Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:17, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятия «государственный бюджет» и «бюджетная система». В первой главе рассматриваются функции бюджета; понятие, уровни и функции бюджетной системы, а также структура доходов и расходов государственного бюджета. Вторая глава посвящена проблеме сбалансированности бюджета и государственного долга. В третьей главе изложены основные направления проводимой в РФ бюджетной реформы, а также прослеживается динамика доходов и расходов федерального бюджета страны в период с 2000 по 2006 годы. Данная работа содержит также ряд приложений.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретический аспект бюджета………………………………….......4
§ 1. Бюджетная система: понятие, уровни, функции…………………….......4
§ 2. Доходы и расходы бюджета…………………………………………......11
Глава 2. Проблема сбалансированности бюджета……………………….....15
§ 1. Профицит и дефицит бюджета…………………………………………..15
§ 2. Государственный долг……………………………………………….......20
Глава 3.Бюджетная система РФ……………………..……………………….24
§1. Реформирование бюджетной системы РФ………………………………24
§2. Динамика основных показателей российского бюджета в период 2000-2006 гг………………………………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………...37
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретический аспект бюджета………………………………….......4
§ 1. Бюджетная система: понятие, уровни, функции…………………….......4
§ 2. Доходы и
расходы бюджета………………………………………
Глава 2. Проблема сбалансированности бюджета……………………….....15
§ 1. Профицит и
дефицит бюджета………………………………………
§ 2. Государственный
долг……………………………………………….......
Глава 3.Бюджетная система РФ……………………..……………………….24
§1. Реформирование
бюджетной системы РФ…………………………
§2. Динамика основных
показателей российского бюджета в период
2000-2006 гг…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Как известно, государственный бюджет, являясь центральным звеном финансовой системы любого государства, играет важную роль в его жизни. Бюджет государства в большей или меньшей степени волнует каждого гражданина, так как от него зависит наше благосостояние. На протяжении столетий формирование и распределение бюджета вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджета, к источникам его доходов, статьям расходов. Также не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей.
Цель данной работы
– раскрыть понятия «государственный
бюджет» и «бюджетная система». В первой
главе рассматриваются функции бюджета;
понятие, уровни и функции бюджетной системы,
а также структура доходов и расходов
государственного бюджета. Вторая глава
посвящена проблеме сбалансированности
бюджета и государственного долга. В третьей
главе изложены основные направления
проводимой в РФ бюджетной реформы, а также
прослеживается динамика доходов и расходов
федерального бюджета страны в период
с 2000 по 2006 годы. Данная работа содержит
также ряд приложений.
Глава 1. Теоретический аспект бюджета
§1. Бюджетная система: понятие, уровни, функции
Слово «бюджет» (англ. Public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», т.е. «кожаный мешок».1
В разных источниках можно найти разные определения бюджета. Так, например, в одном учебнике государственный бюджет определяется как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период (обычно за год).2 Согласно Бюджетному кодексу, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.3 Государственный бюджет можно определить также как финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.4
Что касается функций бюджета, то в этом вопросе у экономистов не сложилось единого мнения.
Иногда рассматриваются лишь две функции бюджета: распределительная (проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей), и контрольная, позволяющая узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств и как они используются.
Ряд экономистов выделяют три функции бюджета:
У других экономистов бюджету присущи шесть функций:
Таким образом, рассмотрев три точки зрения на функции государственного бюджета, я считаю, что бюджет выполняет четыре функции: накопление средств, их расходование, перераспределение ВВП и контроль за использованием бюджетных средств.
Совокупность
бюджетов всех уровней составляет бюджетную
систему. Бюджетная
система – это совокупность бюджета
государства, административно-
Бюджетная система РФ строится на следующих принципах:
Принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объёму доходов бюджета.
Принцип гласности требует обязательного опубликования утверждённых бюджетов в СМИ.
Принцип достоверности бюджета означает надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:
Государственная бюджетная система РФ состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29000 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Важнейшим элементом бюджетной системы РФ является федеральный бюджет. Он играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. Средства федерального бюджета направляются в различные отрасли народного хозяйства, на развитие регионов страны. Они выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение НТП. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.7
Региональными
бюджетами являются бюджеты национально-
Местные
бюджеты – бюджеты административно-
Региональные
и местные бюджеты
Федеральный, региональные и местные бюджеты составляют вместе консолидированный бюджет страны.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.8
В основе процесса распределения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчёта финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Для поддержки сбалансированности территориальных бюджетов используются трансферты, дотации, субсидии и субвенции.
Трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.