Государственный бюджет и его элементы

Автор: m********@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью диссертационного исследования является
- комплексный анализ государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах в современных условиях.
-Рассмотреть методологические и теоретические основы исследования особенностей государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах.
-Проанализировать бюджетное устройство этих стран, последовательно рассмотреть планирование, рассмотрение, утверждение и использование бюджета, показать их недостатки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……….……….4
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА…………………………….9
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…...……….……………. 12
4.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА……………………………………..14
5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ……………….………….20
6.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ……………………………………………………………………….31
ВЫВОД…………………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

   В целях постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного дефицита расходов целесообразно бюджет Украины разделить на регулярный и чрезвычайный. Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет государственной задолженности. Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций Минфина и Нацбанка, направленное на исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов. В случае же нехватки бюджетных средств могут допускаться краткосрочные кассовые кредиты для финансирования сезонного колебания доходов.

   Основными причинами резкого  скачка бюджетного дефицита 90-х  годов явились [9; с. 231]:

- низкая  эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью  внешнеэкономических связей.

- нерациональная  структура бюджетных расходов, усиленная  стремлением жить не по средствам,  осуществляя крупные государственные  инвестиции и огромные военные  расходы, оказывая помощь (нередко  безвозмездную) развивающимся странам.

    Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета [8; с. 298]:

1. Сокращение  расходов. При значительном дефиците  бюджета правительство может  использовать секвестр, который  представляет собой пропорциональное  сокращение расходов государственного  бюджета. Эта вынужденная мера используется в крайних случаях, поскольку влечет за собой сокращение социально значимых расходов.

2. Увеличение  доходов. Этого увеличения можно  добиться как за счет простого  увеличения налоговых ставок  и введения дополнительных налогов,  так и за счет эффективной и гибкой налоговой системы, которая бы отвечала интересам всех субъектов хозяйствования и государства, а так же за счет проведения эффективной внешнеэкономической политики, проведения приватизации и повышения эффективности использования государственной собственности.

   Повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений. Наглядно взаимосвязь между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками отражает кривая Лаффера. Американский экономист А. Лаффер предоставил графическое доказательство тому, что до определенного момента повышение налоговой ставки увеличивает сумму доходов бюджета, а потом эти поступлення начинают уменшаться. [5;стр.292] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    На графике показано, что одинаковому доходу можно достич и достаточно низкой (Х1), и за  достаточно высокой (Х2)налоговой ставки. [7;стр.60-67]

   Причина такого явления предполагает в том, что низкая налоговая ставка увеличивает количество объектов налогообложения и, наоборот увеличение ставки налогов вызывает остановку деятельности части предпринимателей впоследствии убытия их бизнеса или вызывает предпринимателей к использованию разных схем уклонения от оплаты налогов.[7;стр.60-67] 

  Государственный долг.  

   Нарастание бюджетного дефицита в экономики приводит к появлению и росту государственного долга.

   Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг. [5;стр.293]

   Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения, которых и предоставляется кредит.

   Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными. [13;стр.78] 
 
 

 ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

 

Избыток бюджета – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы. [8;стр.278]

BS= t∙  Y-G-TR

где BS –  бюджетный избыток

t –  налоговая ставка

Y –  выпуск (производство, доход)

G –  гос. Закупки

TR –  трансфертные платежи

     Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

   Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов. [17;стр.198]

   Избыток бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный избыток при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

   Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный избыток при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. [5;стр.278]

  Разница между фактическим бюджетным избытком и бюджетным избытком при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

   Решение проблем бюджетных расходов Украины в условиях переходного периода связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия государства в сфере производства. Передача соответствующих функций частному сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения эффективности работы приватизированных хозяйственных объектов.

   Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.ГОСУДАРСТВЕНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 

    Бюджетные доходы понятие более узкое, чем  доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

    Доходы  бюджета - экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.

    Форма проявления этих экономических отношений - различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, экономические и социальные задачи, решаемые обществом, а также методы хозяйствования влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет.

    Основным материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.

    Налоги – главный метод перераспределения национального дохода. Их доля составляет до 90 процентов общей доходной части государственного бюджета.

    Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, называются закрепленными  доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

    К доходам бюджета относят государственные  займы, к которым государство прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо  выпускаемых займов.

    Третий  метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым социально-экономических последствиям.

    Кроме национального дохода, к источникам формирования доходов бюджета относят  поступления: от внешнеэкономической  деятельности, от эксплуатации государственной собственности (в условиях перехода к рынку и от ее продажи), от реализации облигаций государственных займов, и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды) 

    ГОСУДАРСТВЕНЫЕ  РАСХОДЫ 

    Так как все общественное производство можно разделить на две части, то и расходы государственного бюджета  подразделяются также на две части: одна связана с развитием материального  производства, совершенствованием его материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому выделяются текущие и капитальные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств для покрытия затрат на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров гражданского и военного характера).

    Капитальные затраты – это денежные средства, вложенные в основной капитал  и прирост запасов. К ним относят капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты.

    В соответствии с общественным назначением  расходы бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: направленные на финансирование: народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, внешнеэкономической деятельности, создание резервных фондов, расходы по обслуживанию государственного долга, прочие расходы и выплаты.

Информация о работе Государственный бюджет и его элементы