Государственный бюджет и его элементы

Автор: m********@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью диссертационного исследования является
- комплексный анализ государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах в современных условиях.
-Рассмотреть методологические и теоретические основы исследования особенностей государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах.
-Проанализировать бюджетное устройство этих стран, последовательно рассмотреть планирование, рассмотрение, утверждение и использование бюджета, показать их недостатки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……….……….4
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА…………………………….9
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…...……….……………. 12
4.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА……………………………………..14
5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ……………….………….20
6.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ……………………………………………………………………….31
ВЫВОД…………………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

- городских  бюджетов;

- районных;

- районах  бюджетов в городах;

- сельских.

 Структура  бюджетной системи определяется  Конституцией. В ней и в законе  про бюджетные права закрепляются  права государства и местных  органов власти и управления  на утверждение своих бюджетов, на диференцырование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, рядом их сложение, рассмотрение и утверждение.[17;стр.190] 

  

                  СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА
Доходы  государственного бюджета Расходы государственного бюджета
Основные  источники поступления Основные направления  использования.
Налоги: налог с прибыли предприятия, налог с личных доходов граждан, налог на прибавленную стоимость, акцизный сбор и др. Финансирование  социальных программ.
Обязательные  платежи неналогового характера. Финансирование бюджетного сектора экономики.
Поступление от внеше-экономической деятельности. Финансирование  экономики.
Другие  поступления. Финансирование  национальной обороны и обеспечение  государственного аппарата.

Рис.3 Структура  государственного бюджета. [17;стр.191] 

Структуру бюджета можно рассмотреть за двумя направлениями. [2;стр.420] 

Перове  направление – в вертикальном разрезе иерархии органов государственной власти и управления. На каждом из уровней (государственный, региональный, местный) составляется, утверждается и выполняется отдельный бюджет. Это построение бюджета характеризируется понятием «Бюджетное устройство» и « бюджетная система» Второе направление  – структура бюджета – характеризуется составом и соотношением его доходов и расходов. Бюджет как экономическая категория касается интересов всех юридических и физически личностей. Поэтому структура доходов и расходов бюджета – это не просто арифметическое соотношение, а характеристика сбалансированности и уровновешености интересов в обществе.
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА 

Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся [10; с. 402]:

1. Контрольная  функция. Бюджет позволяет осуществлять  контроль за действиями исполнительной  власти, который может осуществляться  в различных формах - со стороны  специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимися в процессе перераспределения национального дохода.[15;стр.206]

2. Информационная  функция. Бюджет - это индикатор  текущего состояния экономики  страны, социальной сферы, политической  ситуации. Структура его доходной  и расходной части позволяет  судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.[2;стр.495]

3. Институционализация  общественных предпочтений. В демократических  государствах принятию закона  о бюджете обязательно предшествует  его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей. [15;стр.206]

4. Распределительная  функция. Проявление распределительной  функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов  государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты инвалидов, фонда, предназначенного для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, инновационного фонда.

    Распределительная функция бюджета  используется также для вмешательства  государства в процесс общественного производства регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

  Существенно,  что содержание распределительной  функции бюджета определяется  процессами перераспределения финансовых  средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т. д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет. [15;стр.206]

5.Функция  обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы. В структуре затрат государственного бюджета на эти цели приходится от 6, 5% до 9, 5% всех расходов государственного бюджета Украины.

   Важное значение имеет осуществление внешнеэкономической деятельности Украины: содержание за счет бюджета дипломатических представительств Украины за рубежом, взносы в международные организации, членом которых является Украина и др. На эти цели государство тратит от 3% до 7% расходной части государственного бюджета. [2;стр.495] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 

Для того чтобы бюджетная система могла  эффективно выполнять возложенные  на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета. Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.

Для повышения  прозрачности бюджетного процесса необходима четкая регламентация всех его этапов и полномочий его участников. Законодательство определяет функции отдельных органов  государственной власти, участвующих  в разработке и исполнении бюджета, порядок их взаимодействия на различных этапах бюджетного процесса и ряд других моментов. [5;стр.278]

    Открытость бюджетных материалов позволяет гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов об исполнении бюджета и т.д.

    С прозрачностью бюджета тесно связано требование его полноты. Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений. Различный виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.

    Инструментом обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный язык описания бюджета. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информации о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетной системы. По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.[9;стр. 45]

    В различных странах масштабы и границы бюджетного сектора существенно отличаются. Более того, они могут меняться с течением времени, например при проведении политики национализации или приватизации отдельных секторов экономики. Но для каждого периода они должны быть известны и законодательно закреплены. Государственная политики должна рассматриваться налогоплательщиками как легитимная, а это предполагает четкое понимание того, на какие цели и в каком объеме расходуются средства бюджета. 

                         Принципы бюджетного финансирования
 
 
Общие, которые касаются всех             бюджетных способов

- целевой  характер;

- нормирование;

- учет  использования раньше выпущенных  бюджетных ассигнований.

Особенные, специфические, зависимо от организации деятельности предприятия, учреждений и методов введения хозяйства

Для бюджетных  учреждений:

- бесповоротность ассигнований;

- додержание  финансово- бюджетной дисциплины;

Для государственных  предприятий:

- согласно  плану заказа и планом развития;

- возвращение  в бюджет неиспользаваных денежных  средств до конца года;

Для коммерческих предприятий:

- частично  на условиях оплачивания и  поворотности с целью короткосрочной  поддержки предприятиям, что выполняют структурную перестройку.

Информация о работе Государственный бюджет и его элементы