Государственный бюджет и его элементы

Автор: m********@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью диссертационного исследования является
- комплексный анализ государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах в современных условиях.
-Рассмотреть методологические и теоретические основы исследования особенностей государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах.
-Проанализировать бюджетное устройство этих стран, последовательно рассмотреть планирование, рассмотрение, утверждение и использование бюджета, показать их недостатки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……….……….4
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА…………………………….9
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…...……….……………. 12
4.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА……………………………………..14
5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ……………….………….20
6.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ……………………………………………………………………….31
ВЫВОД…………………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

    Каждая  из вышеперечисленных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

    Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

    Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

    Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а  именно:

- Получения  максимального эффекта при минимизации  затрат.

- Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

- Предоставление  бюджетных средств в меру выполнения  производственных и других показателей  и с учетом  использования ранее отпущенных средств.

- Безвозвратность  и бесплатность бюджетных ассигнований.

Бюджетное финансирование может выполняться  в двух формах. Первая форма –  это финансирование по системе “нетто-бюджет”. В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.

    Вторая  форма – финансирование по системе  “брутто-бюджет” применяется для  предприятий, учреждений и организаций, полностью состоящих  на бюджетном  финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются как на текущие, так и на капитальные расходы.

    Важным  элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных  средств. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения наиболее лучших  результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.

    При разработке бюджета используют системный  анализ, экономические модели,  электронно-вычислительную технику, которая позволила разрабатывать многовариантный бюджет.

    Основой составления почти всех бюджетов в настоящее время является программно-целевой  метод, так в Германии бюджет, составленный по этому методу, получил название “конъюнктурно-нейтрального бюджета”.

    Новые методы составления бюджета широко применяются во Франции под названием  “рационализация выбора бюджетных  решений”, в Великобритании – “программного  анализа и обзора”.

     Изменение структуры бюджетных расходов.

В бюджетных  расходах Украины за 2006 г. обращает на себя внимание достаточно низкий, по сравнению с предыдущими годами, уровень расходов на оборону - 2. 3% ВВП, что объясняется во многом отсутствием закупок военной техники.

    По  данным Стокгольмского международного исследовательского института проблем мира, в европейских странах, переживающих в настоящее время переходный период, тратилось в 1972 - 88 г. г. на военные нужды в среднем 10% ВВП, в том числе 12% ВВП в бывшем СССР. Эти оценки позволяют говорить о том, что для сохранения военных расходов Украины на уровне 2006 года необходимо изменение военной политики, проводившейся ранее в рамках бывшего СССР. Проведение же ее в прежних масштабах будет неизбежно означать увеличение военных расходов по сравнению с сегодняшним их уровнем, следовательно, к усугублению имеющихся бюджетных проблем. 
 
 
 
 
 
 

6.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ - ОСНОВНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН УКРАИНЫ 

    Следует различать понятия: государственный бюджет как экономическая категория и государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.

    Государственный бюджет это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для народного хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Украины. [12;стр.160]

   Государственный бюджет входит в общую систему финансовых планов Украины. Определяющими принципами организации системы финансовых планов общественного развития

    Всеобщность охват всех сторон социально-экономического развития общества; производственно-хозяйственной деятельности государственных, частных, акционерных, совместных предприятий и организаций; непроизводственной сферы, банковских и страховых структур, т. е. учет многообразия финансовых взаимоотношений в процессе расширенного воспроизводства; [4;стр.140]

   Целостность и сбалансированность предусматривающая функционирование сбалансированной и увязанной финансовой системы, действующей целенаправленно, по единому плану, в соответствии с требованиями финансовой политики государства. В целом финансовый план страны является отражением государственного плана экономического и социального развития страны, а отдельные его звенья  соответствующие составные части (отраслевой, ведомственный, региональный) аспектов этого плана. В процессе разработки государственного плана социально-экономического развития страны в системе финансовых планов формируются финансовые и бюджетные взаимоотношения в масштабах народного хозяйства Украины в целом, исходящие из экономической программы государства и обусловленные намеченными в плане конкретными адресными заданиями по социально-экономическому развитию страны в целом;

    Финансовая централизация проведение единой, строго определенной финансовой политики, начиная от формирования и исполнения местных бюджетов и финансовых планов отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, объединений, корпораций) вплоть до государственного бюджета и финансового плана страны. [19;стр.234]

    Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

    Государственный бюджет не только входит в единую систему финансовых планов Украины, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета  содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений.

    Финансовые планы разрабатываются всеми участниками общественного производства  от первичных структур предприятий, объединений, организаций, банков, страховых компаний до центральных органов хозяйственного управления и исполнительной государственной власти. [20;стр.178]

       В условиях рыночного ведения хозяйства основными задачами финансового планирования являются: [17;стр.213]

1. Установление  оптимальных пропорций между  централизованными и децентрализованными  финансами. 

2. Определение объемов и источников финансовых ресурсов в разрезе отраслей, отдельных предприятий, объединений.

3. Рациональное  распределение финансовых ресурсов  между: производственной и непроизводственной  сферами, отраслями экономики,  экономическими регионами страны.

4. Стимулирование  наиболее эффективного использования  денежных средств. 

5. Концентрация  финансовых ресурсов на наиболее  важных направлениях экономического  развития.

6. Активное  влияние финансов на формирование  рациональной структуры производства с учетом его социальной направленности.

            В состав единой системы финансовых планов Украины входят:

1. Государственный  бюджет Украины. 

2. Местные  бюджеты. 

3. Бюджеты  социального страхования и социального  обеспечения населения. 

4. Пенсионный фонд.

5. Балансы  доходов и расходов государственных,  коммерческих, совместных предприятий  и организаций. 

6. Финансовые  планы общественных организаций. 

7. Сметы  учреждений непроизводственной  сферы. 

8. Финансовые  планы государственного и частного  имущественного и личного страхования.

  Взаимосвязь между государственным бюджетом и системой финансовых планов Украины состоит в следующем.

  Финансовые планы предприятий, акционерных обществ, объединений и отраслей материального производства составляются в виде балансов доходов и расходов, в которых выделяется специальный раздел «Взаимоотношения с бюджетом». В нем отражаются суммы платежей в бюджет и ассигнования из бюджета (если они предусмотрены). У предприятий и организаций местной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и ряда других учреждений финансовый план состоит из двух разделов. В доходной части этих планов отражаются поступления из бюджета, в расходной ? отчисления в бюджет. Посредством бюджетного перераспределения в процессе составления финансовых планов могут изыматься излишки у одних предприятий и направляться на нужды других, испытывающих в них потребность. Таким образом, бюджет как финансовый план, одной страны основывается на финансовых планах отраслей материального производства, с другой во многом их определяет. [12;стр.184]

   Финансовые планы предприятий и организаций агропромышленного комплекса внешне связаны с бюджетом через налоговую систему. Вместе с тем, следует отметить и обратный процесс в государственном бюджете Украины предусматриваются крупные бюджетные ассигнования, направленные на развитие АПК (затраты по коренному улучшению земель, проведение мероприятий по водному хозяйству, охрана и восстановление разных запасов, финансовая помощь фермерским хозяйствам).

   Наиболее ярко проявляется связь бюджета с финансовыми планами организаций непроизводственной сферы. Их расходы, рассчитанные на основе смет, практически полностью покрываются за счет средств государственного либо местных бюджетов.

   Тесная связь между государственным бюджетом и банковской системой состоит в том, что банки вносят в бюджет часть своей прибыли в соответствии с существующим законодательством о налогообложении в Украине. Кроме того, в случае превышения доходов над расходами, полученного в результате исполнения бюджета, свободные денежные средства могут быть использованы в качестве кредитных ресурсов. Немаловажно то, что именно банки осуществляют кассовое исполнение бюджета.

  Следует различать понятия: государственный бюджет как экономическая категория и государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.

   Государственный бюджет - это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для народного хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Украины. [10;стр.194-196]

    Государственный бюджет входит в общую систему финансовых планов Украины.

    Запланировано, что в 2009 году в государственный бюджет поступит  238,9 млрд. грн. Приблизительно половину из них (178,6млрд.) составят  налоговые поступления. (Перед Новым годом парламент утвердил закон, соответственно которому  ввозная мыто на импортные товары может быть повышенное с 13% до 26%. Это не очень согласовывает с условиями, на которые Украина присоединялась к СОТ, но за счет повышенной пошлины бюджет получит свыше 12 млрд. грн. согласно доходной части бюджета, этого вещь состоится невиданная распродажа военного имущества. Почти 4 млрд. грн. рассчитывает выторговать правительство за избыточное вооружение, военную специальную технику

Информация о работе Государственный бюджет и его элементы