Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:17, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятия «государственный бюджет» и «бюджетная система». В первой главе рассматриваются функции бюджета; понятие, уровни и функции бюджетной системы, а также структура доходов и расходов государственного бюджета. Вторая глава посвящена проблеме сбалансированности бюджета и государственного долга. В третьей главе изложены основные направления проводимой в РФ бюджетной реформы, а также прослеживается динамика доходов и расходов федерального бюджета страны в период с 2000 по 2006 годы. Данная работа содержит также ряд приложений.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретический аспект бюджета………………………………….......4
§ 1. Бюджетная система: понятие, уровни, функции…………………….......4
§ 2. Доходы и расходы бюджета…………………………………………......11
Глава 2. Проблема сбалансированности бюджета……………………….....15
§ 1. Профицит и дефицит бюджета…………………………………………..15
§ 2. Государственный долг……………………………………………….......20
Глава 3.Бюджетная система РФ……………………..……………………….24
§1. Реформирование бюджетной системы РФ………………………………24
§2. Динамика основных показателей российского бюджета в период 2000-2006 гг………………………………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………...37
Ещё одним направлением масштабной бюджетной реформы является переход на трёхлетнее планирование государственного бюджета. Трехлетний бюджет будет утверждаться на федеральном уровне и для государственных внебюджетных фондов. При этом регионам придется в обязательном порядке формировать трёхлетний финансовый план, который станет основой для принятия ежегодных бюджетов. При трёхлетнем планировании перспективные проектировки на второй и третий год предыдущего среднесрочного бюджетного цикла станет основой для проектировок первого и второго года текущего бюджетного цикла, т.е. происходит увязка годового бюджетного плана со среднесрочным планированием.
Бюджеты
городских и сельских
поселений. В рамках масштабной реформы
местного самоуправления предполагается
формирование бюджетов нового уровня
– бюджетов городских и сельских поселений.
Первые такие бюджеты были приняты и исполнены
в ряде регионов страны в 2006 году. Эти бюджеты
имеют свои собственные доходы и расходы.
Доходы состоят из собственных доходов
и субвенций из региональных фондов компенсаций
на выполнение отдельных государственных
полномочий. В качестве налоговых доходов
в бюджеты поселений будут зачисляться
часть налога на доходы, земельного налога,
налога на имущество физических лиц. Одним
из основных источников бюджетных доходов
поселений являются выравнивающие межбюджетные
трансферты. Выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений осуществляется посредством
дотаций региональных и районных фондов
финансовой поддержки поселений. Из первого
фонда проводится первичное выравнивание
на основе налогового потенциала и специфики
расходных потребностей поселений, а с
помощью второго – достигается более
полное выравнивание бюджетной обеспеченности,
главным образом, за счёт более точного
учёта природно-климатических и социально-экономических
факторов и условий, влияющих на стоимость
предоставления бюджетных услуг.26
Среди основных сложностей создания системы
бюджетов поселений можно отметить отсутствие
необходимых кадров и технической базы,
но решение этих проблем – дело времени.
§2. Динамика основных показателей российского бюджета в период 2000-2006 гг.
Как видно из таблицы (см. приложение 2), до 2000 года бюджет РФ формировался с дефицитом, причём иногда дефицит достигал значительных объёмов по отношению к ВВП. Начиная с 2000 года федеральный бюджет страны является профицитным. Динамику доходов и расходов бюджета РФ отражает приложение 5.
Так, в 2000 году доходы федерального бюджета составили 1103217,0 млн. руб., а расходы – 1014196,3 млн. руб.27 Согласно закону, средства от превышения доходов над расходами направляются на замещение поступлений из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и на погашение государственного долга. Налоговые поступления в бюджет в 2000 году составили 949912,7 млн. руб.
Бюджет 2001 года был сформирован бездефицитным, его доходы равны расходам и составили 1193 млрд. руб.28 В структуру федерального бюджета были внесены существенные изменения: с 1 января 2001 года были упразднены целевые бюджетные фонды. В 2001 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличились налоговые поступления до 1 115 327,7 млн. руб. Больше всего средств федерального бюджета расходуется на обслуживание государственного долга страны – 239 739 930 тыс. руб., из них на обслуживание внешнего долга идёт 183 153 000 тыс. руб. Большое количество бюджетных средств выделяется на национальную оборону (более 214 млрд. руб.), правоохранительную деятельность (более 131 млрд. руб.) и социальную политику (более 107 млрд. руб.). На этом фоне более чем скромными выглядят затраты государства на науку (около 22 млрд. руб.), образование (48,8 млрд. руб.), здравоохранение (22,2 млрд. руб.) и культуру (6,38 млрд. руб.).
В 2002 году доходы федерального бюджета составили 2125,7 млрд. руб., а расходы – 1947,4 млрд. руб. Превышение доходов над расходами, согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год», направляется на погашение государственного долга Российской Федерации и на образование финансового резерва.29 Налоговые поступления в бюджет продолжают увеличиваться и составляют 1 726 310 млн. руб. В 2002 году возросли расходы по всем важнейшим направлениям деятельности государства. Более всего увеличились расходы на проведение социальной политики – до 430,35 млрд. руб. По-прежнему самыми крупными статьями расходов являются расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (более 285 млрд. руб.), национальную оборону (284,2 млрд. руб.) и правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства (173,863 млрд. руб.). Расходы на государственное управление выросли более, чем на 16 млрд. руб. Увеличилось финансирование таких важных сфер общественной жизни, как образование, наука, здравоохранение и культура. Следует отметить, что одним из ведущих разделов федерального бюджета 2002 года является финансовая помощь субъектам Федерации. Если в 2001 году финансовая помощь планировалась в размере 186,6 млрд. руб., то в 2002 году в Фонд финансовой поддержки регионов планируется направить 265,5 млрд. руб.
Бюджетная политика на 2003 год определена с учётом ограничения расходов федерального бюджета в размере, не превышающем 13% ВВП.30 В 2003 году выросли бюджетные доходы и расходы, а превышение доходов над расходами направляется на пополнение финансового резерва. Налоговые поступления составили более 2012 млрд. руб. В 2003 году сократились расходы бюджета на обслуживание государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. Для бюджета 2003 года характерна социальная направленность: дальнейшее повышение зарплат работников здравоохранения и образования, значительное увеличение пенсий и, прежде всего, пенсий военнослужащим. Приоритетными направлениями расходования средств федерального бюджета стали национальная оборона, правоохранительная деятельность, наука и образование. Так, расходы на образование увеличились на 22,2% по сравнению с 2002 годом.
Доходы федерального бюджета в 2004 году превысили расходы на 505 758,8 млн. рублей.31 Продолжают расти расходы государства по важнейшим направлениям, таким как национальная оборона (прирост составил 19%), правоохранительная деятельность (на 27%). Также продолжился рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на социальную помощь – на 20,9%, социальное обеспечение службы занятости – на 15%.32 Значительно выросли затраты на образование, науку, здравоохранение. По-прежнему недостаточно финансируется сфера культуры. Продолжилось сокращение государственного долга: в 2004 году он снизился до 3% ВВП. Как результат – одно из ведущих международных рейтинговых агентств поставило Россию на восьмое место среди самых привлекательных инвестиционных стран мира.
Главной задачей бюджета 2005 (см. приложение 1) года является поддержание макроэкономической стабильности. Это обеспечивается за счёт роста средств Стабфонда. В реальном выражении доходы и расходы бюджета увеличились, но по отношению к ВВП они сократились. Так, доля расходов стала 16,3% (в 2004 г. – 17,2% ВВП). Продолжается государственная поддержка сельского хозяйства. Расходы на здравоохранение выросли на 13,5%, на социальную политику – на 3,5%. Более всего в 2005 году возросли расходы по разделу «Национальная оборона» (на 28%) и «Национальная безопасность» (на 26%).
Одна из важнейших целей бюджета на 2006 г. – ускорение экономического развития страны. Бюджет 2006 г. предполагает создание Инвестиционного фонда в размере 69,7 млрд. руб., средства которого должны направляться на реализацию крупных инвестиционных и инновационных проектов. Одно из направлений инвестирования – вложения в человеческий капитал в сфере образования и здравоохранения. Расходы в этих сферах составили 211,98 и 160,35 млрд. руб. соответственно. Экономическому развитию страны способствуют также дополнительные меры, принимаемые государством. Это – четыре приоритетных национальных проекта: «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», «Здоровье», «Образование» и «Развитие АПК». Значительно увеличились расходы по таким разделам, как «Здравоохранение» и «Спорт» на 64%, «Образование» – на 29%, «Национальная оборона» – на 20,5%, «Национальная безопасность» – на 22,5%.33
Федеральный
бюджет на 2007 год обеспечивает создание
предпосылок для дальнейшего увеличения
инвестиций в российскую экономику, создание
условий для её устойчивого роста и повышения
конкурентоспособности.
Заключение
Итак, государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любого государства. Он представляет собой систему бюджетов, состоящую из федерального бюджета, региональных и местных бюджетов. Отношения между ними строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать.
Доходы бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений, причём большую часть составляют именно налоговые доходы. В настоящее время во многих странах мира наблюдается дефицит бюджета. Дефицит может быть связан как с кризисными явлениями в экономике, так и с проведением целенаправленной бюджетной политики. Покрытие дефицита бюджета с помощью денежной эмиссии ведёт к росту инфляции, поэтому основным источником покрытия дефицита являются государственные займы. Постоянно растущий дефицит ведёт к образованию государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. Для погашения государственного долга применяются разные способы, которые были рассмотрены выше.
Бюджетная
система РФ в настоящее время
претерпевает значительные изменения.
Это связано в первую очередь с формированием
Стабилизационного фонда, с переходом
на трёхлетнее бюджетное планирование,
созданием нового уровня бюджетной системы.
По достоинству оценить эти реформы можно
будет только тогда, когда они будут полностью
завершены.
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Консолидированный бюджет РФ в 2005 году (млрд. руб.)
Наименование показателя | Сумма |
Доходы – всего | 8579,6 |
Из них: | |
налог на прибыль организаций | 1332,9 |
налог на доходы физических лиц | 707,1 |
налоги и взносы на социальные нужды | 1178,1 |
налог на добавленную стоимость: | |
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1025,8 |
на товары, ввозимые на территорию РФ | 446,5 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): | |
производимым на территории РФ | 236,1 |
ввозимым на территорию РФ | 17,6 |
налоги на имущество | 253,1 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 928,6 |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 1680,9 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 255,8 |
Расходы – всего | 6820,6 |
Из них: | |
на общегосударственные вопросы | 754,3 |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга | 239,2 |
на национальную оборону | 581,8 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 585,2 |
на национальную экономику | 764,2 |
из них расходы: | |
на топливо и энергетику | 10,5 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 78,6 |
на транспорт | 250,5 |
на связь и информатику | 13,8 |
на прикладные научные исследования в области национальной экономики | 39,5 |
на жилищно-коммунальное хозяйство | 471,4 |
на социально-культурные мероприятия | 3642,0 |
Профицит | 1759,0 |