Государственный бюджет и его элементы

Автор: m********@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью диссертационного исследования является
- комплексный анализ государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах в современных условиях.
-Рассмотреть методологические и теоретические основы исследования особенностей государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах.
-Проанализировать бюджетное устройство этих стран, последовательно рассмотреть планирование, рассмотрение, утверждение и использование бюджета, показать их недостатки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……….……….4
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА…………………………….9
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…...……….……………. 12
4.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА……………………………………..14
5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ……………….………….20
6.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ……………………………………………………………………….31
ВЫВОД…………………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

   В сложившихся экономических условиях бюджетный дефицит является важнейшим инфляционным фактором, а потому проведение жесткой бюджетной политики должно стать одним из основных инструментов стабилизации экономики Украины. Однако до настоящего времени никаких шагов в этом направлении не сделано. Планом на 2008 год вновь предусматривалось увеличение затрат по сравнению с показателями 2006года практически по всем группам бюджетных расходов (таблица 2). Рост затрат в расчете на единицу ВВП составляет: на образование +2. 8%, на культуру +1. 3%, здравоохранение +2. 7%, науку +0. 3%, оборону +1, 2%, управление, содержание правоохранительных органов и органов государственной власти +2%, на внешнеэкономическую деятельность +2. 6%.

[22;стр.6]

   Существующая система бюджетного планирования не заставляет получателей средств организовывать свою деятельность в пределах заданных ограничений, искать пути наиболее эффективного использования выделяемых ассигнований, избегать потерь. Однако в переходных условиях новый рост бюджетных расходов недопустим. Речь может идти либо об их сокращении путем передачи ряда государственных функций частному сектору (расходы на народное хозяйство), или уменьшении в результате перехода к частичной оплате предоставляемых услуг (расходы на образование), либо о закреплении уровня расходов в расчете на единицу ВВП, если они не могут быть сокращены (расходы на здравоохранение, управление). [12;стр.291-297]

    К числу нерешенных до настоящего времени проблем относятся проблемы формирования устойчивой доходной базы бюджета. Если 1989 году доходы бюджетов всех уровней (включая прямые поступления в бывший союзный бюджет) составляли 34. 9% ВВП (без средств бюджета государственного социального страхования), в том числе в бюджет Украины - 26. 1%, то в 2009 году доходы бюджета Украины снизились до 25. 5% ВВП, хотя по плану должны были составить 43. 1% ВВП. Увеличение налоговых ставок и видов платежей в бюджет не привело, как ожидалось, в 2007 году к увеличению налоговых поступлений (в расчете на единицу ВВП). Субъекты налогообложения отреагировали на ужесточение условий налогообложения переходом к бартерным операциям, уклонением от налогов, оставлением полученных доходов за пределами Украины. Меньше, чем предусматривалось, было получено налога на добавленную стоимость - на  7%, налога на доходы предприятий - на 3. 9%, доходов от внешнеэкономической деятельности - на 1. 2% ВВП.

   Все это говорит о серьезных недостатках действующей налоговой системы, о ее негативном воздействии на величину налоговых поступлений. Существующая система налогообложения, создавая чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия, в особенности на те, которые не являются монополистами и, следовательно, не могут переложить свои дополнительные платежи в бюджет на потребителей, будет и в дальнейшем приводить к снижению доходов бюджета либо в результате сокращения объемов производства, либо в результате уклонения предприятий от уплаты налогов.

   В 2008 году одним из важнейших источников бюджетных доходов должны были стать доходы от внешнеэкономической деятельности - 12. 4% общей суммы доходов бюджета, или 6. 35% ВВП. Реальность получения таких доходов вызывала серьезные сомнения. В период с 1989 года максимальный доход от внешнеэкономической деятельности был получен 1991 году, когда он составил 1. 42% ВВП. В 1992 году при запланированном уровне в 1. 39% этот доход фактически равнялся 0. 15% ВВП. Запланированные на 2009 год доходы от внешнеэкономической деятельности в расчете на единицу ВВП превышают сумму налога на доходы предприятий, фактически поступившую в бюджет в 2008 г. Таким образом, 1/8 части бюджетных доходов Украины в результате ее внешнеэкономической деятельности можно рассматривать лишь как пожелание на будущее.

Процесс мобилизации доходов в бюджет существенно затрудняется в связи  с наличием значительных налоговых льгот. В современных условиях для защиты доходной базы бюджета и создания справедливых рыночных условий необходимо отказаться от налоговых льгот. В случае необходимости более целесообразно является предоставление непосредственных выплат из бюджета производителям или потребителям, что позволит контролировать эффективность и размер предоставляемых таким образом субсидий. [2;стр.460-464] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД 

    Бюджет занимает очень важное  место  в  финансовой  системе   страны,  а

значит,  имеет  основополагающее  значение  для  развития  экономической   и политической ситуации в государстве. Средства  из  бюджета  используются  на финансирование затрат по осуществлению функций государства.

      В  заключении  необходимо  отметить,  что   бюджетная   политика   как

экономическая категория – это часть экономических  отношений направленных  на достижение  экономической   эффективности,   социальной   справедливости   и политической стабильности.

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. Контрольная  функция.

2. Информационная  функция.

3. Институционализация  общественных предпочтений.

4. Регулирующая  функция.

   Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики.

   Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.

   Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

  Решение проблем бюджетных расходов Украины в условиях переходного периода связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства. Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных хозяйственных объектов.

    Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.

   В целях постоянного контроля  за размерами бюджетного дефицита, источниками его финансирования  и видами финансируемых за  счет бюджетного дефицита расходов  целесообразно бюджет Украины разделить на регулярный и чрезвычайный. Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет государственной задолженности. Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций Минфина и Нацбанка, направленное на исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов. В случае же нехватки бюджетных средств могут допускаться краткосрочные кассовые кредиты для финансирования сезонного колебания доходов

         Элементами государственного бюджета  являются государственные доходы и расходы. Капитальные затраты – это денежные средства, вложенные в основной капитал и прирост запасов. К ним относят капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты.

    В соответствии с общественным назначением  расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов: направленные на финансирование: народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, внешнеэкономической деятельности, создание резервных фондов, расходы по обслуживанию государственного долга, прочие расходы и выплаты.

   Доходы бюджета - экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.

    Основным  материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.- О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О государственном бюджете на 2004 г. «// Голос Украины № 239 16 декабря 2004 г.

2.- О  усилении контроля за поступлением  налогов и других обязательных  платежей. // Урядовий Курьер № 181-182 с. 7

3.- О  государственном бюджете Украины на 2007 г. // Голос Украины 8 июля 2007г.

4.-Бабяк М.М., Пешенкова Л.А., Рыбчук А.В. Экономическая теория: Научный пособник. - Драгобыч: Вымир, 2002.-204с.

5.-Базилевич В.Д., Базилевич К. С., Гражевская Н.И., Попов В.М.Економическая теория: Политэкономия: учебник / За.ред.- К.:Знания,2006.-631с.

6.- .- Вачевский М.В. Основы экономических знаний: учебник. - Дрогобыч: Возраждение, 1997.-163с.

7.-Грабинский И.М., Ватаманюк З.Г.,Буняк В.Б и др. Экономика: Учебный пособник. – К.:Лебидь,1999.- 384с.

8.-Гальчинский А.С., Ещенко П. С., Палкин Ю.И. Основы экономических знаний.- К.:Высшая школа, 1998.-554с.

9.-Загородний А.Г., Вознюк Г.Л.Финансовый словарь.-2-е изд.- Львов: Центр Европы,1997.-576с

10.-Довгань Г.Д. Основы экономики в определениях, таблицах и схемах.-х.: Веста:изд. «Ранок», 2006.-96с – (Спасатель)

Калашников  А. Бюджетный дефицит и государственный  долг Украины // Финансовый Киев № 20 18 июля 1994 г.

11.- Ковальчук В.М. Основы рыночной экономики.- Тернополь,1992.- 190с.

12.-Ковальчук В.М. Основы экономической теории.- Тернополь: Астон, 1999.-203с.

13.-Михасюк И.Р., Мальский М.З. Основы глобальных экономических отношений. Львов: Львов-Жешув,2003.-204с.

14.-Мочерный С.В. Основы экономической теории.- Тернополь:- АТ «Тернекс», 1993.- 686с.

15.-Мочерный С.В., Синишин И.М. Основы экономических знаний – К: Тернополь, - 1997.-137с.

16.-Макконнел К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1992.

17.-Скотний  В.Г.,Вачевский М.В, О.М., Мадзигон В.Н., Левченко Г.Е., Примаченко Н.Н. Основы экономических знаний. - К.:2004.- 536с.

18. -Экономическая  теория / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 542с.

19.-Соколовский С. Бюджет Украины на 2005 год: правительство вынуждено идти на непопулярные меры // Киевские ведомости 3 февраля 2005 г.  

Информация о работе Государственный бюджет и его элементы