Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Работа содержит 1 файл

контр 2.docx

— 26.58 Кб (Скачать)

         Введение

         Центральное место  в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. В  нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его  главнейшие функции - проведение в жизнь  финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

         Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью  налогов и расходуемый государством для решения своих задач. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

         В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные  стороны экономики: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. Общая характеристика  государственного бюджета

         Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.

         Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

         Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью  перераспределения национального  дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

         Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть отражает источники поступления денежных средств для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

         Доходы государственного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

         Доходы формируются  за счет:

         - налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

         - неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

         - доходов целевых бюджетных фондов.

         В соответствии с  БК РФ доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7 %, доходы целевых бюджетных фондов - 9 %.

         Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

         Все расходы можно  подразделить на следующие группы:

         - военные;

         - экономические;

         - на социальные нужды;

         - на внешнеполитическую деятельность;

         - на содержание аппарата управления.

         Построение бюджета  основано на соблюдении определенных принципов:

         - принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации;

         - принцип полноты  - учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета;

         - принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства;

         - принцип гласности  - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов. 
 
 
 
 
 
 

         2. Функции государственного  бюджета

         Государственный бюджет выполняет следующие функции:

         - распределительную;

         - контрольную.

         Значение распределительной функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование). С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

         Межотраслевое и  территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

         Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета  работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое  оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

         Через расходы и  налоги государственный бюджет выступает  важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и  инвестиций, повышения эффективности  производства. Через бюджет оказывается  государственная поддержка отдельным  отраслям хозяйства - авиастроению, космическим  программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка  зачастую связана с реализацией  высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

         Контрольная функция  бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства отслеживать поступления в доходы бюджета финансовых ресурсов (налогов и других ресурсов) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели:

         - мобилизация денежных средств для централизованного фонда государства;

         - соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;

         - повышение эффективности расходования бюджетных средств.

         Контрольная функция  бюджета выражается и в том, что будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

         Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

         - перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

         - контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. 
 
 
 

         3. Сбалансированность  бюджета

         В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства  должен быть сбалансирован. Однако в  силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто  возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые  для соответствующего уровня бюджетной  системы расходы.

         Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

         Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы  любого государства. Он заключается  в том, что общий объём предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объёму поступлений в  бюджет. При этом под поступлениями  в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета  не означает несбалансированности в  том случае, если достигнуто равенство  между расходами и суммарной  величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает  поступления) фактически нельзя назвать  бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

         Составление бюджета  с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

         Сбалансированный  бюджет является основой нормального  функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

         В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов.

         Его возникновение  обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты  на оборону, рост теневого сектора экономики.

         Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным  займам, осуществляемым посредством  выпуска ценных бумаг государственных  облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к его банкротству.

         Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь  самые серьезные последствия  для развития экономики. Поэтому  правительство при наступлении  очередного финансового года стремится  уменьшить дефицит путем сокращения социальных ассигнований: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение. 
 
 
 

         Заключение

         Таким образом, государственный  бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

         Основное назначение бюджета заключается в том, что  он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ.

         Бюджет является одновременно и правовой, и экономической  категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления  политики государства в экономической  или социальной сфере требует  соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим  каждому государству для выполнения возложенных на него функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Список использованных источников

         1. Агапова Т.А, Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дис, 2003

         2. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики - М.: Юнити-Дана, 2002.

         3. Государственное регулирование рыночной экономики - Учебник/ Под ред. Кушлина В.И. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство РГАС, 2005.

Информация о работе Государственный бюджет