Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении природы государственного бюджета, его функций и принципов, особенностей развития, а также проблем государственного долга.
При написании курсовой работы была использована различная литература. Наиболее ценная информация по данной теме была получена из учебников «Курс экономики» под редакцией Б.А. Рейзберга и «Бюджетная система Российской Федерации» под редакцией М.В. Романовского.
Введение ………………………………………………………………...….3
Глава 1. Природа государственного бюджета и его необходимость в
в современном обществе ………………………………………….….4-13
Доходы государственного бюджета …………………………….……7-9
Расходы государственного бюджета ………………………….……10-13
Глава 2. Государственный бюджет в России …………………………………14-23
2.1 Особенности и динамика развития государственного бюджета ..14-17
2.2 Функции государственного бюджета ……………………………. 18-20
Глава3. Проблемы государственного долга в Российской Федерации …....24-27
Заключение …………………………………………………………………28
Список литературы ……………………………………… …………………29
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет путей сообщения»
Кафедра «Экономическая теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Государственный бюджет: структура и функции»
Дата сдачи курсовых работ:
Дата защиты:
Оценка:
Хабаровск
2011
Оглавление
Введение ………………………………………………………………...….3
Глава 1. Природа государственного бюджета и его необходимость в
в современном обществе ………………………………………….….4-13
Глава 2. Государственный бюджет в России …………………………………14-23
2.1 Особенности и динамика развития государственного бюджета ..14-17
2.2 Функции государственного бюджета ……………………………. 18-20
Глава3. Проблемы государственного долга в Российской Федерации …....24-27
Заключение …………………………………………………………………28
Список литературы ……………………………………… …………………29
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности. Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать.
Государственному бюджету, представляющему централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций принадлежит Центральное место в системе государственных финансов.
Государственный бюджет «балансирует» денежные доходы и расходы государства. Является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.
Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально- экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.
Цель данной работы заключается в рассмотрении природы государственного бюджета, его функций и принципов, особенностей развития, а также проблем государственного долга.
При написании курсовой работы была использована различная литература. Наиболее ценная информация по данной теме была получена из учебников «Курс экономики» под редакцией Б.А. Рейзберга и «Бюджетная система Российской Федерации» под редакцией М.В. Романовского.
Также были использованы Бюджетный кодекс Российской Федерации и данные с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации ( www.minfin.ru).
Глава 1. Природа государственного бюджета и его необходимость в современном обществе
Главным звеном в финансовой системы является государственный бюджет (от англ. budget – чемодан, мешок с деньгами). Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти. Бюджет утверждается законодательными органами власти, парламентами, а в России – Федеральным Собранием. По материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства; по социально-экономической сущности – это основное средство перераспределения дохода и других макроэкономических результатов производства для реализации социальных задач общества. Из чего следует, что государственный бюджет охватывает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления, называются бюджетными. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный). Бюджетные отношения зависят от методов ведения хозяйства, социально-культурного развития страны, от финансовой политики государства. Необходимость в таких отношения связана с тем, что в руках государства концентрируется определенная доля национального дохода (отчисления в виде налогов и платежей с доходов), которая должна быть распределена для нужд воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких как управление, оборона, социально-культурное развитие. В процессе функционирования бюджетные отношения овеществляются (материализуются) в бюджетном фонде страны, величина которого зависит от потребностей общества в развитии тех или иных отраслей народного хозяйства, структурных сдвигов в экономике.
По своей экономической
сущности государственный бюджет отражает
денежные отношения, которые складываются
у государства с юридическими
лицами и населением и заключаются
в перераспределении
Будучи экономической
формой существования реальных, объективно
обусловленных
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
Государственный бюджет всегда
являлся важным инструментом воздействия
на развитие экономики и социальной
сферы. С его помощью государство,
осуществляя перераспределение
национального дохода, могло изменять
структуру общественного
Большое влияние на экономику
страны способен оказывать бюджет благодаря
тому, что он может использоваться
в интересах ускорения научно-
Функционирование
1.1 Доходы государственного бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение -мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль (доход ) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий -неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг ) ; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.
Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции