Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием, экономических последствий и путей погашения, на примере Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВИДЫ.......................................4
1.1. Понятие государственного долга...........................................................4
1.2. Причины формирования государственного долга…………………….7
1.3. Виды и формы государственного долга................................................8
1.4. Экономические школы о государственном долге……………………...9
1.4.1. Традиционная точка зрения на государственный долг….............….9
1.4.2. Рикардинская точка зрения на государственный долг……...............10
1.5. Механизмы сокращения государственного долга………………..........11
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ
2.1 Внутренний государственный долг.........................................................13
2.1.1.Основные особенности внутреннего долга России, его
Современное состояние................................................................................16
2.2.Внешний долг и его влияние на российскую экономику...........................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................29
ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................31

Работа содержит 1 файл

гос.долг.docx

— 65.65 Кб (Скачать)

   ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3  

     1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ И ЕГО ВИДЫ.......................................4 

     1.1. Понятие государственного долга...........................................................4

     1.2. Причины формирования государственного долга…………………….7

     1.3. Виды и формы государственного долга................................................8

     1.4. Экономические школы о государственном долге……………………...9

     1.4.1. Традиционная точка зрения на государственный долг….............….9

     1.4.2. Рикардинская точка зрения на государственный долг……...............10

     1.5. Механизмы сокращения государственного долга………………..........11

     2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ

     2.1 Внутренний государственный долг.........................................................13

      2.1.1.Основные особенности внутреннего долга России, его

      Современное  состояние................................................................................16

     2.2.Внешний долг и его влияние на российскую экономику...........................20

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................27

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................29

     ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................31

     Введение

     В последнее время интерес финансистов  к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора:

  • высокая доля государственных расходов;
  • неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению к этому приводят:
    • во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ;
    • во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.;
    • высокая доходность государственных ценных бумаг.

     Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

     Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием, экономических последствий и путей погашения, на примере Российской Федерации.

     1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ И ЕГО ВИДЫ

     1.1. Понятие государственного долга

      С понятием государственного долга тесно  связан дефицит государственного бюджета, поэтому для того, чтобы разобраться  в проблеме государственного долга, необходимо сначала рассмотреть тему государственного бюджетного дефицита.

      1Бюджетный дефицит – это превышение расходной части государственного бюджета над доходами бюджета. Различают фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

      Фактический дефицит - это отрицательная разница  между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

      Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

      Циклический дефицит - это разница между фактическим  и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

      Бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга.

      2Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков.

     Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных  заимствований, принятых на себя государством, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя страной, обязательства третьих лиц. [1, C. 25]

     Первое  основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

     Вторым  основанием формирования государственного долга, являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

     Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

     Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

     Для государства на федеральном и  региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

     Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте страны, то возникают отношения внутреннего долга.

     Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

     Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего  долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований  на очередной финансовый год. Указанные  предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней  бюджетной системы. На федеральном  уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований  устанавливаются федеральным законом  о бюджете на очередной год, в  котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

      Современная фискальная политика признает использование бюджетных  дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Причины формирования  государственного  долга

      Как описывалось выше, к одной из главных  причин формирования государственного долга относится дефицит государственного бюджета.

      Источниками формирования государственного долга  могут послужить так же трудные  периоды для экономики: войны, спады  и т.д. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и  дефицитное финансирование. Рост налогообложения  приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

      Также можно утверждать, что дефицит  бюджета и растущий государственный  долг есть не что иное, как результат  отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов  влечет за собой политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают  против бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расход или  повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки. Особенно трудно поддаются сокращению программы  социальных льгот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3. Виды и формы государственного долга

      Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

      Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

      Капитальный государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. [11, C. 45]

      Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

      Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

     Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Другими словами, внутренний государственный долг государства - это долг перед резидентами.

      Внешний долг - это обязательства, возникающие  в иностранной валюте. Под государственным  внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте государства. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми  активами, находящимися в его распоряжении.

      С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные  банки в иностранной валюте.  
 

      1.4. Экономические последствия  государственного  долга

      Зададимся вопросом: может ли государственный долг привести государство к банкротству? Очевидно, что нет, и тому есть ряд причин:

      1) Когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, государство может рефинансировать свой долг, т. е. выпустить новые серии государственных ценных бумаг, выручка от которых пойдет на выплату процентов по предыдущим сериям.

Информация о работе Государственный долг