Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике

Автор: Мария Горданова, 14 Ноября 2010 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации, выявление недостатков системы бюджетного учета.
Объектом исследования являются бюджетно-налоговая политика, федеральный бюджет.
Предметом исследования-особенности перераспределения доходной части бюджета и расходной, факторы, влияющие на адаптацию бюджетной системы к изменениям условий и создания предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны.

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты исследования государственного бюджета 6
1.Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета
2.Структура государственного бюджета 10
3.Дефицит и профицит государственного бюджета 16
4.Способы покрытия государственного бюджета 19
5.Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации 24
2.Анализ государственного бюджета Российской Федерации 30
1.Динамика доходов и расходов на 2008-2009 гг. 30
2.Дефицит и профицит в Российской Федерации с 2008г. 37
3.Прогноз бюджета Российской Федерации до 2012 года 44
Заключение 60

Список использованных источников и литературы 62

Работа содержит 1 файл

Титул.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

    После исчерпания средств Резервного фонда  в 2010 году бюджетная политика будет  в большей степени ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований.

    Низкий  уровень государственного долга  позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире [6].

    Политика  в области государственного долга Российской Федерации на 2010 – 2012 годы будет направлена на:

    - обеспечение сбалансированности  федерального бюджета, при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

    - развитие национального рынка  государственных ценных бумаг;

    - активное использование инструмента  выдачи государственных гарантий  Российской Федерации [6].

    Ключевыми задачами в области государственных  внутренних заимствований станут, повышение  ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации (точка равновесия сроков дисконтированных платежей) и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

          Программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 –2012 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке [6].

          По оценке Минфина России, сальдо по государственным ценным бумагам составит: в 2010 году – 568,4 млрд. рублей, в 2011 году – 748,6 млрд. рублей и в 2012 году – 236,5 млрд. рублей. При этом в 2010 году привлечение составит 844,1 млрд. рублей при погашении 275,7 млрд. рублей, в 2011 году - соответственно 957,5  млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году - соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей [6].

    Минфин  России для поддержания ликвидности  рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет [2].

          В 2010 – 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком  к сформировавшемуся в настоящее  время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам (по краткосрочным инструментам - до 9,5-10,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 11,0-11,5% и 11,5-12,0% соответственно) может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом [6].

          Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 304,0 млрд. рублей, в 2011 году – 450,6 млрд. рублей и в 2012 году – 561,0 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,0% в 2009 году до 5,8% в 2012 году на рисунке 7

    Рисунок 7. Доля расходов на обслуживание государственного долга в расходах федерального бюджета, %

    В сфере государственных внешних  заимствований Российской Федерации  основными принципами долговой политики в 2010 – 2012 годах являются:

          - частичное финансирование дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации (таблица 1);

          - полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.

    Таблица 1. Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2010-2012 годах (млрд. долл. США) 

          2009     2010     2011     2012
    привлечение     0,0     17,8     20,7     20,0
    погашение     1,6     1,5     3,1     1,3
«чистое»  привлечение     -     16,3     17,6     18,7
 

          В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными принципами бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов являются:

          1) ускоренная реализация  большинства действующих проектов, реализуемых в рамках соглашений  о займах. В 2010-2012 годах привлечение  средств по кредитам (займам) международных финансовых организаций планируется в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов США соответственно;

          2) расширение практики  предоставления гарантий Российской  Федерации по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций;

          3) внедрение практики  совместной с международными  финансовыми организациями реализации  проектов на основе консультационно-аналитического  и экспертного содействия международных  финансовых организаций без осуществления государственных заимствований Российской Федерации в дополнение к существующей форме реализации проектов на основе заимствований. При этом выбор инструмента сотрудничества с международными финансовыми организациями (привлечение займа или финансирование проекта за счет средств федерального бюджета при консультационно-аналитическом содействии МФО для реализации проекта) будет определяться отдельно для каждого проекта [6].

          В результате проводимой долговой политики государственный  долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года  составит 5 499,2 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 7 026,8 млрд. рублей и на 1 января 2013 года – 8 275,4 млрд. рублей [6].

    Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 15,41% ВВП на конец 2012 года (рисунок 8). При этом к концу 2012 года доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 52,5 % при соответствующем снижении доли внешнего долга [6]. 

    

    Рисунок 8. Государственный долг Российской федерации к ВВП, %

    В связи с актуальностью и востребованностью  инструмента государственных гарантий Российской Федерации в 2010-2012 годах  продолжится их предоставление по большинству  направлений государственной поддержки, предусмотренных в 2009 году, в том числе:

    - в рамках антикризисных мер,  предпринимаемых Правительством  Российской Федерации (по кредитам, привлекаемым организациями на  осуществление основной производственной  деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения) – 300,0 млрд. рублей, в случае если такие государственные гарантиии Российской Федерации не были предоставлены в 2009 году;

    - в рамках реализации приоритетного  национального проекта «Доступное  и комфортное жилье - гражданам  России» (по заимствованиям ОАО  «АИЖК») – 44,0 млрд. рублей;

    - в соответствии с требованиями  Международной организации гражданской  авиации (ICAO) по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами – 76,5 млрд. рублей;

    - для реализации инвестиционных  проектов на территории Чеченской  Республики – 10,0 млрд. рублей;

    - для поддержки экспорта промышленной  продукции – 8,0 млрд. долларов  США;

    - по займам, привлекаемым ГК «Роснанотех»  на осуществление инвестиционных  проектов – 120,0 млрд. рублей;

    - по займам, привлекаемым отобранными  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов в валюте Российской Федерации – 100,0 млрд. рублей, в иностранной валюте – 3,3 млрд. долларов США;

    - по проектам, реализуемым с участием  международных финансовых организаций – 2,7 млрд. долларов США [6].

          Планируемый объем  предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2010-2012 годах  составит:

    - в валюте Российской Федерации  - в общей сумме 650,5 млрд. рублей;

    - в иностранной валюте - 14,0 млрд. долларов США.

    В 2010-2012 годах необходимо предусмотреть  бюджетные ассигнования на возможное  исполнение вышеуказанных государственных  гарантий за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в  общей сумме 233,3 млрд. рублей (в том  числе в 2010 году в сумме 105,2 млрд. рублей, в 2011 году - 61,7 млрд. рублей и в 2012 году - 66,4 млрд. рублей) [6].

          Политика в области  восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет  направлена на увеличение объема средств, предусматриваемых для проведения компенсационных выплат, а также на охват всех категорий граждан, включая их наследников, имеющих право на получение компенсации [6].

    В 2010 году на компенсационные выплаты  по гарантированным сбережениям  граждан предусматриваются средства федерального бюджета в сумме 85 млрд. рублей, в 2011 году - 85,0 млрд. рублей и в 2012 году -100,0 млрд. рублей. 

    
  1.  Прогноз бюджета Российской Федерации до 2012 года

    При прогнозировании доходов федерального бюджета учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации и соответствующие нормативные правовые  акты  Правительства    Российской Федерации,  вступающие в силу    с  1 января 2010 года [6].

    В части налогового законодательства предполагается реализация следующих решений:

    1) индексация специфических ставок  акцизов на табачные изделия:  на сигареты с фильтром –  в среднем на 30 процентов, на  сигареты без фильтра (папиросы) – на 50 процентов; 

    2) повышение действующих размеров  государственной пошлины за совершение юридически значимых действий и оптимизация размеров государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимых действия;

    В части бюджетного законодательства будут осуществляться следующие  меры:

    1) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100 процентов;

    2) зачисление в федеральный бюджет  доходов от управления средствами  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния с 1 января 2010 г.  до     1 февраля 2012 г. [6].

    В части законодательства о Банке  России запланировано увеличение с 50 до 75% норматива зачисления в доход  федерального бюджета фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов [6].

    В части таможенного законодательства предполагается введение специфической  ставки вывозной таможенной пошлины  на никель в зависимости от изменения мировых цен на никель [6].

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике