Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:22, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль бюджета в финансовой системе государства (а именно в Республике Беларусь), узнать структуру доходов и расходов бюджета, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение ………………………………………………………………………….….3
1 Сущность госбюджета, структура его доходов и расходов …………………….4
1.1Понятие “госбюджет” и его сущность ………………………………………..4
1.2 Структура расходов госбюджета. …………………………………………….5
1.3 Структура доходов госбюджета. ……………………………………………...6
1.4 Бюджетный дефицит. ………………………………………………………….7
2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики
Беларусь за 2005-2010 гг.. …………………………………………………………...8
2.1 Государственные финансы (январь-декабрь 2006). ………………….......…8
2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) …………………… .....10
2.3 Государственные финансы (январь-сентябрь 2008). …………...…………13
2.4 Государственные финансы (январь-декабрь 2009)…………………….….16
2.5 Государственные финансы (январь-сентябрь 2010). …...…………………18
Заключение. …………………………………………………………………………21
Список использованных источников. ……………………………………………..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра
международных экономических
Специальность
1-25 01 03 – мировая экономика
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на
тему: Структура доходов
и расходов государственного
бюджета
Студентка 2 курса,
группа №6 _____________ Елена Вячеславовна Трухан
(подпись,
дата)
Руководитель,
к.э.н.,
старший
преподаватель___________ _____ Анастасия Александровна Нестерова
(подпись, дата) (оценка)
МИНСК
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1 Сущность госбюджета, структура его доходов и расходов …………………….4
1.1Понятие “госбюджет” и его сущность ………………………………………..4
1.2 Структура
расходов госбюджета. …………………………………………….
1.3 Структура
доходов госбюджета. …………………………………………….
1.4 Бюджетный
дефицит. ………………………………………………………
2 Анализ структуры доходов и расходов госбюджета Республики
Беларусь за
2005-2010 гг.. …………………………………………………………...
2.1 Государственные финансы (январь-декабрь 2006). ………………….......…8
2.2 Государственные финансы (январь-декабрь 2007) …………………… .....10
2.3 Государственные финансы (январь-сентябрь 2008). …………...…………13
2.4 Государственные финансы (январь-декабрь 2009)…………………….….16
2.5 Государственные финансы (январь-сентябрь 2010). …...…………………18
Заключение. ………………………………………………
Список использованных
источников. …………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено – государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство обеспечивает возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Через его структуру доходов происходит перераспределение национального дохода, распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль бюджета в финансовой системе государства (а именно в Республике Беларусь), узнать структуру доходов и расходов бюджета, изучение бюджетной политики нашей страны. Задача работы – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Информационную базу исследования составили официальные статистические данные Министерства финансов Республики Беларусь, аналитические доклады «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов»; материалы периодической печати; сети Internet и электронных СМИ.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Список литературы содержит 9 наименований. Основной текст работы составляет 23 страницы, содержит 4 рисунка и 5 таблиц.
В первой главе раскрывается сущность понятия «государственный бюджет», рассматривается структура его доходов и расходов, а также раскрывается сущность такого понятия, как «дефицит госбюджета».
Вторая глава посвящена анализу
структуре расходов и доходов государственного
бюджета. Раскрываются основные направления
расходов госбюджета Республики Беларусь,
показывается их изменение за 2005-2010 гг.
Здесь также отражаются источники доходов
бюджета их динамика за 2005-2006 гг.
Глава
1 Сущность госбюджета,
структура его доходов
и расходов
1.1
Понятие “госбюджет”
и его сущность
Бюджет (от франц. budjet – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени (год). Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему.
В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, кантонов, субъектов федерации и т.п.
Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.
Бюджетная система строится на основе следующих принципов: единство, означающее, что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы; полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы; реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями; гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.
Государственный бюджет включает в себя центральный (государственный) бюджет, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий, и местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федераций, областей, районов. Вместе с тем к бюджету можно отнести также различные внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета и направленные на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Через него перераспределяется от 20 до 60% национального дохода. Как экономический документ этот бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
Государственный
бюджет состоит из двух взаимосвязанных
и взаимодополняющих друг друга
частей: доходной и расходной.
Доходная часть показывает, откуда поступают
денежные средства для финансирования
деятельности государства, какие слои
общества отчисляют на содержание государства
больше всего из своих доходов. Расходная
часть показывает, на какие цели направляются
аккумулируемые государством средства.
1.2
Структура расходов
госбюджета
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Среди классических группировок расходов выделяют: ведомственную, где расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.
В целевой группировке расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.
В классификации по функциональным признакам расходы разделены на социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы и пр.
Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное представление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Однако безвозвратность предоставления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.
По
характеру и направлению
1.3
Структура доходов
госбюджета
При формировании доходов бюджета государства возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию – совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджете. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство.
Информация о работе Структура доходов и расходов государственного бюджета