Государственный бюджет: сущность, структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту («уравнительное распределение»). С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство. С возникновением, которого, появилась необходимость отыскивания ресурсов для его содержания.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………
2. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета……………………………………………………………………………….
3.Функции государственного бюджета……………………………………….
4.Заключение………………………………………………………………………..
5. Литература………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

сущность гос.бюджета.docx

— 40.89 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО  ОБРАЗОВАНИЮ                      

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" 

Уфимский  филиал 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине   

                    

  Экономическая  теория

На  тему: 

« Государственный бюджет: сущность, структура, функции.»

            
 

                                                    Студента                      гр. БАП -1  

                                                    Файзуллиной Гульсины Раисовны 
 
 
 

Уфа-2011 

Оглавление.

  1.Введение……………………………………………………………………………

  2. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета……………………………………………………………………………….

3.Функции  государственного  бюджета……………………………………….

4.Заключение………………………………………………………………………..

5. Литература………………………………………………………………………

Введение.

    На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту («уравнительное распределение»). С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство. С возникновением, которого, появилась необходимость отыскивания ресурсов для его содержания.

   Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

   По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Произошло это не в последнюю очередь потому, что появились такие проблемы, решить которые в одиночку не в состоянии ни один даже самый крупный предприниматель. Как быть с загрязнением окружающей среды, инфляцией, массовой безработицей, циклическим колебанием экономического роста? Борьбу с этими «макроэкономическими видами зла» и возлагают все чаще на государственные органы. Министерства экологии, цен, труда существуют и сегодня практически во всех развитых странах. 

     В современных условиях роль и значение государства во всех странах, в том числе и РФ, возрастает, вследствие чего увеличиваются и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является содержания функций государства в обществе. Однако главное следствие этого процесса заключается в другом. Все большая доля продукта, созданного в обществе, попадает теперь в руки государства и перераспределяется от непосредственных производителей к другим группам. Осуществляется это посредством специального финансового инструмента, называемого государственным бюджетом страны.

  Подобно тому, как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом.

  Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

    Бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными. 

 

1.Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета.

 

    Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

  Общее понятие бюджета приведено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления» [9].

    В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории. 

    Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

    Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

   Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

  Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус – главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

   Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

Статья 10 БК РФ [9] закрепляет в России трехуровневую  бюджетную систему:

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих  государственных или местных  органов.

  Таким образом, бюджетная система РФ включает:

  • федеральный бюджет РФ;
  • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
  • 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 10 бюджетов автономных округов;
  • 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

  Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

Построение  бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

  • Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
  • Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
  • Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
  • Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

   Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

1. Составление  и использование бюджета носит  ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет  наметить необходимые соотношения  между объемом денежных доходов  и размером расходов.

2. Формирование  и использование государственного  бюджета базируется на сочетании  централизованных начал с инициативой  местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

3. С помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями  экономики, субъектами Российской  Федерации и иными сферами.

4. Бюджет  страны связан со всеми отраслями  экономики. Отрасли связаны с  бюджетом, как по формированию  его доходов, так и по линии  финансирования их развития.

Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального  дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает  часть прибыли экономических  субъектов различных форм собственности.

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в  том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового  обеспечения деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления.

Бюджетными  средствами обеспечиваются следующие  направления деятельности:

  • государственное и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства Обслуживание международного кредита, возврат кредитов, культурные связи);
  • национальная оборона;
 
  • правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование государственной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д.);
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение обороноспособности страны;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
  • осуществление социальной политики.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура, функции