Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятия государственного долга………………………………...5
1.1. Виды государственного долга…………………………………………5
1.2. Формы государственного долга……..………………………………..6
1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга………………………………………….6
Глава 2. Классификация государственного долга.. .…..…………………..8
Глава 3. Внутренний долг…………………………... .…..………………...11
3.1. Понятие внутреннего долга……..…………………………………..11
3.2. Формы внутреннего долга……………………………………………15
3.3. Виды внутреннего государственного долга…………………………15
3.4. Состояние рынка государственных краткосрочных облигаций…....18
Глава 4. Внешняя государственная задолженность………………………..19
4.1. Внешняя государственная задолженность Российской Федерации..20
4.2. Влияние внешнего долга на национальную экономику.……………24
Заключение …………………………………………………………………...30
Список литературы …………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 211.50 Кб (Скачать)
 

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г.  Архангельск)                                                               

Волгоградский филиал 

Кафедра «Менеджмента и финансов» 
 
 
 
 

Курсовая  работа. 

           по дисциплине: «Финансы» 

          тема: «Государственный долг»

  
 
 
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнила студентка:

                                                             гр. ФКВ-4-9

                                                                  Кутукова К.М. 
 

                                                                                   Проверил преподаватель:

                     
 
 
 
 
 
 
 
 

                      

Волгоград 2010 г. 
 

Содержание: 

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1.  Понятия государственного долга………………………………...5

 1.1. Виды государственного долга…………………………………………5

1.2.  Формы государственного долга……..………………………………..6

1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга………………………………………….6

Глава 2. Классификация государственного долга.. .…..…………………..8

Глава 3. Внутренний долг…………………………... .…..………………...11

   3.1.  Понятие внутреннего долга……..…………………………………..11

   3.2. Формы  внутреннего долга……………………………………………15

   3.3. Виды  внутреннего государственного долга…………………………15

   3.4. Состояние рынка государственных краткосрочных облигаций…....18

Глава 4. Внешняя  государственная задолженность………………………..19

   4.1. Внешняя государственная задолженность Российской Федерации..20

   4.2. Влияние внешнего долга на национальную экономику.……………24

Заключение …………………………………………………………………...30

                      Список  литературы …………………………………………………………...33 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Введение.

   Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.

     Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

   Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

   В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

   Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста.    Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. 

 

    Глава 1. Понятия государственного долга.

  Государственный  долг - это общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям. (9;37)

1.1. Виды государственного долга.

    Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.         Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил. (9;53)

  Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

  Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

  Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

  С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

  1.2. Формы государственного долга.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.(9;85)

  1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга.

   Предлагаемые  для использования в операциях  по обслуживанию и погашению источники  покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом: 
1.-наличные денежные средства; 
2. - государственные ценные бумаги; 
3. - корпоративные ценные бумаги; 
4. - товарные поставки; 
5. - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; 
6. - иные государственные активы.

    Таблица 1 

Средства  платежа по внешнему долгу и их источники
Варианты    Средства  платежа Источники
1 Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реалиизация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние Наличные денежные средства
2   Эмиссия нового государственного долга Государственные ценные бумаги
3   Государственные компании и принадлежащие государству  доли в частных компаниях Корпоративные ценные бумаги
4   Государственные закупки Товарные поставки  
5 Платежи российских заемщиков Долговые обязательства  перед российским правительством (например, третьих стран)
  Иные государственные  платежи
 

  Размещение  государственных  ценных бумаг может быть: 
     - Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигация.

     - Вынужденным квазирыночным - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.(8;54)

  Важнейшим критерием для принятия решения  об использовании того или иного  средства платежа должно выступать  соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.

Глава 2. Классификация государственного долга.

     Законом о федеральном бюджете на 1 января 1998 г. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации установлен в размере 630 трлн. руб., а государственного внешнего долга - в размере 
136,8 млрд. долл. Сравнительные данные за два последних года и прогноз на 
1997 г. приведены в таблицах 1 и 2. Разбиение долга по составу выполнено в соответствии с законом о бюджетной классификации. Обращает на себя внимание то, что в основу классификации внутреннего и внешнего долга положены разные принципы. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признакам, в то время как внешний долг - по истории возникновения и типу кредиторов.(9;97) 
    Рассмотрим экономическую природу понятий внутреннего и внешнего долга. В любом вводном курсе по теории государственных финансов содержатся четкие определения внешнего государственного долга как долга перед нерезидентами и внутреннего государственного долга как долга перед резидентами. В российской бюджетной практике сложился принципиально иной подход. Закон РФ"О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.    Законодательно закрепленные пять лет назад тавтологические определения "внутренний долг = рублевый долг" и "внешний долг = валютный долг" прочно укоренились в статистике государственных финансов.   Бессмысленное само по себе деление обосновано лишь существующими различиями механизмов регулирования и контроля за рублевыми и валютными заимствования. Критерии "рубль-доллар" и "резидент-нерезидент" деления долга на внутренний и внешний практически совпадали только до тех пор, пока на территории России действовала соответствующая статья Уголовного кодекса, рубль был "деревянным", все внешнеэкономические операции проводились в конвертируемой валюте, а внутриэкономические - в рублях. Именно поэтому не возникли принципиально различные схемы управления рублевой и валютной частями как внутреннего, так и внешнего долга. С началом либерализации российской экономики и финансовых рынков, а также процесса постепенного снятия ограничений на проведение валютных операций все заметнее становится несовершенство существующей классификации, системы управления и финансового планирования.(5;10) 
     Первая попытка законодателей устранить возникшие противоречия и одновременно ввести жесткий контроль за объемами внешних заимствований завершилась принятием в 1994 г. Федерального закона "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям". Ограничить объем внешних заимствований действительно удалось, однако вопрос о классификации государственного долга оказался окончательно запутан. В соответствии с законом внешними заимствованиями являются кредиты, привлекаемые из иностранных источников, по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации. Данное положение принципиально не согласуется с нормами закона о государственном внутреннем долге. 
     Нужно иметь в виду и следующее. В переходной экономике в процессе регулирования отношений, связанных с осуществлением государственных заимствований, могут возникать объективные противоречия между правительством и национальным банком. Последний проводит собственную политику на открытом рынке и, стремясь поддерживать стабильность национальной валюты, выступая одновременно в качестве органа валютного регулирования и органа контроля, заинтересован в методике, в первую очередь отражающей приоритетность данных направлений. Задачи же обеспечения экономического роста и интеграции в мировое хозяйство требуют от правительства перехода на общепризнанные методические стандарты, разработанные, в частности, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР.   Если для национального банка первостепенное значение приобретает деление государственного долга на рублевую и валютную составляющие, то для правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия. К сожалению, названное противоречие осталось вне поля зрения отечественных экономистов. Может показаться, что проблема деления государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Учет государственных долговых обязательств ведется в зависимости от истории их возникновения, кредитора, формы и еще десятка нередко случайных факторов. Причем ключевым (идеологическим) является валюта обязательства. Есть и настоящие курьезы, например, обязательства по облигациям внутреннего валютного займа вообще не учитываются в составе государственного долга.   Практические сложности возникают также при определении величины реальных бюджетных расходов по обслуживанию государственного долга из-за сальдирования отдельных показателей.

Информация о работе Государственный долг