Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике

Автор: Мария Горданова, 14 Ноября 2010 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации, выявление недостатков системы бюджетного учета.
Объектом исследования являются бюджетно-налоговая политика, федеральный бюджет.
Предметом исследования-особенности перераспределения доходной части бюджета и расходной, факторы, влияющие на адаптацию бюджетной системы к изменениям условий и создания предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны.

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты исследования государственного бюджета 6
1.Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета
2.Структура государственного бюджета 10
3.Дефицит и профицит государственного бюджета 16
4.Способы покрытия государственного бюджета 19
5.Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации 24
2.Анализ государственного бюджета Российской Федерации 30
1.Динамика доходов и расходов на 2008-2009 гг. 30
2.Дефицит и профицит в Российской Федерации с 2008г. 37
3.Прогноз бюджета Российской Федерации до 2012 года 44
Заключение 60

Список использованных источников и литературы 62

Работа содержит 1 файл

Титул.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

    Бюджет  с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования [12].

    В частности бюджет с профицитом формируется  в последние годы в Российской Федерации. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы [12].

    Превышение  суммы доходов и полученных трансфертов  над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений [12].

    Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон [12].

      Профицит бюджета автоматически  вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий рубль - снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержать высокие темпы можно только за счет других отраслей [12].

    Долгое  время профицитный бюджет был  несбыточной мечтой российского  правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен  и больших обязательств всей бюджетной  системы страны превышение доходов  над расходами выглядело сюжетом  из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости «черного золота» позволил справиться с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал, чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете.

    Ещё к проблемам запаса профицита можно отнести - бухгалтерскую и макроэкономическую. С точки зрения государственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем [12].

    1.5. Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации 

    Согласно  теории Дж. Кейнса соответствие совокупного  спроса совокупному предложению  может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов  (вследствие неэффективности совокупного спроса). Приближение развития экономики  к условиям полной занятости ресурсов может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования важнейшим направлением, которого является бюджетно-налоговая политика [8].

    Инструмент  проведения этой политики является государственный  бюджет: посредством налоговой политики формируется его доходная часть, а посредством политики государственных расходов  – расходная.

    Бюджетно-налоговая  политика бывает стимулирующая и ограничительная (сдерживающая) [8].

    Стимулирующая  бюджетно-налоговая политика предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Как следует из теории Кейнса, рост государственных расходов стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, а снижение налогов приводит к увеличению их предложения со стороны товаропроизводителей. В совокупности эти меры вызывают рост ВНП [8].

    Ограничительная бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. При проведении этой политики следует учитывать действие кривой Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно достигается ценой увеличения уровня безработицы [8].

    Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при участии органов законодательной власти, которые утверждают бюджеты различных уровней на предстоящий год [8].

    Бюджетная система страны включает в себя 3 уровня:

    Первый уровень составляют федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.

    Второй уровень включает в себя бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды.

    Наконец, третий уровень бюджетной системы составляют местные бюджеты.

    Консолидированный бюджет Российской Федерации, в свою очередь состоит из:

  1. федерального бюджета;
  2. консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

        Консолидированный     бюджет     субъекта Российской Федерации включает:

  1. бюджет субъекта Российской Федерации;
  2. местные бюджеты.

    Внебюджетные фонды - это государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда - Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) - ФОМС. Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц по следующим максимальным ставкам: в Пенсионный фонд - 28%; в Фонд социального страхования - 4%; в федеральный ФОМС 0,2%, в территориальные ФОМС 3,4%. С ростом фондов оплаты труда работников нормы отчислений существенно снижаются вплоть до минимальных - 2% в Пенсионный фонд и нулевых ставок отчислений в остальные фонды [8].

    Доходы бюджетов всех уровней делятся на налоговые и неналоговые. При этом налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 80 до 95% доходов бюджета в разных странах и разные годы [8].

    Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней) [8].

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [8].

    Налоги следует отличать от сборов, хотя и те, и другие имеют сходную налоговую основу. Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами некоторых юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [8].

    Из указанных определений следует, что свойствами налогов является обязательность и безвозмездность, в то время как сборы обладают свойствами  обязательности  и  возмездности, означающей оказание государственными органами или должностными лицами в интересах плательщиков сбора определенных услуг, к которым, например, относятся: регистрация предприятия, выдача лицензии на занятие определенным видом деятельности и т.п. [8].

    В самом общем виде налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика и оплачиваются им самим. К этой группе относится большинство взимаемых налогов - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, земельный налог и т.п. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. В этом случае официальный плательщик налога (субъект налога) не совпадает с его реальным плательщиком (носителем налога). Субъектом налога в данном случае является продавец товара (как правило, его производитель), а носителем налога - конечный потребитель этого товара. Поэтому косвенные налоги иногда называют налогами на потребление. Примером косвенных налогов могут служить налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины [13].

    В составе собранных налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2001 г. 39% приходилось на налог на добавленную стоимость, 24% - на таможенные пошлины, 18% - на налог на прибыль организаций, 13,2% - на акцизы, 3% - на налог на доходы физических лиц и 2% - на платежи за пользование природными ресурсами. В составе налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2001 г. на первое место вышел налог на прибыль - 27,5%, на втором месте был НДС - 23,3%; на налог на доходы физических лиц приходилось 12,7%, акцизы - 11,5%, ресурсные платежи - 7,6% и налоги на имущество - 5% всех собранных налогов [8].

    К неналоговым доходам бюджета относятся:

    - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые, в свою очередь, включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом, проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях, средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог, проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам, прибыль, приходящуюся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, а также дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, часть прибыли государственных унитарных предприятий (ГУПов), остающейся после уплаты налогов;

    - доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

    - средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;

    - доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств [8].

    Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития [8].

    Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:

    - ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

    - средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;

    - трансфертов населению;

    - бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам;

    - субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

    - бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;

    - кредитов иностранным государствам;

    - средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии [8].

    Под дотацией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов; под субвенцией - средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели; под субсидией - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [8].

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике