Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является рассмотрение понятия «государственного бюджета», его функций и экономической роли, раскрытие таких понятий как доход и расход бюджета государства, профицит и дефицит, выявление наиболее значительных проблем бюджетного дефицита и возможных путей их решения, также рассмотрение бюджетной политики РФ и ее основных направлений на 2011-2013 гг.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие «государственного бюджета», экономическая роль и функции……………………………………………………………………………..5
Экономическая роль бюджета……………………………………………….5
Функции государственного бюджета……………………………………….7
Глава 2. Сбалансированность и несбалансированность государственного бюджета…………………………………………………………………………….10
2.1. Доходы и расходы государственного бюджета……………………………...10
2.2. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………….12
2.3.Источники финансирования дефицита государственного бюджета……….15
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации, ее основные направления на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………..17
3.1.Направления бюджетной политики и параметры социально-экономического развития РФ в 2011-2013 гг……………………………………………………….17
3.2.Основные цели бюджетной политики РФ на 2011-2013 гг………………….20
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………...25
Приложения
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Понятие «государственного
бюджета», экономическая
роль и функции……………………………………………………………
Глава
2. Сбалансированность
и несбалансированность
государственного бюджета……………………………………………………………
2.1. Доходы
и расходы государственного
2.2. Бюджетный дефицит и профицит…………………………………………….12
2.3.Источники финансирования дефицита государственного бюджета……….15
Глава 3. Бюджетная политика Российской Федерации, ее основные направления на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………..17
3.1.Направления бюджетной политики и параметры социально-экономического развития РФ в 2011-2013 гг……………………………………………………….17
3.2.Основные цели бюджетной политики РФ на 2011-2013 гг………………….20
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Приложения
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические
и политические реформы, проводимые
в России с начала 90-х годов, также
не могли не затронуть сферу
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее РФ), установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса РФ. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Цель
данной курсовой работы является рассмотрение
понятия «государственного бюджета»,
его функций и экономической роли, раскрытие
таких понятий как доход и расход бюджета
государства, профицит и дефицит, выявление
наиболее значительных проблем бюджетного
дефицита и возможных путей их решения,
также рассмотрение бюджетной политики
РФ и ее основных направлений на 2011-2013
гг.
Глава
1. Понятие «государственного
бюджета», экономическая
роль и функции.
1.1.Экономическая роль бюджета.
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
По
экономической сущности государственный
бюджет – это денежные отношения,
возникающие у государства с
юридическими и физическими лицами
по поводу перераспределения
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Бюджет
можно рассматривать как экономическую
категорию, которая выражает определенные
экономические отношения. Как экономическая
категория бюджетные отношения являются
составной частью финансовых отношений,
характеризуются теми же чертами, которые
присущи финансам в целом, но при этом
имеют ряд особенностей. К ним можно отнести
следующие: государственный бюджет является
особой экономической формой перераспределительных
отношений, связанной с обособлением части
национального дохода в руках государства
с целью использования ее на удовлетворение
потребностей всего общества и отдельных
его государственно-территориальных образований;
с помощью государственного бюджета происходит
перераспределение национального дохода
между отраслями народного хозяйства,
субъектами страны, сферами общественной
деятельности; пропорции бюджетного перераспределения
стоимости в большей мере, чем у других
звеньев финансов, определяются потребностями
расширенного воспроизводства в целом
и задачами, стоящими перед обществом
на конкретном этапе его экономического
развития; область государственного бюджетного
распределения занимает центральное место
в составе государственных финансов, что
обусловлено ключевым положением государственного
бюджета по сравнению с другими финансовыми
звеньями.
1.2. Функции государственного бюджета.
В последние годы стал преобладающим взгляд на государственный бюджет с позиции экономической сущности как на самостоятельную категорию. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.
Государственный
бюджет с точки зрения экономической
категории выполняет
Сфера
действия распределительной функции
определяется тем, что в отношения
с государством вступают почти все
участники общественного
Контрольная
функция позволяет через
Основными
функциями государственного бюджета
как финансового плана
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции
государственного бюджета осуществляются
на основе использования бюджетного механизма,
который является реальным воплощением
бюджетной политики и отражает конкретную
нацеленность бюджетных отношений на
решение экономических и социальных задач.
Глава
2. Сбалансированность
и несбалансированность
государственного бюджета.
2.1.Доходы и расходы государственного бюджета.
Доходы государственного бюджета состоят из трех основных источников:
1)
налогов, прямых и косвенных,
взимаемых как центральными, так
и местными финансовыми
2) государственных займов;
3)
поступлений из так называемых
внебюджетных или целевых
В
структуре налогов ведущее
Важную часть бюджетных доходов - до 20 % составляют налоги на прибыли компаний. Максимальная ставка налогов на прибыль, как правило, колеблется в размере от 30 % до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки налогообложения для мелкого бизнеса с целью стимулирования его деятельности.
Информация о работе Государственный бюджет, его экономическая роль