Государственный бюджет и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятия «государственный бюджет» и «бюджетная система». В первой главе рассматриваются функции бюджета; понятие, уровни и функции бюджетной системы, а также структура доходов и расходов государственного бюджета. Вторая глава посвящена проблеме сбалансированности бюджета и государственного долга. В третьей главе изложены основные направления проводимой в РФ бюджетной реформы, а также прослеживается динамика доходов и расходов федерального бюджета страны в период с 2000 по 2006 годы. Данная работа содержит также ряд приложений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретический аспект бюджета………………………………….......4
§ 1. Бюджетная система: понятие, уровни, функции…………………….......4
§ 2. Доходы и расходы бюджета…………………………………………......11
Глава 2. Проблема сбалансированности бюджета……………………….....15
§ 1. Профицит и дефицит бюджета…………………………………………..15
§ 2. Государственный долг……………………………………………….......20
Глава 3.Бюджетная система РФ……………………..……………………….24
§1. Реформирование бюджетной системы РФ………………………………24
§2. Динамика основных показателей российского бюджета в период 2000-2006 гг………………………………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Госбюджет.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретический аспект бюджета………………………………….......4

§ 1. Бюджетная  система: понятие, уровни, функции…………………….......4

§ 2. Доходы и  расходы бюджета…………………………………………......11

Глава 2. Проблема сбалансированности бюджета……………………….....15

§ 1. Профицит и  дефицит бюджета…………………………………………..15

§ 2. Государственный  долг……………………………………………….......20

Глава 3.Бюджетная система РФ……………………..……………………….24

§1. Реформирование бюджетной системы РФ………………………………24

§2. Динамика основных показателей российского бюджета в период 2000-2006 гг………………………………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………………34

Приложения…………………………………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

               Как известно, государственный бюджет, являясь центральным звеном финансовой системы любого государства, играет важную роль в его жизни. Бюджет государства в большей или меньшей степени волнует каждого гражданина, так как от него зависит наше благосостояние. На протяжении столетий формирование и распределение бюджета вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

               Множество экономистов  не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджета, к источникам его доходов, статьям расходов. Также  не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.

               Цель данной работы – раскрыть понятия «государственный бюджет» и «бюджетная система». В первой главе рассматриваются функции бюджета; понятие, уровни и функции бюджетной системы, а также структура доходов и расходов государственного бюджета. Вторая глава посвящена проблеме сбалансированности бюджета и государственного долга. В третьей главе изложены основные направления проводимой в РФ бюджетной реформы, а также прослеживается динамика доходов и расходов федерального бюджета страны в период с 2000 по 2006 годы. Данная работа содержит также ряд приложений. 
 
 
 

Глава 1. Теоретический аспект бюджета

§1. Бюджетная система: понятие, уровни, функции

      Слово «бюджет» (англ. Public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», т.е. «кожаный мешок».1

      В разных источниках можно найти разные определения бюджета. Так, например, в одном учебнике государственный бюджет определяется как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период (обычно за год).2 Согласно Бюджетному кодексу, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.3 Государственный бюджет можно определить также как финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.4

      Что касается функций бюджета, то в этом вопросе у экономистов не сложилось единого мнения.

      Иногда  рассматриваются лишь две функции бюджета: распределительная (проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей), и контрольная, позволяющая узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств и как они используются.

      Ряд экономистов выделяют три функции  бюджета:

  • образование бюджетного фонда (эту функцию выполняют бюджетные доходы);
  • использование бюджетного фонда (эта функция осуществляется через расходы бюджета);
  • контрольная функция.5

      У других экономистов бюджету присущи  шесть функций:

  • перераспределение национального дохода и ВВП;
  • бюджет как важный инструмент регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства;
  • социальная направленность бюджетных средств;
  • воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы;
  • госбюджет как организатор распределительных процессов в народном хозяйстве;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства.6

      Таким образом, рассмотрев три точки зрения на функции государственного бюджета, я считаю, что бюджет выполняет четыре функции: накопление средств, их расходование, перераспределение ВВП и контроль за использованием бюджетных средств.

      Совокупность  бюджетов всех уровней составляет бюджетную  систему. Бюджетная система – это совокупность бюджета государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух звеньев (государственного и местных бюджетов); в федеративном – из трёх (федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов); бюджет конфедерации формируется из взносов входящих в конфедерацию государств.

      Бюджетная система РФ строится на следующих принципах:

  • единства;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономичности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

      Принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом.

      Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

      Принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

      Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.

      Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объёму доходов бюджета.

      Принцип гласности требует обязательного опубликования утверждённых бюджетов в СМИ.

      Принцип достоверности бюджета означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.

      Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

      Бюджетная система государства является чрезвычайно  важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:

  • Экономическая (обеспечивает финансирование важнейших объектов народного хозяйства, субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение).
  • Важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие (во многих странах мира бюджет – главный инструмент поддержки слаборазвитых районов).
  • Социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение – частичное или полное финансирование из бюджета).
  • Политическая (финансирование армии, правоохранительных органов).
  • НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-технических проектов).
  • Финансирование государственных органов власти.

      Государственная бюджетная система РФ состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29000 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

      Важнейшим элементом бюджетной системы  РФ является федеральный бюджет. Он играет  важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. Средства федерального бюджета направляются в различные отрасли народного хозяйства, на развитие регионов страны. Они выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение НТП. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.7

      Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государтвенных и административно-территориальных образований - республик в составе РФ, краёв, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга.

      Местные бюджеты –  бюджеты административно-территориальных  образований (муниципальных районов, городских округов, городских и  сельских поселений).

      Региональные  и местные бюджеты предназначены  для финансового обеспечения  задач и функций региона (муниципальных образований). С помощью региональных и местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

      Федеральный, региональные и местные бюджеты  составляют вместе консолидированный бюджет страны.

      Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

      Межбюджетные  отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.8

      В основе процесса распределения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчёта финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

      Для поддержки сбалансированности территориальных  бюджетов используются трансферты, дотации, субсидии и субвенции.

      Трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

      Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

      Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Информация о работе Государственный бюджет и его структура