Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа
Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями.
Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.
1. Государственный долг, его структура и объем
2. Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга
3. Управление государственным долгом
4. Государственный долг и методы управления государственным долгом
5. Государственный долг, его структура и объем
Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
Содержание
1. Государственный долг, его структура и объем
2. Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга
3. Управление государственным долгом
4. Государственный долг и методы управления государственным долгом
5. Государственный
долг, его структура и объем
1)
Государственный долг возникает в определенные
моменты функционирования государства,
когда его расходы начинают превышать
доходы, когда бюджетный дефицит становится
хроническим явлением, а его покрытие
осуществляется не эмиссионными методами,
а государственными заимствованиями.
Государственный
долг — сумма задолженности
по выпущенным и непогашенным
государственным займам,
полученным кредитам,
включая начисленные
по ним проценты и выданные
государственные гарантии.
Государственный
долг состоит из задолженности центрального
правительства (которая составляет основную
часть долга), местных органов власти,
государственных предприятий и некоторых
других долгов. Соотношение между внутренним
и внешним государственным долгом зависит
от типа государства и в различные моменты
его развития может существенно различаться.
Погашение
государственного долга производится
за счет ординарных доходов государственного
бюджета — налогов. Связь займов
с налогами проявляется тогда, когда приходит
время платить проценты и погашать долги.
Однако в условиях огромной государственной
задолженности эти доходы оказываются
недостаточными, и для погашения государственного
долга, как правило, выпускаются новые
государственные займы (рефинансирование).
Государственный долг погашается через
казначейства и банки путем выкупа облигаций
на фондовой бирже или непосредственно
у кредиторов, проведением тиражей погашения,
иногда в форме аннуитетов, то есть ежегодных
платежей, включающих проценты и соответствующую
часть капитальной суммы долга, в редких
случаях из погасительных фондов.
Можно
сказать, что по достижении определенной
величины долга система государственного
кредита становится малоэффективной,
а государственный долг превращается
в генератор собственного увеличения.
В целях
обслуживания государственного долга
налоговый пресс не ослабевает, и
государственный долг начинает выступать
одним из средств, усиливающих перераспределение
национального дохода.
Выбор
конкретной формы государственной
задолженности определяется способом
привлечения средств. Если заимствования
предоставляются иностранными государствами,
международными финансовыми организациями,
консорциумами банков, то они оформляются
в виде кредитов. Реже кредиты применяются
при заимствованиях на внутреннем рынке,
в связи с тем, что они обладают ограниченной
ликвидностью и их перепродажа затруднена.
Кредитами оформляется задолженность
правительства перед центральными банками,
однако такие кредиты представляют собой
эмиссионное финансирование (хотя, например,
в РФ кредиты, выданные Центробанком Правительству,
включаются в состав внутреннего государственного
долга). Важным способом привлечения средств
для финансирования бюджетного дефицита
является выпуск государственных займов,
размещаемых на внутреннем и международном
финансовом рынках.
В зависимости
от рынка размещения, валюты займа
и некоторых других характеристик
государственный долг подразделяется
на внутренний и внешний. К внутреннему
долгу, как правило, относят кредиты, полученные
от национальных банков, а также государственные
займы, деноминированные в национальной
валюте и размещаемые на национальном
рынке. Однако иностранные инвесторы часто
активно приобретают такие ценные бумаги,
в результате чего появляется проблема
классификации подобной задолженности.
Самостоятельную проблему представляют
кредиты и займы в иностранной валюте,
но размещаемые на национальном финансовом
рынке.
Помимо
государственных займов, в состав
внутреннего государственного долга
включаются государственные гарантии.
Правительство может гарантировать облигационные
займы местных органов власти и управления,
выпускаемые с целью мобилизации финансовых
ресурсов для капиталовложений, облигационные
займы частных корпораций, специализированных
кредитных учреждений, финансирующих
строительство муниципального жилья и
социальной инфраструктуры. Гарантирование
займов осуществляется в целях привлечения
инвесторов к вложениям в гарантированные
ценные бумага в связи с повышением их
надежности. Суммы выданных гарантий включаются
во внутренний государственный долг, вместе
с тем они представляют государственную
задолженность лишь потенциально, а не
фактически (в случае, если заемщик не
в состоянии погасить свои обязательства).
Привлеченные посредством гарантированных
займов ресурсы направляются на реализацию
конкретных инвестиционных проектов.
Как
показывает международная практика,
внутренний государственный долг является
основным источником покрытия бюджетного
дефицита, государственные заимствования
на внутреннем финансовом рынке получили
широкое развитие в большинстве зарубежных
стран с развитой рыночной экономикой.
Основные
национальные различия внутреннего
государственного долга в развитых
странах заключаются в
Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Внутренний
долг — обязательства перед резидентами
в рублях.
Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.
Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:
кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных ценных бумаг;
договоров о предоставлении государственных гарантий;
переоформления
долговых обязательств третьих лиц
в государственный долг.
Государственный
долг может быть краткосрочным
(до одного года), среднесрочным (от
одного года до пяти лет) и долгосрочным
(от пяти до тридцати лет).
Государственный
долг погашается в сроки, установленные
условиями займов, но эти займы
не могут превышать 30 лет.
Управление
государственным
долгом осуществляется
правительством РФ.
Российская
Федерация не несет ответственности
по долговым обязательствам субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, если они не были гарантированы
федеральным правительством.
Максимальные
объемы государственного
внутреннего и
внешнего долга определяются законом
о федеральном бюджете на очередной
год. В соответствии со
статьей 106 Бюджетного
кодекса РФ предельный
объем государственных
внешних заимствований
не должен превышать
годовой объем платежей
по обслуживанию и погашению
государственного внешнего
долга.
Законом
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год утверждается Программа
государственных внешних
Решение
об эмиссии государственных ценных
бумаг принимается
В решении
об эмиссии государственных ценных
бумаг отражаются сведения об эмитенте
ценных бумаг, объем и условия
эмиссии.
Государственной
гарантией является способ обеспечения
правовых обязательств, в силу которого
Российская Федерация как гарант дает
письменное обязательство отвечать за
исполнение лицом, получившим гарантию,
его обязательств перед третьими лицами.
Законом
о федеральном бюджете на очередной
год определяется максимальный размер
суммы государственных гарантий. Общая
сумма государственных гарантий, выраженных
в рублях, включается в состав государственного
внутреннего долга.
Общая
сумма государственных
В соответствии
со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные
учреждения не имеют права брать кредиты
у кредитных организаций. Но они обладают
правом получать ссуды из бюджетов и государственных
внебюджетных фондов. Реестр задолженности
государственных унитарных предприятий
ведется Казначейством.
Государственные
книги внутреннего и внешнего
долга Российской Федерации ведутся
Министерством финансов РФ.
В
Государственную
долговую книгу вносятся сведения об
объеме долговых обязательств Российской
Федерации, субъектов Федерации и муниципальных
образований по эмитированным ценным
бумагам.
Информация
о заимствованиях вносится эмитентом
в Государственную долговую книгу
Российской Федерации в срок, не
превышающий три дня с момента
возникновения соответствующего обязательства.
Для
снижения долгового бремени может
применяться реструктуризация долга.
Под ней понимается погашение
прежних долговых обязательств с
одновременным осуществлением новых
заимствований в объемах
Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:
В целях обеспечения
своих внешнеполитических и внешнеэкономических
интересов Россия предоставляет кредиты
иностранным государствам. Программа
предоставления таких кредитов утверждается
законом о федеральном бюджете на очередной
год. Эта программа состоит из перечня
кредитов с указанием целей их предоставления,
получателей и суммы. Договоры о реструктуризации
задолженности или списании задолженности
иностранных государств перед Российской
Федерацией должны быть ратифицированы
Государственной думой.
Понятие
и структура внешнего
финансирования и
внешнего долга
Внешнее
финансирование государства — следствие
объективной необходимости привлечения
дополнительных источников для финансирования
госрасходов и дефицита госбюджета при
исчерпании всех возможных источников
мобилизации денежных ресурсов внутри
страны.