Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике

Автор: Мария Горданова, 14 Ноября 2010 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации, выявление недостатков системы бюджетного учета.
Объектом исследования являются бюджетно-налоговая политика, федеральный бюджет.
Предметом исследования-особенности перераспределения доходной части бюджета и расходной, факторы, влияющие на адаптацию бюджетной системы к изменениям условий и создания предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны.

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты исследования государственного бюджета 6
1.Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета
2.Структура государственного бюджета 10
3.Дефицит и профицит государственного бюджета 16
4.Способы покрытия государственного бюджета 19
5.Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации 24
2.Анализ государственного бюджета Российской Федерации 30
1.Динамика доходов и расходов на 2008-2009 гг. 30
2.Дефицит и профицит в Российской Федерации с 2008г. 37
3.Прогноз бюджета Российской Федерации до 2012 года 44
Заключение 60

Список использованных источников и литературы 62

Работа содержит 1 файл

Титул.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

    Так,  содержание  распределительной  функции  бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.  Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  (межотраслевое,  межтерриториальное и т.д.)  и  многоуровневого  (федеральный,  республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет [15].

    Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все  участники общественного  производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый  доход;  однако  это  не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства [15].

    Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений [15].

    Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить  своей  роли;  произойдет  лишь  изменение  методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений,  построение  принципиально  иного,  чем  прежде, бюджетного механизма [15].

    Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса [15].

    Государственный бюджет имеет следующие функции:

  1. фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
  2. функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;
  3. социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода [13].

    Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения  стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей [15]. 

    1.2  Структура государственного бюджета 

    Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей [7].

    Построение  бюджета основано на соблюдении определённых принципов:

  1. принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации;
  2. принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;
  3. принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства;
  4. принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов [7].

    В бюджете находит своё отражение  структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.

    В свою очередь расходы подразделяются на две части: одна связана с развитием  материального производства, совершенствованием его материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому выделяются текущие и капитальные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств для покрытия затрат на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров гражданского и военного характера) [7].

    Капитальные затраты — это денежные средства, вложенные в основной капитал  и прирост запасов. К ним относят  капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты [7].

    В соответствии с общественным назначением  расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Как  правило, выделяются группы расходов, направленные на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, внешнеэкономической деятельности, на создание резервных фондов, на расходы по обслуживанию государственного долга и прочих показанных на рисунке 1 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1. Расходы федерального бюджета Российской федерации 

    Каждая  из вышеперечисленных групп расходов делится по ведомственному и целевому признакам.

    Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом [7].

    Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

    Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а  именно:

  1. принцип получения максимального эффекта при минимизации затрат;
  2. целевой характер использования бюджетных ассигнований. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
  3. предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных средств;
  4. безвозвратность и бесплатность бюджетных ассигнований [7].

    Бюджетное финансирование может выполняться  в двух формах:

  1. ) финансирование по системе «нетто-бюджет». В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
  2. ) финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий, учреждений и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются как на текущие, так и на капитальные расходы [8].

    Важным  элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных  средств. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения лучших результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов [8].

    При разработке бюджета используют системный  анализ, экономические модели, электронно-вычислительную технику, которая позволяет разрабатывать многовариантный бюджет.

    Основой составления почти всех бюджетов в настоящее время является программно-целевой метод [8].

    В современной рыночной экономике  также находят свое отражение доходы граждан, которые формируются главным образом за счет реализации принадлежащих им факторов производства – труда, капитала предпринимательских способностей, а также части природных ресурсов, в частности земли. Другим источником дохода являются пособия по безработице, пенсии по старости и иные выплаты. Таким образом, доход в самом общем виде - это сумма денежных средств, которую получают граждане в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда. Предпринимательской прибыли ренты, а также трансфертные платежи (пособия по социальному обеспечению и безработице, в том числе социальные пособия многодетным семьям), в течение определенного времени, обычно одного года. Однако это данные о доходе до вычета налогов [13].

    В микроэкономике термин «доход» используется исключительно для обозначения притока средств, полученных за предоставление факторов производства. В макроэкономике используется термин «национальный доход», включающий сумму всех доходов в экономике страны (в том числе прибыли фирм), за исключением трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и т.д.) [13].

    Бюджетные доходы понятие более узкое, чем  доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней  власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

    Доходы  бюджета — экономические отношения, возникающие у государства с  предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в  процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства [8].

    Форма проявления этих экономических отношений  — различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет.

    Основным  материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов [8].

    Налоги  — главный метод перераспределения  национального дохода. Их доля составляет до 90 процентов общей доходной части государственного бюджета.

    Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, называются закрепленными  доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

    К доходам бюджета относят государственные  займы, к которым государство  прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов осуществляются за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов [8].

    Третий  метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым социально-экономических последствиям.

    Также к источникам формирования доходов  бюджета относят поступления: от внешнеэкономической деятельности, от эксплуатации государственной собственности, от реализации облигаций государственных  займов и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды) [8]. 

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике