Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:12, реферат
Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты,
Государственный долг
– это сумма задолженности
по выпущенным и непогашенным государственным
займам (включая начисленные проценты)
Причины возникновения государственного долга
Государственный долг вызван использованием
государственных займов в качестве
одной из форм привлечения денежных
ресурсов для расширения воспроизводства
и удовлетворения общественных потребностей.
Причиной возникновения и нарастания
государственного долга является постоянный
дефицит государственного бюджета, который
составил в 1991 году 20,4 % (к расходной части
бюджета), в 1992 году – 8,6 %, в 1993 году – 11,9
%, в 1994 году – 10,4 %, в 1995 году – 17,4%, в 1996
году – 15,4 %, в 1997 году – 16,1 %, в 1998 году –
15,6 %, в 1999 году – 14,3 %. При этом, наличие
государственного долга не является исключением
в экономике, скорее правилом: экономические
развитые страны имеют значительный внутренний
долг. Однако существует значительная
разница в причинах, способах образования
и особенностях функционирования этого
вида долга в зависимости от страны. В
развитых странах государственный долг
и вызвавшие его дефициты бюджета представляют
собой встроенные в экономический цикл
факторы стабилизации экономики и ее развития.
Взятые займы у населения, корпораций,
банков, других финансовых и кредитных
учреждений денежные средства используются
производительно и рассматриваются как
активы перечисленных заемщиков. Государственный
долг рассматривается как «заем нации
самой себе» и не влияет на общие размеры
совокупного богатства нации.
В связи с вышеизложенным невозможно сказать
однозначно, что появление государственного
долга связано исключительно с ухудшением
экономической ситуации в стране, более
того грамотно распорядившись возможность
привлечения заемных средств (и как следствие
увеличив государственный долг) возможно
не только улучшить экономическую ситуацию
в стране и решить остро вставшие социальные
проблемы, но и просто использовать его
как источник финансирования в соответствии
с принципами грамотного финансового
менеджмента с большой пользой для своей
страны.
1.3. Виды государственного долга
Государственный долг подразделяется
на внутренний и внешний.
Внешний государственный долг - это составная
часть государственного долга по внешним
займам и другим долговым обязательствам
перед кредиторами-нерезидентами. Наличие
внешнего долга у страны является нормальной
мировой практикой. Однако существуют
границы, за пределами которых увеличение
государственного внешнего долга становится
опасным. Масштабное привлечение займов
может привести страну к зависимости от
кредиторов. Для относительной характеристики
величины государственного долга в мировой
практике используются специальные показатели
– относительные параметры внешнего долга.
Они включают отношение долговых платежей
(по погашению и обслуживанию долга) к
экспорту товаров и услуг. По классификации
Международного банка реконструкции и
развития низким уровнем внешней задолженности
считается отношение меньше 18 %; умеренным
– 18-30%. Другими показателями также являются:
отношение валового внешнего долга к ВВП
(менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
отношение валового внешнего долга к экспорту
товаров и нефакторных услуг (менее 132%
- низкая; 132-220% - умеренная);
отношение платежей вознаграждения к
к экспорту товаров и нефакторных услуг
(менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).
По сути, наличие внешнего долга предполагает,
что передачу части созданного продукта
за пределы страны. Рост внешнего долга
снижает международный авторитет страны
и подрывает доверие населения к политике
ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга,
как правило, являются:
другие государства;
международные финансовые организации
(такие как Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития
и др.);
Частные фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный долг - это
составная часть государственного долга
по внутренним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами-резидентами.
Наличие внутреннего долга не является
исключением в экономике, а скорее – правилом.
Экономически развитые страны, как правило,
имеют значительный государственный внутренний
долг. Однако значительна разница в причинах,
способах образования и особенностях
функционирования этого вида долга. Государственный
долг и вызвавшие его дефициты могут быть
тщательно продуманными и спланированными
факторами стабилизации экономики и ее
развития.
Внутренний государственный долг рассматривается
как «заем нации сам себе» и не влияет
на общие размеры совокупного богатства
нации. Определенные отрицательные последствия
по его управлению перекрываются положительными
эффектами от мобилизации дополнительных
финансовых ресурсов в инвестиции или
развитие экономики страны. Однако присутствует
и ряд отрицательных последствие наличия
внутреннего государственного долга:
погашение задолженности производится
за счет бюджетных средств, т.е. за счет
налогоплательщиков: таким образом происходит
переток доходов к владельцам государственных
ценных бумаг, как правило, состоятельным
слоям общества;
для уменьшения долга государство может
увеличивать налоги, что может привести
к макроэкономическим последствиям, таким
как уменьшение инвестиций.
действует эффект «вытеснения инвестиций»
частных предпринимателей. Т.е. выход государства
на ссудный рынок усиливает конкуренцию
на денежном рынке, что в свою очередь
приводит к увеличению процентных ставок
на денежный капитал. Это лишает частный
сектор какой-то части инвестиций и соответственно
«тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего долга,
как правило, являются:
население;
корпорации;
банки;
другие финансовые и кредитные учреждения.