Автор: Мария Горданова, 14 Ноября 2010 в 10:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определения перспектив государственного бюджета на основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации, выявление недостатков системы бюджетного учета.
Объектом исследования являются бюджетно-налоговая политика, федеральный бюджет.
Предметом исследования-особенности перераспределения доходной части бюджета и расходной, факторы, влияющие на адаптацию бюджетной системы к изменениям условий и создания предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны.
Введение
1.Теоретические аспекты исследования государственного бюджета 6
1.Понятие, сущность, функционирование государственного бюджета
2.Структура государственного бюджета 10
3.Дефицит и профицит государственного бюджета 16
4.Способы покрытия государственного бюджета 19
5.Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации 24
2.Анализ государственного бюджета Российской Федерации 30
1.Динамика доходов и расходов на 2008-2009 гг. 30
2.Дефицит и профицит в Российской Федерации с 2008г. 37
3.Прогноз бюджета Российской Федерации до 2012 года 44
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 62
Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, в состав межбюджетных трансфертов входят субвенции, предоставляемые в целях финансового обеспечения переданных (законом или соглашением) другим публично-правовым образованиям полномочий, а также субсидии, направляемые для софинансирования исполнения расходных обязательств, принимаемых другими публично-правовыми образованиями в соответствии с их предметами ведения и полномочиями [6].
Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2009-2012 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации [6].
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы (таблица 4):
Таблица
4. Основные характеристики федерального
бюджета на 2010 год и плановый период 2011
и 2012 годов
Показатель | Отчет | 2009* | Прогноз | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2010 | 2011 | 2012 | ||
Доходы, млрд. руб. | 5127,2 | 6278,9 | 7781,1 | 9 275,9 | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
%% к ВВП | 23,7 | 23,3 | 23,5 | 22,3 | 17,2 | 16,1 | 15,5 | 15,0 |
Расходы, млрд. руб. | 3514,3 | 4284,8 | 5986,6 | 7570,9 | 9 931,4 | 9 886,9 | 9 389,8 | 9 681,0 |
%% к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,5 | 22,9 | 19,5 | 18,0 |
Дефицит/профицит, млрд. руб. | 1 612,9 | 1 994,1 | 1 794,6 | 1 705,1 | -3 217,6 | -2 936,9 | -1 934,1 | -1 611,4 |
%% к ВВП | 7,5 | 7,4 | 5,4 | 4,1 | -8,3 | -6,8 | -4,0 | -3,0 |
*
Здесь и далее данные по 2009
году: ожидаемое исполнение с
учетом проекта Федерального
закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 5):
Таблица
5. Динамика доходов федерального бюджета
Показатель | 2008 | 2009 | Прогноз | ||
2010 | 2011 | 2012 | |||
Доходы, всего (млрд. рублей) | 9 275,9 | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
в том числе: | |||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) | 4 389,4 | 2 797,6 | 3 194,7 | 3 311,8 | 3 503,1 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) | 4 886,5 | 3 916,2 | 3 755,3 | 4 143,9 | 4 566,5 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году,% | 19,2 | -27,6 | 3,5 | 7,3 | 8,2 |
в том числе: | |||||
Нефтегазовые доходы | 51,5 | -36,3 | 14,2 | 3,7 | 5,8 |
Ненефтегазовые доходы | 0,1 | -19,9 | -4,1 | 10,3 | 10,2 |
Нефтегазовые доходы | 47,3 | 41,7 | 46,0 | 44,4 | 43,4 |
Ненефтегазовые доходы | 52,7 | 58,3 | 54,0 | 55,6 | 56,6 |
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 18,0 % к ВВП в 2012 году и дефицита федерального бюджета с 8,3 % ВВП в 2009 году до 3,0 % в 2012 году [6].
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 6):
Таблица 6. Расчет предельного объема расходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель | 2009 | Проект | ||
2010 | 2011 | 2012 | ||
Доходы | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
%% к ВВП | 17,2 | 16,1 | 15,5 | 15,0 |
Источники покрытия дефицита | 3 217,6 | 2 936,9 | 1 934,1 | 1 611,4 |
%% к ВВП | 8,3 | 6,8 | 4,0 | 3,0 |
Расходы (предельный объем) | 9 931,4 | 9 886,9 | 9 389,8 | 9 681,0 |
%% к ВВП | 25,5 | 22,9 | 19,5 | 18,0 |
в том числе условно утверждаемые | 234,7 | 484,1 | ||
%% к общему объему расходов | 2,5 | 5,0 |
Принятые для формирования проекта федерального бюджета, объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.
При этом, несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП) [6].
Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе, решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 7):
Таблица 7. Динамика расходов федерального бюджета
Показатель | 2008 | 2009 | Проект | ||
2010 | 2011 | 2012 | |||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей | 1 584,3 | 2 360,4 | -44,4 | -497,1 | 291,2 |
% (в номинальном выражении) | 26,5 | 31,2 | -0,4 | -5,0 | 3,1 |
% (в реальном выражении) | 11,6 | 17,1 | -9,5 | -12,1 | -3,6 |
Изменения к 2008 году, млрд. рублей | 2 360,4 | 2 316,0 | 1 818,9 | 2 110,1 | |
% (в номинальном выражении) | 31,2 | 30,6 | 24,0 | 27,9 | |
% (в реальном выражении) | 17,1 | 6,0 | -6,8 | -10,2 |
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 годах – средства Фонда национального благосостояния и иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 8):
Таблица 8. Источники покрытия дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего | 3 217,6 | 2 936,9 | 1 934,1 | 1 611,4 |
в %% к ВВП | 8,3 | 6,8 | 4,0 | 3,0 |
в том числе: | ||||
за счет средств Резервного фонда | 2 821,5 | 1 860,1 | - | - |
в %% к ВВП | 7,2 | 4,3 | ||
за счет Фонда национального благосостояния | - | 385,8 | 762,4 | 812,9 |
в %% к ВВП | - | 0,9 | 1,6 | 1,5 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета | 396,1 | 691,0 | 1 171,7 | 798,5 |
в %% к ВВП | 1,0 | 1,6 | 2,4 | 1,5 |
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 70%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут исчерпаны в 2010 году (за исключением средств, размещенных в финансовых активах) (таблица 9):
Информация о работе Государственный бюджет и его роль в равновесной экономике