Автор: m********@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа
Целью диссертационного исследования является
- комплексный анализ государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах в современных условиях.
-Рассмотреть методологические и теоретические основы исследования особенностей государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах.
-Проанализировать бюджетное устройство этих стран, последовательно рассмотреть планирование, рассмотрение, утверждение и использование бюджета, показать их недостатки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……….……….4
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА…………………………….9
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…...……….……………. 12
4.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА……………………………………..14
5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ……………….………….20
6.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ……………………………………………………………………….31
ВЫВОД…………………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42
Каждая
из вышеперечисленных групп
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а именно:
- Получения
максимального эффекта при
- Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.
- Предоставление
бюджетных средств в меру
- Безвозвратность
и бесплатность бюджетных
Бюджетное финансирование может выполняться в двух формах. Первая форма – это финансирование по системе “нетто-бюджет”. В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.
Вторая
форма – финансирование по системе
“брутто-бюджет” применяется
Важным элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных средств. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения наиболее лучших результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.
При разработке бюджета используют системный анализ, экономические модели, электронно-вычислительную технику, которая позволила разрабатывать многовариантный бюджет.
Основой составления почти всех бюджетов в настоящее время является программно-целевой метод, так в Германии бюджет, составленный по этому методу, получил название “конъюнктурно-нейтрального бюджета”.
Новые методы составления бюджета широко применяются во Франции под названием “рационализация выбора бюджетных решений”, в Великобритании – “программного анализа и обзора”.
Изменение структуры бюджетных расходов.
В бюджетных расходах Украины за 2006 г. обращает на себя внимание достаточно низкий, по сравнению с предыдущими годами, уровень расходов на оборону - 2. 3% ВВП, что объясняется во многом отсутствием закупок военной техники.
По
данным Стокгольмского международного
исследовательского института проблем
мира, в европейских странах, переживающих
в настоящее время переходный период,
тратилось в 1972 - 88 г. г. на военные нужды
в среднем 10% ВВП, в том числе 12% ВВП в бывшем
СССР. Эти оценки позволяют говорить о
том, что для сохранения военных расходов
Украины на уровне 2006 года необходимо
изменение военной политики, проводившейся
ранее в рамках бывшего СССР. Проведение
же ее в прежних масштабах будет неизбежно
означать увеличение военных расходов
по сравнению с сегодняшним их уровнем,
следовательно, к усугублению имеющихся
бюджетных проблем.
6.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЮДЖЕТ - ОСНОВНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН УКРАИНЫ
Следует различать понятия: государственный бюджет как экономическая категория и государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.
Государственный бюджет это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для народного хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Украины. [12;стр.160]
Государственный бюджет входит в общую систему финансовых планов Украины. Определяющими принципами организации системы финансовых планов общественного развития
Всеобщность охват всех сторон социально-экономического развития общества; производственно-хозяйственной деятельности государственных, частных, акционерных, совместных предприятий и организаций; непроизводственной сферы, банковских и страховых структур, т. е. учет многообразия финансовых взаимоотношений в процессе расширенного воспроизводства; [4;стр.140]
Целостность и сбалансированность предусматривающая функционирование сбалансированной и увязанной финансовой системы, действующей целенаправленно, по единому плану, в соответствии с требованиями финансовой политики государства. В целом финансовый план страны является отражением государственного плана экономического и социального развития страны, а отдельные его звенья соответствующие составные части (отраслевой, ведомственный, региональный) аспектов этого плана. В процессе разработки государственного плана социально-экономического развития страны в системе финансовых планов формируются финансовые и бюджетные взаимоотношения в масштабах народного хозяйства Украины в целом, исходящие из экономической программы государства и обусловленные намеченными в плане конкретными адресными заданиями по социально-экономическому развитию страны в целом;
Финансовая централизация проведение единой, строго определенной финансовой политики, начиная от формирования и исполнения местных бюджетов и финансовых планов отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, объединений, корпораций) вплоть до государственного бюджета и финансового плана страны. [19;стр.234]
Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.
Государственный бюджет не только входит в единую систему финансовых планов Украины, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений.
Финансовые планы разрабатываются всеми участниками общественного производства от первичных структур предприятий, объединений, организаций, банков, страховых компаний до центральных органов хозяйственного управления и исполнительной государственной власти. [20;стр.178]
В условиях рыночного ведения хозяйства основными задачами финансового планирования являются: [17;стр.213]
1. Установление
оптимальных пропорций между
централизованными и
2. Определение объемов и источников финансовых ресурсов в разрезе отраслей, отдельных предприятий, объединений.
3. Рациональное
распределение финансовых
4. Стимулирование
наиболее эффективного
5. Концентрация
финансовых ресурсов на
6. Активное
влияние финансов на
В состав единой системы финансовых планов Украины входят:
1. Государственный бюджет Украины.
2. Местные бюджеты.
3. Бюджеты
социального страхования и
4. Пенсионный фонд.
5. Балансы
доходов и расходов
6. Финансовые
планы общественных
7. Сметы учреждений непроизводственной сферы.
8. Финансовые
планы государственного и
Взаимосвязь между государственным бюджетом и системой финансовых планов Украины состоит в следующем.
Финансовые планы предприятий, акционерных обществ, объединений и отраслей материального производства составляются в виде балансов доходов и расходов, в которых выделяется специальный раздел «Взаимоотношения с бюджетом». В нем отражаются суммы платежей в бюджет и ассигнования из бюджета (если они предусмотрены). У предприятий и организаций местной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и ряда других учреждений финансовый план состоит из двух разделов. В доходной части этих планов отражаются поступления из бюджета, в расходной ? отчисления в бюджет. Посредством бюджетного перераспределения в процессе составления финансовых планов могут изыматься излишки у одних предприятий и направляться на нужды других, испытывающих в них потребность. Таким образом, бюджет как финансовый план, одной страны основывается на финансовых планах отраслей материального производства, с другой во многом их определяет. [12;стр.184]
Финансовые планы предприятий и организаций агропромышленного комплекса внешне связаны с бюджетом через налоговую систему. Вместе с тем, следует отметить и обратный процесс в государственном бюджете Украины предусматриваются крупные бюджетные ассигнования, направленные на развитие АПК (затраты по коренному улучшению земель, проведение мероприятий по водному хозяйству, охрана и восстановление разных запасов, финансовая помощь фермерским хозяйствам).
Наиболее ярко проявляется связь бюджета с финансовыми планами организаций непроизводственной сферы. Их расходы, рассчитанные на основе смет, практически полностью покрываются за счет средств государственного либо местных бюджетов.
Тесная связь между государственным бюджетом и банковской системой состоит в том, что банки вносят в бюджет часть своей прибыли в соответствии с существующим законодательством о налогообложении в Украине. Кроме того, в случае превышения доходов над расходами, полученного в результате исполнения бюджета, свободные денежные средства могут быть использованы в качестве кредитных ресурсов. Немаловажно то, что именно банки осуществляют кассовое исполнение бюджета.
Следует различать понятия: государственный бюджет как экономическая категория и государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе.
Государственный бюджет - это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для народного хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Украины. [10;стр.194-196]
Государственный бюджет входит в общую систему финансовых планов Украины.
Запланировано, что в 2009 году в государственный бюджет поступит 238,9 млрд. грн. Приблизительно половину из них (178,6млрд.) составят налоговые поступления. (Перед Новым годом парламент утвердил закон, соответственно которому ввозная мыто на импортные товары может быть повышенное с 13% до 26%. Это не очень согласовывает с условиями, на которые Украина присоединялась к СОТ, но за счет повышенной пошлины бюджет получит свыше 12 млрд. грн. согласно доходной части бюджета, этого вещь состоится невиданная распродажа военного имущества. Почти 4 млрд. грн. рассчитывает выторговать правительство за избыточное вооружение, военную специальную технику