Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике

Автор: Мария Горданова, 14 Ноября 2010 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации, выявление недостатков системы бюджетного учета.
Объектом исследования являются бюджетно-налоговая политика, федеральный бюджет.
Предметом исследования-особенности перераспределения доходной части бюджета и расходной, факторы, влияющие на адаптацию бюджетной системы к изменениям условий и создания предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны.

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты исследования государственного бюджета 6
1.Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета
2.Структура государственного бюджета 10
3.Дефицит и профицит государственного бюджета 16
4.Способы покрытия государственного бюджета 19
5.Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации 24
2.Анализ государственного бюджета Российской Федерации 30
1.Динамика доходов и расходов на 2008-2009 гг. 30
2.Дефицит и профицит в Российской Федерации с 2008г. 37
3.Прогноз бюджета Российской Федерации до 2012 года 44
Заключение 60

Список использованных источников и литературы 62

Работа содержит 1 файл

Титул.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

    Таблица 9. Прогноз объемов Резервного фонда (млрд. рублей)

      Показатель   Прогноз
      2009   2010   2011   2012
      Объем Резервного фонда на начало года 4 027,6   1 789,2   48,8**   48,8**
      %% к ВВП   10,3   4,1   0,0   0,0
      Доходы  от управления средствами Резервного фонда*   205,1            
      Курсовая  разница   426,8   70,9   0,0   0,0
      Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета -2 821,5   -1 860,1   0,0   0,0
      Объем Резервного фонда на конец года 1 838,0   0,0   0,0   0,0
      %% к ВВП   4,7   0,0   0,0   0,0
      Средства  Резервного фонда, размещенные в  финансовых активах   48,8   48,8   48,8   48,8
      Объем Резервного фонда на конец года без  учета размещения в финансовых активах 1 789,2   0,0   0,0   0,0

    *- доходы от управления Резервным  фондом в 2010-2012 годах подлежат  зачислению в доходы федерального  бюджета;

        ** - средства Резервного фонда,  размещенные в финансовых активах

    Объем средств Фонда национального  благосостояния снизится с 2,6 трлн. Рублей на начало 2009 года  до 1,1 трлн. Рублей на конец 2012 года (таблица 10):

    Таблица 10. Прогноз объемов Фонда национального благосостояния (млрд. рублей) 

      Показатель   Прогноз
      2009   2010   2011   2012
      Объем Фонда национального благосостояния  
    на начало года
    2 584,5   2 812,9   2 564,2   1 815,8
      %% к ВВП   6,6   6,5   5,3   3,4
      Доходы  от управления средствами Фонда национального благосостояния*   79,3            
      Курсовая  разница   149,1   137,1   14,0   68,3
      Использование средств Фонда национального  благосостояния       - 385,8   - 762,4   - 812,9
      Объем Фонда национального благосостояния  
    на конец года
    2 812,9   2 564,2   1 815,8 1 085,2**
      %% к ВВП   7,2   5,9   3,8   2,0
      Средства  Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах   655,0   655,0   655,0   655,0
      Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах 2 157,9   1 909,2   1 160,8   430,2

    *- доходы от управления Фондом  национального благосостояния в 2010-2012 годах подлежат зачислению в доходы федерального бюджета;

    ** - с учетом доходов от управления  средствами Фонда национального  благосостояния за 2012 год в объеме 14,0 млрд. рублей, поступающих до 1 февраля  2013 года 

    При этом значительная часть средств Фонда национального благосостояния в объеме 655,0 млрд. руб. размещена на депозитах в ВЭБ [6].

    В 2010-2012 годах повышается (таблица 11): 

    Таблица 11. Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2009-2012 годах (млрд. рублей)

      2009   2010   2011   2012
  Всего источников   396,1   691,0   1 171,7   798,5
  %% к ВВП   1,0   1,6   2,4   1,5
  в том числе государственные ценные бумаги   485,9   1 120,9   1 360,7   916,6
  увеличение   1 045,5   1 514,0   1 806,4 1 692,5
  в том числе государственные ценные бумаги   642,3   1 447,0   1 676,7 1 483,4
  уменьшение   -649,4   -823,0   -634,7 -894,0
  в том числе государственные ценные бумаги   -156,4   -326,1   -316,0 -566,8
  Источники внутреннего финансирования дефицита   572,7   261,4   657,3   223,6
  в том числе государственные ценные бумаги   541,9   568,4   748,6   236,5
  привлечение   990,1   875,6   1 057,3   936,6
  в том числе государственные ценные бумаги   642,3   844,1   957,5   755,4
  погашение   -417,4   -614,2   -400,0 -713,0
  в том числе государственные ценные бумаги   -100,4   -275,7   -208,9 -518,9
  Источники внешнего финансирования дефицита   -176,6   429,6   514,4   574,9
  в том числе государственные ценные бумаги   -56,0   552,5   612,1   680,1
  привлечение   55,4   638,4   749,1   755,9
  в том числе государственные ценные бумаги   0,0   602,9   719,2   728,0
  погашение   -232,0   -208,9   -234,7 -181,0
  в том числе государственные ценные бумаги   -56,0   -50,4   -107,1   -47,9
 

    Планируемые основные характеристики федерального бюджета обеспечивают адаптацию  бюджетной системы к изменившимся условиям и  создание предпосылок  для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Подводя  итоги рассмотрения государственный  бюджет, приходим к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

    Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни  страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

    Изменение государственных расходов и налогов  оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования  фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

    На  практике фискальная политика активно  используется в целях стабилизации  экономики. Расширение государственных  расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться  из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

    В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим  инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она  включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

    Через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению  в производство научно-технического прогресса.

    Однако  не во всех странах бюджетно-налоговая  политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в  государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.  В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.

    Меры  фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

    Изучение  источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из  важнейших задач ряда государственных институтов. Также, рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

    Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

    Всестороннее  изучение этого вопроса, а также  грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет  обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

    Подводя итоги, проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства. 

Список  использованных источников и литературы: 

    
    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный  текст. -2-е изд,-М.:Издательство НОРМА,2000.
    2. Приказ Минфан России № 96 от 28.08.2009
    3. Проект Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
    4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
    5. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов»
    6. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на  плановый период 2011 и 2012 годов»
    7. Бункина М.К., Семенов АМ. И В.А. Макроэкономика, 3-е изд.,2002. -512с.
    8. Галаева Е.В., Корсакова А.А., Назаров Е.В. Макроэкономика. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права,-М, 2003. -267с
    9. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика (пер. с англ. В. Лукашевича и  др.;под общ. ред. Б.Лисовика и др.). С-Пб.,1994
    10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. 2-е изд., 2002, -472 с.
    11. Учебник
    12. Маневич В.Е. Теоретическая система Кейнса. Институт проблем рынка РАН. Бизнес и банки,2006.январь.№4.
    13. Романовский М.В., проф. О.В. Врублевская, проф. Б.М.Сабанти. Финансы.-2-е издю, перераб. и доп.-М.: Юрайт-Издат,2007.-462с.
    14. Токарев И.Н. Автореферат: Развитие бюджетного учета в РФ. Москва.2007
    15. Государственный бюджет: его структура и основные принципы построения.Москва.1997. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=4DC668102EB84D649976B4162B72D6D8

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике