Государственный бюджет и его элементы

Автор: m********@inbox.ru, 25 Ноября 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью диссертационного исследования является
- комплексный анализ государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах в современных условиях.
-Рассмотреть методологические и теоретические основы исследования особенностей государственного бюджета в экономически слаборазвитых странах.
-Проанализировать бюджетное устройство этих стран, последовательно рассмотреть планирование, рассмотрение, утверждение и использование бюджета, показать их недостатки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……….……….4
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕНОГО БЮДЖЕТА…………………………….9
3.ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…...……….……………. 12
4.ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА……………………………………..14
5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ……………….………….20
6.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ……………………………………………………………………….31
ВЫВОД…………………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

  Значительно  интереснее расходная часть бюджета.  Она составляет 267,3 млрд. грн., что  на 31 млрд. грн. больше за доходную. Кстати, МВФ требовал от Украины бездефицитного бюджета, когда в прошлом году предоставил нам кредит. В конце января состоялась встреча представителей Фонда с украинскими посадовцями, и тема бюджета была одной из ключевых.

   Еще задолго к принятию бюджета  его оппоненты делали ударение на нереальных макроэкономических показателях. В бюджет заложенный рост ВВП на равные 0,4%, хотя большинство экспертов прогнозируют отрицательные показатели близко -6 - -4%. Инфляция, за расчетами правительства, 2009 года будет составлять 9,5% ( хотя прошлого превысила 20%), а курс доллара на протяжении года будет держаться на равные 7,5 грн. за $1.

   Подытоживая эти соображения,  президент называл бюджет, рассчитанный  на таких цифрах, трагедией, а  Партия регионов вообще призвала  правительство подать в отставку.

   Тем не менее, в день принятия  бюджета дискуссия в сессионном  зале точилась совсем не вокруг  макроэкономических показателей.  Депутаты говорили о строительстве  мостов в Запорожье, финансирование  «Художественного Арсенала», программу  «Питьевая вода Украины» и финансирования «Просвіти».

   В первый «бюджетный» день  глава ВР Владимир Литвин трижды  ставил на голосование проект  бюджета - все попытки провалились.  На следующий день, по некоторым  данным, к расходной части бюджета  прибавилось 1,5 млрд. грн. - лишь после этого парламентеры поддержали документ. В бюджетном комитете мелкие статьи, которые прибавляют к проекту за несколько часов к голосованию, называются «хотэлки». По обыкновению это пожелание  отдельных депутатов, которые за включение в бюджет определенного пункта дают гарантию голосовать за него.

   На этот раз за ночь в  бюджете появились 100 млн. грн.  субвенций на строительство моста  в Запорожье, 500 млн. грн. на  выплату одноразовой денежной  помощь при освобождении со  службы в ГАИ за счет уплаты административных штрафов. Также 2,5 на финансирование Национального союза писателей, на 15 млн. на финансирование управления Госохраны и на 2,8 млн. грн. финансирование РНБО. И еще много интересных, о которых немного спустя.

   Т.е. процесс принятия бюджета ни одним чином не напоминал о кризисной экономии - парламентеры традиционно соревновались за «маленькие поправочки» в собственных интересах. [23;стр.32 - 34] 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ.  

1. Государственное вмешательство в механизм функционирования рыночной экономики.

В настоящее  время к числу наиболее острых экономических проблем на Украине  относятся проблемы бюджетных расходов, решение которых связано, прежде всего, с изменением роли государства в процессе перехода к рыночной экономике. В условиях командно-административной системы государство берет на себя широкий круг функций по управлению народным хозяйством, регулированию хозяйственных связей, поддержанию пропорционального развития различных отраслей народного хозяйства, регулированию хозяйственных связей, поддержанию пропорционального развития различных отраслей и производств, обеспечению повышения материального и культурного уровня жизни населения страны. При этом под воздействием государственного бюджета происходит формирование и выполнение финансовых планов предприятий, следовательно, и прямое участие государства в производстве, распределении ресурсов и продукции. За счет аккумулируемых в бюджете средств финансируются предоставляемые бесплатно услуги в системе образования и здравоохранения, дотируются товары и услуги первой необходимости (жилье, продовольствие, электроэнергия, транспорт), предоставляются социальные льготы, имеющие универсальный характер. [11;стр.133]

     В рыночных же условиях государственное вмешательство в экономику носит достаточно ограниченный характер и связанно, прежде всего, с устранением сбоев в функционировании рыночного механизма (в случаях предоставления общественных благ и благ коллективного пользования, характеризующихся внешними эффектами, при возникновении естественной монополии), а так же в связи с необходимостью решения задач перераспределения дохода (социальной справедливости).

    Украина находится сегодня на этапе перехода от командно-административной к рыночной экономике. Для условий перехода свойственны последовательные сокращение и упразднение функций государства, связанных с непосредственным участием в производственной сфере, передача этих функций частному сектору. Следствие таких преобразований должно стать сокращение бюджетных расходов на финансирование народного хозяйства и преобразование системы внеэкономических субсидий. При этом важным элементом реформ является формирование системы социальной защиты, которая позволила бы избежать неприемлемого снижения уровня жизни наименее обеспеченных групп населения. Ограниченность бюджетных доходов в переходном периоде требует перехода от социальных льгот универсального характера к социальной защите наиболее уязвимых слоев населения. [6;стр.195]

2. Преобразование государственных функций в ходе рыночных преобразований на Украине.

    Изменение функций государства в ходе рыночных преобразований должно приводить, прежде всего, к сокращению бюджетных расходов Украины по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны показывает (см. таблицу 1. 1), что расходы на народное хозяйство не только не снижаются, но и значительно возрастают. Если в 1989 и 1990 г. г. они составляли соответственно 14. 8% и 14. 3% ВВП (включая расходы прямо финансировавшиеся из бывшего союзного бюджета), то в 2008 г. - 15. 8%, в 2009 - 14. 6% ВВП, а реально, с учетом дотаций на продовольственные товары, топливо, услуги жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, которые ранее относились к расходам на финансирование народного хозяйства, эти расходы составили 19. 5% ВВП, или 48. 7% общей суммы бюджетных расходов. [23;стр.5]  

  В 2009 г. ситуация с финансированием этих расходов (если сегодняшняя экономическая политика не изменится) будет аналогична ситуации  2006г., когда фактические расходы на финансирование народного хозяйства почти в 2 раза превысили запланированный уровень. Расходы на финансирование мероприятий по государственному регулированию цен, несмотря на значительное и неоднократное повышение розничных цен, удалось снизить лишь незначительно. Без изменения форм собственности, демонополизации производства и создания конкурентной среды, уменьшения степени прямого участия государства в производстве, установления жестких бюджетных ограничений и условий кредитования для государственных предприятий фактические бюджетные расходы на финансирование народного хозяйства Украины, будут стремительно расти.

   Перераспределение ВВП через бюджет (без учета взносов по социальному страхованию) достигнет небывалых размеров (57. 5% ВВП), при которых развитие рыночной экономики позволяют себе, как правило, страны с высоким уровнем среднедушевого дохода: промышленно развитые страны - 40. 6% ВВП, страны со средним доходом - 37. 5%, с низким - 22. 8% ВВП. Расходы Украины на экономику находятся на уровне стран со средними доходами (где они составляют 17. 3% ВВП, или 46. 3% общегосударственных расходов). Но в этих странах, в отличие от Украины, правительство играет ведущую роль в инвестициях, создании производственной инфраструктуры (7. 6% ВВП, 20. 3% общей суммы расходов), субсидировании частного сектора экономики. Незначительный удельный вес в бюджетных расходах Украины занимают выплаты процентов по обслуживанию государственного долга (при огромной фактической величине государственного внутреннего долга). Это свидетельствует о неразвитости рыночных институтов и во многом формальном функционировании важнейших элементов рыночного механизма. [21;стр.3]

    Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных денег предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов.

Дополнительные  финансовые различные ресурсы государство привлекает посредством продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику обращать мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без ведения для этих поставленных целей эмиссии. [12;стр.160-167]

Государственный кредит применяется также для  стабилизации денежного обращения  в стране. В условиях инфляции государственные  займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. осуществляется отток денежных средств из обращения на заблаговременно оговоренный срок.

Фонд  страхования обеспечивает возмещение потенциальных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Задача  фондового рынка - снабжение процесса перелива средств в отрасли с  высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации  и качественного использования  временно свободных денежных средств.

Участники фондового рынка рассчитывают на предоставление более высокого дохода, чем доход при вложении денег  в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается  повышенный риск. Методы применения финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов действий с ценными бумагами. [8;стр.191]

Финансы предприятий различных форм собственности  являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают  процесс создания.. распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором развития централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное применение финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в это

   Проблема государственной задолженности имеет еще и политические аспекты, связанные с борьбой между законодательной и исполнительной властью или стремлением парламента отодвинуть политические издержки и последствия принимаемых решений до следующего законодательного периода. Так, финансирование дополнительных государственных расходов с помощью займов по сравнению с повышением налогов или сокращением расходов вызывает меньше политических издержек и недовольства избирателей. Ведь в таком случае нет необходимости в получении дополнительных бюджетных доходов, следовательно, и в увеличении налогообложения, нет риска конфликта с какими-либо группами или слоями населения, чьи интересы будут задеты, что возможно при сокращении расходов.

   Как известно, экономическое положение Украины таково, что увеличение бюджетного дефицита фактически означает (включая получение кредитов Национального банка) эмиссионное его финансирование и, следовательно, рост инфляции. Оценки темпов инфляции могут быть получены исходя их двух математических соотношений, одно их которых описывает изменение размеров государственного долга и платежей по его обслуживанию (1), а другое - изменение объема денежной массы в зависимости от темпов роста ВВП и темпов инфляции (2): [2;стр.165-173] 

DД=Д  (r-g) +p-DH (1)  

DH= (p+g) /v, (2)  

где Д-размер государственного долга к началу рассматриваемого периода по отношению  к ВВП; r-процентная ставка в реальном выражении; g-темп роста ВВП в реальном выражении; p-базовый дефицит бюджета (без учета процентных платежей) по отношению к ВВП; DH- изменение объема денежной массы в процентах к ВВП; p-темп инфляции; v-скорость обращения денежной массы.

   Исходя из того, что после достижения верхнего предела государственной задолженности (Дmax), ее прирост равен нулю (DД=0), а бюджетный дефицит может финансироваться только за счет денежной эмиссии, преобразуем соотношение (1):

О=Дmax (r-g) +p- DH, (3)

то есть

DH=Дmax (r-g) +p. (4)

Подставив в левую часть уравнения (4) выражение  для DH из уравнения (2), получаем:

p+g =Дmax (r-g) +p,

следовательно,

p+g=v [Дmax (r-g) +p],

переносим g в правую часть и получаем:

p=v [Дmax (r-g) +p]-g. (5)

Таким образом, на основе уравнения (5) могут выполняться многовариантные расчеты темпов инфляции (p), обусловленных эмиссионным финансированием бюджетного дефицита, при различных прогнозных значениях входящих в уравнение параметров. Наибольшее значение расчет данного показателя имеет в долгосрочном аспекте с точки зрения поддержания базового уровня бюджетного дефицита и государственной задолженности, а также последствий увеличения государственного долга.

   Расчеты показывают, что дефицит консолидированного бюджета Украины 2006 года в 14. 5% ВВП обусловил инфляцию, превышающую как минимум, 460%. Ввиду отсутствия в настоящее время однозначных оценок размеров государственного внутреннего долга и точных данных о скорости обращения денежной массы, расчеты были выполнены для нескольких вариантов этих показателей. В таблице 3 представлены оценки по варианту, рассчитанному исходя из наиболее вероятной величины скорости обращения денежной массы и минимальных оценок уровня государственного внутреннего долга.

Информация о работе Государственный бюджет и его элементы