Качество жизни: оценка сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Качество жизни становится всё более значимой категорией при оценке развитости стран. Исследованием качества жизни занимается ООН – Организация Объединенных Наций, созданная 24 октября 1945 года для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Каждый год ООН публикует доклад о развитии человека.

Содержание

Введение....................................................................................................... 4

1 Понятие качества жизни……….............................................................. 5

2 ООН: Рейтинг качества жизни в странах мира................................... 14

3 Основные мероприятия повышения уровня жизни населения.......... 21

Заключение................................................................................................ 36

Список используемой литературы...........................................................

Приложения...............................................................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ МОЙ.doc

— 906.00 Кб (Скачать)

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

      ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

      Кафедра: «Экономическая теория и

      Управление  персоналом» 

      Работа  допущена к защите

      «___»  ____________2010 г. 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      По  дисциплине: «Экономическая теория»

      На  тему: «Качество жизни: оценка сравнительный  анализ» 
 
 
 

Студент                                                                                    В.Г. Морозова

Группа                                                                                     11-Б

Руководитель                                                                          П.А Побережный

Оценка  работы                                                                       ______________

        
 
 
 

      Орел, 2010

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра: «Экономической теории и

                                          управления персоналом» 

ЗАДАНИЕ 

на курсовую работу

по дисциплине: «Экономическая теория» 

Студент В.Г. Морозова         Шифр 080109         Группа 11-Б 

Тема  курсовой работы: «Качество жизни: оценка и сравнительный анализ» 

План  курсовой работы:

1. Понятие  качества жизни.

2. ООН: Рейтинг качества жизни в странах мира.

3. Основные мероприятия повышения уровня жизни населения. 

Задание принял к исполнению «___»___________2010 г.

Срок  сдачи работы «___»___________2010 г.

Руководитель  работы _______________

Студент _______________ 
 
 
 

Орёл, 2010

          СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение....................................................................................................... 4

    1 Понятие качества жизни………..............................................................  5

    2 ООН:  Рейтинг качества жизни в странах  мира...................................  14

    3 Основные мероприятия повышения уровня жизни населения..........  21

    Заключение................................................................................................  36

    Список  используемой литературы...........................................................

    Приложения...............................................................................................   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ. 

      Категория «качество жизни» является интегральной характеристикой жизни людей, раскрывающей не только жизнедеятельность, жизнеобеспечение, но и жизнеспособность общества как целостного социального организма.  Повышение благосостояния народа – важнейшая задача экономической и социальной политики. В данной курсовой работе благосостояние населения является одним из основных объектов исследования. Целью же исследования является четкое определение проблем качества жизни населения и способы их решения. Данная проблема очень актуальна в любое время и в любой стране, ведь главная цель государства – повышение качества жизни. Задачами курсовой работы являются сравнение уровня жизни стран, их социального положения, материального благополучия, и поиск путей улучшения качества жизни.

      Качество  жизни становится всё более значимой категорией при оценке развитости стран. Исследованием качества жизни занимается ООН – Организация Объединенных Наций, созданная 24 октября 1945 года для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Каждый год ООН публикует доклад о развитии человека. В Докладе о развитии человека традиционно содержится информация об Индексе развития человека, который ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития ООН совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и различных международных организаций. На основе этих данных в своей работе я проведу сравнение качества жизни нашей страны с другими , а так же выясню какие методы улучшения качества жизни используются в нашей стране. 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ 

      История изучения проблемы качества жизни начинается с XVIII. Этой проблемой занимались такие  известные ученые, экономисты и философы как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и  современные исследователи XX века Ф. Хайек, П. Таунсенд и др.

      В работах А. Смита выявлена относительная  природа бедности через связь  бедности и социального стыда, т.е. разрыва между социальными стандартами  и материальной способностью придерживаться их. В XIX веке было предложено вычислять  черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определенного уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем качества жизни внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования разного уровня жизни людей в обществе.

      Первые  исследования уровня жизни разных социальных групп населения в России были проведены в 1909 году А.М. Стопани. По этому обследованию самые низкодоходные группы (ниже 250 руб.) тратили на физиологические потребности более трех четвертей всех доходов, в то время как самые высокодоходные (более 900 руб.) чуть больше половины, а также специально исследовались бюджеты безработных. В 1918 г. был составлен первый минимальный бюджет. В 1927 были обследованы бюджеты городских рабочих и служащих, в 1929 г., бюджеты колхозников, но последние были в значительной мере фальсифицированы. В дальнейшем данные обследования были запрещены, т.к. результаты резко отличались от тех описаний уровня жизни, которые давались официально. Самый "неприличный" факт, с точки зрения властей, - быстрый рост потребления алкоголя в ущерб жизни расходам семьи. В послевоенное время в СССР была опубликована единственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой, касавшаяся проблем бедности, но при употреблении только термина малообеспеченности, который продолжал употребляться до 1990 года.

      Рассмотрев  историю изучения проблемы качества жизни населения, перейдем к выяснению  понятия и сущности этого определения.

      На  мой взгляд, наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

      Качество жизни — обобщающая социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

      Высокое качество жизни общества – это, когда:

      1) имеется высокий жизненный потенциал общества, то есть абсолютное большинство граждан идентифицирует себя с российским обществом, и при этом чувствует себя в безопасности во всех отношениях, а их жизнедеятельность соответствует описанным выше критериям высокого качества жизни отдельного гражданина;

      2) удовлетворены базовые потребности всех членов общества на уровне не ниже минимального социального стандарта, то есть, отсутствует нищета;

      3) осуществляется политическая, общественная, предпринимательская, производственная, хозяйственная, научная, культурная деятельность по всем направлениям социально-экономического развития с этапными достижениями, дающими вклад в качество жизни всего населения;

      4) абсолютное большинство населения удовлетворено своей страной и тем, что в ней происходит, испытывают чувство гордости за нее.

      Качество  жизни предполагает:

      - чистую окружающую среду;

      - личную и национальную безопасность;

      - политические и экономические  свободы;

      - другие  условия  человеческого   благополучия,   трудно   поддающиеся количественному измерению.

      Качество  жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Улучшение качества жизни - это увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

      К основным сферам качества жизни относятся:

      - трудовая жизнь;

      - сфера развития способностей людей;

      - семейная жизнь;

      - быт и поддержание здоровья;

      - жизнь нетрудоспособных;

      - досуг;

      - окружающая среда;

      - жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

      Характеризуя  сущность качества жизни как социально-экономической  категории необходимо подчеркнуть  ее основную особенность: качество жизни - это социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают  в себе жизнь людей и ее качество.

В систему  показателей качества и уровня жизни  включены 26 показателей. На первый взгляд, слишком много показателей качества жизни. Да, при этом большинство из них являются составными, интегрирующими группу более конкретных показателей  и оценок. Но это - первое впечатление. Жизнь сложна и тем хороша. Вроде проще жить в тюрьме - мало потребностей и мало возможностей. В реальной жизни интересна богатая жизнь с богатством потребностей и богатым выборам возможностей. Но люди стремятся к упрощению, к выделению сущности или существенного содержания. Появляются различные концепции и подходы. Так и в экономической науке. Раскроем несколько из этих подходов:

1. Аксиологический  подход. Качество жизни изучается  с позиции многообразия ценностей,  освоенных и используемых человеком. Материальные, социальные и духовные ценности в гармоническом сочетании и перемене характеризуют богатую, качественную, интересную жизнь. Современная западная цивилизация развивается по этому пути. Производятся и потребляются миллионы наименований материальных благ. Интенсивно социальное обеспечение и стремление к социальной справедливости, к добру, миру и согласию. Развиваются все виды искусства как духовное производство высших ценностей.

Однако  у этого подхода есть два существенных ограничения. Что такое ценность и можно ли ее оценить? Каждый человек имеет свое мнение о ценностях. “Все, что имеет цену, - отмечал Ф. Ницше, - не имеет большой ценности”. Что же такое “бесценные ценности”? Это - жизнь, любовь, дух, вера, дружба, выдающиеся произведения искусства. По этим предельным ценностям во владении человека можно судить о богатстве (качестве) его жизни.

Какова  иерархия ценностей? Что первично, что  вторично - материальное, социальное или  духовное? Споры не утихают до сих  пор. Надежда возникает при опоре на категорию “гармония”  ценностей. Как гармонизировать материальное, социальное и духовное в личной жизни, в обществе? Ответ на этот вопрос ищет наука и каждый человек. Кто нашел такой ответ, тот живет в гармонии с собой, с ближними, с природой и обществом, тот может быть счастлив, он достиг высокого качества жизни.

Таким образом, аксиология характеризует  качество жизни человека как совокупность осознанных ценностных ориентаций на рост духовности и нравственности, укрепление социального положения и материального достатка, отражающих уровень личной активности при соблюдении норм культуры, гуманистических обычаев и традиций страны.

Информация о работе Качество жизни: оценка сравнительный анализ