Автор: m********@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью диссертационного исследования является
- комплексный анализ государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах в современных условиях.
-Рассмотреть методологические и теоретические основы исследования особенностей государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах.
-Проанализировать бюджетное устройство этих стран, последовательно рассмотреть планирование, рассмотрение, утверждение и использование бюджета, показать их недостатки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……….……….4
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА…………………………….9
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…...……….……………. 12
4.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА……………………………………..14
5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ……………….………….20
6.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ……………………………………………………………………….31
ВЫВОД…………………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42
- городских бюджетов;
- районных;
- районах бюджетов в городах;
- сельских.
Структура
бюджетной системи
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕНОГО | |
Доходы государственного бюджета | Расходы государственного бюджета |
Основные источники поступления | Основные направления использования. |
Налоги: налог с прибыли предприятия, налог с личных доходов граждан, налог на прибавленную стоимость, акцизный сбор и др. | Финансирование социальных программ. |
Обязательные платежи неналогового характера. | Финансирование бюджетного сектора экономики. |
Поступление
от внеше-экономической |
Финансирование экономики. |
Другие поступления. | Финансирование национальной обороны и обеспечение государственного аппарата. |
Рис.3 Структура
государственного бюджета. [17;стр.191]
Структуру
бюджета можно рассмотреть за двумя
направлениями. [2;стр.420]
Перове направление – в вертикальном разрезе иерархии органов государственной власти и управления. На каждом из уровней (государственный, региональный, местный) составляется, утверждается и выполняется отдельный бюджет. Это построение бюджета характеризируется понятием «Бюджетное устройство» и « бюджетная система» | Второе направление – структура бюджета – характеризуется составом и соотношением его доходов и расходов. Бюджет как экономическая категория касается интересов всех юридических и физически личностей. Поэтому структура доходов и расходов бюджета – это не просто арифметическое соотношение, а характеристика сбалансированности и уровновешености интересов в обществе. |
2. ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся [10; с. 402]:
1. Контрольная
функция. Бюджет позволяет
2. Информационная
функция. Бюджет - это индикатор
текущего состояния экономики
страны, социальной сферы,
3. Институционализация
общественных предпочтений. В демократических
государствах принятию закона
о бюджете обязательно
4. Распределительная
функция. Проявление
Распределительная функция
Существенно,
что содержание
5.Функция
обеспечения существования
Важное значение имеет осуществление
внешнеэкономической деятельности Украины:
содержание за счет бюджета дипломатических
представительств Украины за рубежом,
взносы в международные организации, членом
которых является Украина и др. На эти
цели государство тратит от 3% до 7% расходной
части государственного бюджета. [2;стр.495]
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Для того чтобы бюджетная система могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета. Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.
Для повышения прозрачности бюджетного процесса необходима четкая регламентация всех его этапов и полномочий его участников. Законодательство определяет функции отдельных органов государственной власти, участвующих в разработке и исполнении бюджета, порядок их взаимодействия на различных этапах бюджетного процесса и ряд других моментов. [5;стр.278]
Открытость бюджетных материалов позволяет гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов об исполнении бюджета и т.д.
С прозрачностью бюджета тесно связано требование его полноты. Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различный виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.
Инструментом обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный язык описания бюджета. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информации о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетной системы. По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.[9;стр. 45]
В различных странах масштабы и границы
бюджетного сектора существенно отличаются.
Более того, они могут меняться с течением
времени, например при проведении политики
национализации или приватизации отдельных
секторов экономики. Но для каждого периода
они должны быть известны и законодательно
закреплены. Государственная политики
должна рассматриваться налогоплательщиками
как легитимная, а это предполагает четкое
понимание того, на какие цели и в каком
объеме расходуются средства бюджета.
Принципы бюджетного финансирования |
Общие,
которые касаются всех
бюджетных способов
- целевой характер; - нормирование; - учет
использования раньше |
Особенные, специфические,
зависимо от организации деятельности
предприятия, учреждений и методов введения
хозяйства
Для бюджетных учреждений: - бесповоротность ассигнований; - додержание
финансово- бюджетной Для государственных предприятий: - согласно
плану заказа и планом - возвращение
в бюджет неиспользаваных Для коммерческих предприятий: - частично
на условиях оплачивания и
поворотности с целью |