Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.\( Бюджетного кодекса РФ)
Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну и подлежит погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Работа содержит 1 файл

все вмесие Word.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
  1. Понятие государственного долга РФ
 

     Государственным долгом РФ являются долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.\( Бюджетного кодекса РФ)

     Государственный долг РФ полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну  и подлежит погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

     Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета.

     Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

     Долговые  обязательства РФ могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. (Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М., 2002. с. 506.)
 

     Долговые  обязательства РФ могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше  одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет). Долговые обязательства  РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.(ЕлизароваН.В. Финансовое право Учебный курс (учебно-методический комплекс) 

     Государственный долг делится в зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств на:

- внутренний  государственный долг;

- внешний  государственный долг.

     Государственный долг делится в зависимости от срока и объема обязательств:

1) капитальный  долг (включает все выпущенные  и непогашенные государством долговые обязательства и гарантированные им обязательства других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам);

2) текущий  государственный долг (состоит из  предстоящих платежей по всем  долговым обязательствам, срок погашения  которых наступает в отчетном году). 

     Управление  государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ.

     Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий. (Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.-с.26-35.)

     Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования.

     Регулирует  и осуществляет деятельность по управлению государственным долгом Министерство финансов, Государственная дума ЦБ РФ, которые определяют: 1) общий объем бюджетного дефицита; 2) объем и характер займов, необходимых для его финансирования; 3) разрабатывают кредитную политику и ее обеспечение; 4) законодательный контроль над новыми внешними заимствованиями (Гос. Думой ежегодно утверждаются программы внешних заимствований).

 

 
 

Государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации 44,6
Кредиты, полученные субъектом Российской Федерации  от кредитных организаций, иностранных  банков и международных финансовых организаций 24,9
Государственные гарантии субъекта Российской Федерации 19,8
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 0
Иные  долговые обязательства субъекта Российской Федерации 322,6
 

     Процесс управления госдолгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

     В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.

     Основными принципами управления государственным внутренним долгом в мировой практике признаны экономичность и оптимальность 

     4.2. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ 

     Система управления государственным внешним  долгом РФ базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.

     По  состоянию на 1 апреля  2011 года объем государственного внешнего долга РФ составил 38,8 млрд.долларов США, что по сравнению на период 1 января  2005 года, значительно меньше. 

 

     В настоящее время Россия преодолела последствия финансового кризиса 1998 года, существенно сократив бремя государственного долга. По основным показателям долговой нагрузки РФ относится к государствам с умеренным уровнем долга.

     Относительно  невелика и долговая нагрузка на бюджет. Этому способствовала последовательная политика Правительства РФ, направленная на отказ от новых внешних заимствований в сочетании с операциями по активному управлению государственным внешним долгом.

     Успешная  реализация положений Долговой стратегии  Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2005 г.) в сочетании с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и устойчивым экономическим ростом позволили РФ добиться наиболее выгодных условий потенциальных заимствований на рынках капитала.

     Несмотря  на повышение уровня суверенного  кредитного рейтинга России и улучшение условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга остается отсутствие возможности устойчивого рефинансирования государственного долга за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых объемах и на благоприятных условиях. При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от РФ (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в крупнейших развивающихся странах и т.д.), а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики РФ, ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на сырьевые товары, прежде всего на энергоносители.

     К другим существенным рискам, связанным  со структурой государственного внешнего долга РФ, относятся:

     - исторически сложившаяся достаточно  высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;

     - несовершенство законодательства  в области формирования и обслуживания государственного, в том числе, внешнего долга, препятствующее проведению операций по оптимизации структуры государственного долга;

     - ограничение возможности рефинансирования  государственного внешнего долга  за счет внутренних заимствований  без существенного ухудшения структуры государственного долга по срокам;

     - неравномерный характер погашения  внешнего долга, наличие пиков  платежей;

     - неконтролируемые риски корпоративных  и региональных заимствований.

     Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств.

 

     
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 1,8
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский  клуб 4,1
Задолженность бывшим странам СЭВ 0,2
Коммерческая  задолженность 2,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 7,6
Еврооблигационные займы 76,8
ОВГВЗ 4,6
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным  за счет средств Банка России 0,0
Предоставление  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте 2,1

     Управление  таким долгом на основе стандартных  подходов, используемых долговыми агентствами  развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), возможно в части рыночных заимствований.

     В среднесрочной перспективе политика в области государственного внешнего долга базируется на следующих принципах:

  1. обеспечение стабильного доступа РФ на рынки внешних заимствований на выгодных условиях;
  2. расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;
  3. активное управление внешней задолженностью с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживания имеющихся «пиков платежей» по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008 гг.;
  4. проведение сбалансированной политики между увеличением ликвидности российского внешнего долга путем повышения его рыночной составляющей и снижением процентных расходов по его обслуживанию путем привлечения займов международных финансовых организаций;
  5. проведение сбалансированной политики в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и повышения ее инвестиционного рейтинга к 2005 году.

     Представляется  целесообразным в короткие сроки  завершить урегулирование долга бывшего СССР путем погашения обязательств по этому долгу перед Парижским клубом кредиторов и трансформации этого долга в инструменты, позволяющие осуществлять гибкое управление им (конверсия, выкуп).

     Со  странами, не являющимися членами  Парижского клуба, основным инструментом управления задолженностью должны стать  операции по ускоренному погашению долга путем прямого выкупа долговых требований со значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной стоимости долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной техники и высокотехнологической продукции машиностроения, погашение долга бывшего СССР может осуществляться поставками товаров или посредством проведения других видов операций по конверсии долга.

     Политика  управления задолженностью РФ перед  правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, в том числе осуществления заимствований у правительств иностранных государств и международных финансовых организаций, нуждается в существенной корректировке и будет строиться на необходимости жесткого нормативного закрепления новых ориентиров заемной политики государства:

Информация о работе Государственный долг