Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:26, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – рассмотреть состав и структуру расходов государственного бюджета, выявить проблемы, связанные с финансирование госбюджета, и предложить пути их решения. Актуальность темы состоит в том, что с помощью денежных средств госбюджета государство обеспечивает функционирование государственных институтов, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
раскрыть понятие расходов госбюджета и определить их значение для деятельности государства;
рассмотреть виды расходов госбюджета;
провести анализ расходов госбюджета в динамике за 2009-2010гг.;
выявить проблемы, связанные с финансированием госбюджета и дать рекомендации по их решению.
Введение 3
Экономическая сущность и значение расходов госбюджета
Понятие расходов госбюджета и их значение для деятельности государства 5
Виды расходов госбюджета 10
Анализ расходов госбюджета РФ 17
Проблемы, связанные с финансированием госбюджета и пути их решения 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Финансового менеджмента
Заочное отделение
Специальность: "Финансы и кредит"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу "Финансы"
на тему: "Состав и структура расходов государственного бюджета"
Выполнила: студентка группы 4250 Филиппова Н. В.
Преподаватель:
Ищенко Светлана Максимовна
Дата отправки работы в университет "__"__________2010 г.
Дата регистрации работы факультетом "__"__________2010 г.
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Приложения
Введение
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотрасле-вое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. В бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Цель написания курсовой работы – рассмотреть состав и структуру расходов государственного бюджета, выявить проблемы, связанные с финансирование госбюджета, и предложить пути их решения. Актуальность темы состоит в том, что с помощью денежных средств госбюджета государство обеспечивает функционирование государственных институтов, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Объектом изучения в курсовой работе являются расходы государственного бюджета. Предмет изучения – состав и структура расходов госбюджета. Методы исследования, использованные в курсовой работе, предложены ст. преподавателем кафедры финансового менеджмента СыктГУ Ищенко С.М., и представляют собой анализ состава, структуры и динамики расходов госбюджета РФ за 2009-2010 гг.
Источниками
информации при написании курсовой
работы являлись соответствующие разделы
учебной литературы по финансам (учебники,
учебные пособия), научная литература,
в частности научные статьи в журналах
финансово-экономического профиля, таких
как "Финансы", "Финансы и кредит"
и др., также в работе были использованы
справочно-правовая система "Консультант
Плюс" и ресурсы интернета.
1. Экономическая сущность и значение расходов госбюджета
1.1. Понятие расходов госбюджета и их значение для деятельности государства
Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Федеральный бюджет Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. [1]
Расходы госбюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Расходы удовлетворяют общегосударственные потребности. [11; С. 352]
Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов и расходов на отдельные сферы экономики – промышленность, науку, образование и др. Наряду с прямым изменением расходов воздействие оказывается также косвенным образом – через выдачу субсидий, трансфертов. [17; С. 260]
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Через бюджетные расходы финансируются бюджето-получатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Так, в последние годы такие ссуды были предоставлены на финансирование: расходов на закупку сельскохозяйственных продуктов в Федеральный продоволь-ственный фонд на конкурсной основе, расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией, расходов на сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и товаров производственно-технического назначения текстильной и легкой промышленности и др. [11; С. 358]
Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования. Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств. Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет. [11; С. 352]
Бюджетные ассигнования распределяются прямым получателям средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов. Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального и региональных бюджетов. Она связана со структурой органов государственного управления в соответствующем бюджетном году. Таким образом, в бюджете фиксируются средства по каждому министерству, ведомству или другому государственному учреждению, получающему бюджетные ассигнования и существующему на момент утверждения бюджета. Положительным моментом ведомственной классификации является ее адресность, наличие соответствующих счетов, отрицательным – постоянное изменение структуры управления. Эти изменения делают невозможным какие-либо динамические или территориальные сопоставления и прогнозирование целевых расходов. [17; С. 261]
Объем расходов госбюджета зависит от различных факторов. Одним из таких факторов выступает экономическое развитие страны. Это характеризуется следующим образом: в моменты экономической стабильности в стране, когда доходная часть бюджета увеличивается, появляется возможность расширить статью расходов в госбюджете. Обыкновенно различные политические коалиции и профсоюзы начинают давить на правительство государства для того, чтобы произошло увеличение определенных расходных статей. Когда же страна находится в состоянии экономического упадка, то проводить сокращение расходов достаточно сложно.
Следующим фактором, оказывающим влияние на величину расходов выступает так называемое "человеческое развитие". Инвестирование в развитие гражданина является важной задачей страны. Данные инвестиции можно охарактеризовать как долгосрочные, так как благодаря им создается потенциал стабильного формирования общества в будущем. Данный вид расходов идет на развитие систем образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеет большую процентную долю в бюджетах экономически развитых стран.
Третьим фактором динамики государственных расходов выступает научно-технический прогресс. НТП приводит к возникновению новых видов общественных благ. Часто за счет государственных расходов происходит финансирование проектов, не приносящих коммерческой прибыли, но являющихся показателем национального престижа государства. В данном случае это, например, фундаментальные научные разработки, технологии военного назначения, исследования космического пространства.
Следующим фактором, оказывающим воздействие на расходную часть государственного бюджета выступают институциональные и политические факторы. Государственные организации стремятся к укреплению своих позиций, которые непосредственно зависят от количества затраченных на это денежных средств.
Последним рассмотренным фактором выступают внешние обстоятельства. Когда возникают чрезвычайные ситуации, такие как войны или природные катаклизмы, функции страны в урегулировании экономической, политической и социальной ситуации значительно возрастают и как следствие происходит увеличение и государственных расходов. [18]
Закон о бюджете в части расходов устанавливает предельный объем прав на их осуществление. Закон о бюджете принимается на планируемый период (обычно на финансовый год, который соответствует календарному) и порождает правовые отношения, не выходящие за эти пределы. [1]
Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал. [4]
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования расходов госбюджета является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется бюджетным посланием Президента РФ, направляемым Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. Так как одним из наиболее важных направлений бюджетной политики является выполнение бюджетных обязательств, то эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти в указанном направлении. [15]
Бюджет
является мощным рычагом государственного
регулирования экономики, воздействия
на хозяйственную конъюнктуру, осуществления
мер по ее стабилизации. Бюджет современного
государства – сложный, многопла-новый
инструмент, отражающий компромисс в соотношениях
социально-экономических интересов различных
групп и партий. [12]
Информация о работе Состав и структура расходов государственного бюджета