Государственный бюджет как важнейший элемент бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных .

Содержание

Введение

1 Структура бюджетного кодекса Российской Федерации…………………..4

2 Классификация доходов бюджетов РФ………………………………….…..5

3 Классификация расходов бюджетов РФ…………………………………..…6

4 Бюджетная система РФ………………………………………………………10

5 Развитие бюджетного федерализма…………………………………….……12

6 Бюджетная политика в современной экономике……………………..……..17

7 Функции бюджета……………………………………………………………..21

8 Свойства бюджета……………………………………………………………..24

9 Структура государства и межбюджетные отношения………………...……25

10 Бюджетный процесс и его основные этапы………………………………..27

11 Заключение……………………………………………………………….…..33

12 Литература……..………..…………………………………………….……..34

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ  ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ» 

Кафедра экономики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине: Финансы и кредит.  

Тема: « Государственный бюджет как важнейший элемент бюджетной системы » 
 

Выполнила студентка 4 курса

заочной  формы  обучения:

Муратова Валерия  Александровна

_______________________

(подпись)

Научный руководитель:

 Доктор экономических наук, профессор

Чалдаева Лариса Алексеевна

_______________________

(подпись) 

Москва 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Структура бюджетного  кодекса Российской Федерации…………………..4

2 Классификация  доходов бюджетов РФ………………………………….…..5

3 Классификация  расходов бюджетов РФ…………………………………..…6

4 Бюджетная система  РФ………………………………………………………10

5 Развитие бюджетного  федерализма…………………………………….……12

6 Бюджетная политика в современной экономике……………………..……..17

7 Функции бюджета……………………………………………………………..21

8 Свойства бюджета……………………………………………………………..24

9 Структура государства  и межбюджетные отношения………………...……25

10 Бюджетный  процесс и его основные этапы………………………………..27

11 Заключение……………………………………………………………….…..33

12  Литература……..………..…………………………………………….……..34 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

1.СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон «Бюджетный кодекс РФ» был принят в 1998 г. и является важнейшим документом, регулирующим бюджетные правоотношения. В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. Вторая часть Бюджетного кодекса РФ называется «Бюджетная система РФ» и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов. В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ. Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Наконец, пятая часть - заключительные положения.

Бюджетный кодекс содержит бюджетную классификацию.

Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация  включает в себя следующие виды группировок:

· классификацию  доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· экономическую  классификацию расходов бюджетов РФ;

· ведомственную  классификацию расходов федерального бюджета;

· классификацию  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию  источников внешнего финансирования дефицитов  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

· классификацию  видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов  муниципального долга;

· классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ

Доходы бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Группами бюджетных  доходов являются:

1) налоговые доходы;

2) неналоговые  доходы;

3) безвозмездные  перечисления;

4) доходы целевых  бюджетных фондов;

5) доходы от  предпринимательской и иной приносящей  доход деятельности.

Каждая из групп  включает в себя ряд подгрупп. Например, группа налоговых доходов включает в себя такие подгруппы как:

1) налоги на  прибыль;

2) налоги на  товары и услуги, лицензионные  и регистрационные сборы;

3) налоги на  имущество;

4) платежи за  пользование природными ресурсами;

5) налоги на  внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции;

6) прочие налоги, пошлины и сборы.

В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ

Функциональная классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня. Первый уровень - разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов:

1) государственное  управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) национальная  оборона;

4) образование.

В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных  средств. Например, в рамках раздела «образование» бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, профессиональное начальное образование и т.д. которые являются подразделами раздела «Образование» функциональной классификации расходов. Третий уровень функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела «образование» функциональной классификации, можно назвать «ведомственные расходы на образование», а также расходы на реализацию федеральных целевых программ «Дети России» и «Молодежь России». Наконец, четвертым уровнем функциональной классификации являются виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств в пределах целевых статей. Так, например, видом расходов в рамках целевой статьи «ведомственные расходы на образование» подраздела «дошкольное образование» раздела «образование» функциональной классификации расходов является финансирование «детских дошкольных учреждений». Экономической классификацией расходов называют группировку расходов бюджетов по их «экономическому содержанию». Это означает, что расходы группируются в зависимости от целей:

1) финансирование  текущих расходов;

2) финансирование  капитальных расходов;

3) предоставление  кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом  погашения.

К текущим расходам относят закупки товаров и оплату услуг; выплату процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты, а также оплату услуг по признанию прав собственности за рубежом. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов. Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение средств по главным распорядителям и распорядителям средств соответствующих бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете. Перечень главных распорядителей бюджетных средств в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Перечень распорядителей средств местных бюджетов утверждается решением представительных органов местного самоуправления. Классификация источников внутреннего финансирования дефици-тов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов бюджетов. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга - группировка долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Классификация видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Важную роль в бюджетном процессе играет Налоговый кодекс РФ. Первая часть Налогового кодекса была принята в 1998 г. после пяти лет согласований. Основная задача, которую решает этот закон, - кодификация правил, регулирующих взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков. В первом разделе помимо определения основных понятий, установления законодательных основ налоговой системы описываются виды налогов и сборов, взимаемые на всех уровнях бюджетной системы РФ. Второй раздел, в основном, посвящен правам и обязанностям налогоплательщиков и налоговых агентов. В третьем разделе описывается система налоговых органов, действующих в РФ, их полномочия и обязанности. Прочие разделы первой части Налогового кодекса посвящены правилам уплаты налогов и сборов, налоговой отчетности и налоговому контролю, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д. Вторая часть Налогового кодекса была принята в 2000 г. Во второй части подробно описываются виды налогов и порядок их взимания. Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, важными источниками бюджетного права являются собственно законы о бюджете (федеральном, субъектов РФ или муниципальных образований), а также отчеты об исполнении бюджета. К настоящему моменту законы о федеральном бюджете имеют устоявшуюся структуру и определенную внутреннюю логику. Как правило, закон о бюджете включает в себя текстовую часть и приложения. Текстовая часть закона в последние годы содержит около 150 статей. В виде приложений публикуются поступления доходов в федеральный бюджет, распределение расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, ведомственная классификация расходов федерального бюджета, распределение средств из различных фондов в рамках межбюджетных отношений, перечень федеральных целевых программ. Отчет об исполнении бюджета готовится органами государственной власти, исполняющими бюджет, и рассматривается органами представительной власти. Он может приниматься в форме закона или решения. На федеральном уровне отчет об исполнении бюджета должен передаваться Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату РФ не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. После написания Счетной палатой РФ заключения на отчет об исполнении бюджета Государственная Дума в течение полутора месяцев должна рассмотреть, принять его в виде закона или отклонить.

4 .БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1) федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным кодексом, толкуются  расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства. Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики. Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень  бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, включает бюджеты 83 субъектов РФ. Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

На территории РФ принимаются 25 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские. Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Информация о работе Государственный бюджет как важнейший элемент бюджетной системы