Государственный бюджет и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятия «государственный бюджет» и «бюджетная система». В первой главе рассматриваются функции бюджета; понятие, уровни и функции бюджетной системы, а также структура доходов и расходов государственного бюджета. Вторая глава посвящена проблеме сбалансированности бюджета и государственного долга. В третьей главе изложены основные направления проводимой в РФ бюджетной реформы, а также прослеживается динамика доходов и расходов федерального бюджета страны в период с 2000 по 2006 годы. Данная работа содержит также ряд приложений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретический аспект бюджета………………………………….......4
§ 1. Бюджетная система: понятие, уровни, функции…………………….......4
§ 2. Доходы и расходы бюджета…………………………………………......11
Глава 2. Проблема сбалансированности бюджета……………………….....15
§ 1. Профицит и дефицит бюджета…………………………………………..15
§ 2. Государственный долг……………………………………………….......20
Глава 3.Бюджетная система РФ……………………..……………………….24
§1. Реформирование бюджетной системы РФ………………………………24
§2. Динамика основных показателей российского бюджета в период 2000-2006 гг………………………………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………34
Приложения…………………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Госбюджет.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

      Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.9

      У существующих межбюджетных отношений  часто выделяют следующие недостатки:

  • Ориентация на дотационные формы регулирования;
  • Усугубление проблем депрессивных районов;
  • Отсутствие взаимосвязи процесса выделения трансфертов с проводимыми реформами;
  • Несовершенство законодательной базы межбюджетных отношений.10
 
 
 
 
 

§2. Доходы и расходы  бюджета

      В доходах бюджета находят выражение  экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Источниками доходов бюджета РФ являются: налоги, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, доходы целевых бюджетных фондов.

      В доходы федерального бюджета зачисляются:

  • собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
  • собственные неналоговые доходы.

      Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг); налог на прибыль организаций; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлина; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; водный налог.

      К неналоговым доходам относятся  доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти; средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого РФ; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

      Кроме налоговых и неналоговых доходов  в бюджет могут также поступать средства по взаимным расчётам из бюджетов РФ. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

      В доходах региональных бюджетов наибольшую долю (более 70%) имеют налоговые доходы. К региональным налогам относят налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Неналоговые доходы составляют около 10% всех доходов. Неналоговые доходы – это: часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет; доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта РФ; средства, полученные в возмещение вреда, причинённого РФ; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней. Также к доходам региональных бюджетов относятся безвозмездные перечисления средств из бюджетов других уровней в форме дотаций, субвенций и трансфертов и поступления от целевых бюджетных фондов (их доля – 10-12%).

      Источниками формирования местных бюджетов служат местные налоги, отчисления от регулирующих доходов и сборов, неналоговые доходы. Местными налогами являются земельный налог, налог на имущество физических лиц. Неналоговые доходы представляют собой доходы от: использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления; от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; штрафы, суммы конфискаций, компенсаций.

      Расходы государственного бюджета выполняют  функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Расходы можно разделить на текущие и капитальные. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность; текущие – обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти.

      Текущие расходы федерального бюджета, кроме  вышеназванной функции, также оказывают поддержку бюджетам других уровней  и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.  К расходам федерального бюджета относятся:

  • обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, функционирования судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общегосударственных интересах;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности страны;
  • обслуживание и погашение государственного долга;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение федеральной инвестиционной программы.

Кроме того, из федерального бюджета финансируются  фундаментальные научные исследования, исследование и использование космического пространства; осуществляется государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба.

      Главное направление расходов региональных бюджетов - финансирование социальной и производственной инфраструктуры. Значительную долю расходов региональных бюджетов занимают ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство, транспорт); незначительная доля расходов идёт на поддержку ЖКХ. Также за счёт средств региональных бюджетов осуществляется:

  • содержание органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  • проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
  • реализация региональных целевых программ;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;
  • оказание  финансовой помощи местным бюджетам.

      Расходы местных бюджетов призваны обеспечивать задачи и функции местного самоуправления:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального ЖКХ;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения;
  • целевое дотирование населения и др.
 
 

Глава 2. Проблема сбалансированности бюджета

§1. Профицит и дефицит  бюджета

      Сбалансированность  бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Но в действительности наблюдается либо превышение доходов над расходами, т.е. профицит бюджета, либо превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета.

      В экономической теории существует три основных точки зрения на проблему сбалансированности государственного бюджета.

      Концепция неоклассиков и неолибералов предполагает ежегодную сбалансированность бюджета, в этом случае сбалансированность бюджета становится основной целью фискальной политики государства. Но ежегодно балансируемый бюджет усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы происходит сокращение доходов, которое в свою очередь вызывает уменьшение налоговых поступлений в казну. В этой  ситуации  правительство при балансировании бюджета должно увеличивать налоги и/или сокращать государственные расходы. Но на деле эти меры ещё больше сокращают совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства. Если наблюдается профицит бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, то чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно снизить налоги и /или увеличить расходы, а это увеличивает инфляцию. Этот подход в последние годы преобладает в США и Канаде.

      Второй  подход предполагает балансирование бюджета  в течение экономического цикла  без ежегодного балансирования. Так, если в стране наблюдается экономический спад, то чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, вызывая таким образом дефицит бюджета. Когда наступает подъём в экономике, правительство повышает  налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

      Согласно  третьей концепции, главной целью  государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом. А сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой и рассматривается как один из элементов этой стабильности.11 

      Чаще всего в пользу профицитного бюджет говорят следующее.

      Во-первых, профицит, который частично преобразовывают  в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов.

      Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

      В-третьих, профицит может рассматриваться  как способ мягкого регулирования денежного предложения путём изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.12

      Однако  значительное отклонение от сбалансированности бюджета, в том числе и в сторону профицита, нежелательно. Существует ряд мер по снижению профицита бюджета. К ним относят: сокращение привлечения доходов от продажи государственной собственности; направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличение расходов бюджета.13

      В теории и практике бюджетирования различают  первичный и конечный профицит (или дефицит). Первичные профицит или дефицит – как разница между всей суммой доходов бюджета и непроцентными расходами, т.е. всеми расходами без выплаты и обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга. Конечные профицит или дефицит – как разница между суммой доходов бюджета и всей, включая оплату и обслуживание долга, суммой расходов.

      Также принято различать фактический, структурный и циклический дефицит. Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета (он является следствием колебаний экономической активности в ходе делового цикла).14

      В зависимости от проводимой финансовой политики государства выделяют активный и пассивный бюджетные дефициты. Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности. Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности. 

      Среди причин дефицита бюджета можно выделить следующие: падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода; уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет; увеличение бюджетных расходов; непоследовательная финансово-экономическая политика. Также дефицит бюджета может быть вызван непредвиденными расходами вследствие чрезвычайных ситуаций (войны, стихийные бедствия, техногенные катастрофы).

Информация о работе Государственный бюджет и его структура