% от всех доходов бюджета[6,c,46], хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета.Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении на другие, более современные методы.

Наилучшим выходом  мог бы стать так называемый прогрессивный  налог. Однако Россия была к этому  просто не готова. Сам Витте подчеркивал, что «многие источники доходов  остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»

После жарких дебатов  на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог  состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.Новый промысловый налог несколько увеличил доходы казны (за первый же год поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).

Основную же массу  бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких  товаров, как водка, табак, спички, керосин  и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов (с пива на 50%, спичечного налога вдвое, питейного акциза со спирта - с 9 1/4 копеек до 10 копеек, с фруктовых водок - с 6 копеек до 7 копеек, с нефтяного акциза - на 50%, патентного табачного сбора - на 50% (установлен также дополнительный табачный акциз), налога с недвижимых имуществ и дополнительных торгово-промышленных сборов), то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

Так же был установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую  совокупность доходов плательщиков и представляющий собой важное в  принципиальном отношении нововведение.

Витте стоял у истоков  так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. Потребитель сахара – российский народ – защищался от высоких цен путём выпуска на рынок неприкосновенных запасов. В результате производство сахара с 42 млн. пуд. возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пуд., потребление его возросло с 27,8 млн. пуд. до 36,5 млн. пуд., а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора с 42,7 млн. пуд. до 67,5 млн. пудов. 

Введение  винной монополии.

По инициативе Витте  в 1894 году была введена государственная  монополия на торговлю крепкими спиртными  напитками. Основная суть питейной монополии  заключается в том, что никто  не может продавать вино кроме  государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.В России водка с давних времен и до сих пор остается одной из важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство и соответственно продавать могли только это количество.

Реформа возымела положительный  результат. К 1899 г. весь питейный доход  составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х  годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений.

При Витте винная монополия  давала около миллиона рублей поступлений  в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения. 

Реформы в  железнодорожном хозяйстве.

Приведение в порядок  и развитие железнодорожного хозяйства  страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода  из Министерства путей сообщения. В  России времён Витте более ¾ всего железнодорожного полотна находились в собственности акционерных предприятий, и менее ¼ принадлежало государству. Акционерные общества пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что постепенно привело к убыточности ряда железных дорог и к негативному влиянию подобной «частной собственности» на экономику в целом. Нестабильность тарифной политики собственников железных дорог в условиях жёсткой конкуренции между ними, льготы так называемым «своим людям» и т.п. лишали торговлю и промышленность возможности вести свои операции на более или менее предсказуемых условиях, а экономика страны отчасти сходила с буржуазнокапиталистического пути развития.

Информация о работе Сравнительный анализ реформ