Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования экономики.docx

— 90.41 Кб (Скачать)

Особо следует отметить самостоятельную группу средств  государственного регулирования экономики - так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся  такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные  и иные правовые средства широко применяются  не только во взаимоотношениях между  субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании  экономики и предпринимательской  деятельности. 

Средства административного  регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики  чрезвычайно разнообразны. Среди  них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания  совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного  принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д. 

Лицензирование - одно из наиболее характерных административных средств госу-дарственного регулирования  экономики, которое представляет собой  разрешение государства в лице его  органов на определенные действия, в том числе на те или иные виды предпринимательской деятельности. Экономические средства государственного регулирования (косвенные методы государственного регулирования) не менее разнообразны, чем административные. 

Одно из важнейших  экономических средств - прогнозирование  и планирование. 

Рыночная экономика, в отличие от экономики административно-командного типа, является системой саморегулируемой. Однако и эта система требует  внешнего регулирующего воздействия  с целью достижения пропорциональности в рамках общественного воспроизводства. Периодические кризисы, потрясавшие  в XIX и XX вв. капиталистическую экономику, привели к выводу о необходимости  использования государственного регулирования  в целях достижения стабильного  и эффективного развития рынка. Прогнозирование  и планирование и есть те инструменты, которые позволяют устранить  отмеченные выше недостатки рыночной экономики. И прогнозирование, и  планирование - имманентно присущие любой  экономике инструменты, способы  достижения сбалансированности развития. 

Государственное прогнозирование  социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему  научно обоснованных представлений  о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства. Результаты государственного прогнозирования  социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической  политики государства. 

Правовое регулирование  отношений, связанных с прогнозированием экономики, закреплено в действующем  законодательстве - Федеральном законе от 20 июля 1995 г. "О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". 

Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективы. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных  ресурсов, перспектив изменения указанных  факторов по Рос-сийской Федерации  в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах  с учетом вероят-ностного воздействия  внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. 

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять лет  на десятилетний период. На его основе Правительство Российской Федерации  организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные  цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей. 

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу  определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию. В целях обеспечения преемственности  социально-экономической политики государства прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу. 

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Первое после вступления в должность  Президента Российской Федерации Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу. 

В данном разделе  Послания Президента Российской Федерации  характеризуется состояние экономики  Российской Федерации, формулируются  и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической  политики государства, направления  реализации указанных целей, важнейшие  задачи, подлежащие решению на федеральном  уровне, приводятся важнейшие целевые  макроэкономические показатели, характеризующие  социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную  перспективу. Исходя из этих положений, Правительство Российской Федерации  разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу. 

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния  экономики Российской Федерации; концепция  программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу; макроэкономическая политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая  политика; внешнеэкономическая политика. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации  в Совет Федерации и Государственную  Думу. 

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу  разрабатывается ежегодно. Ежегодное  Послание Президента РФ, с которым  он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный  анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу и уточнению указанной  программы с выделением задач  на предстоящий год. 

Правительство РФ одновременно с проектом Федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год вносит на рассмотрение Государственной Думы такие, например, документы, как прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной  финансовый год; план развития государственного и муниципального сектора развития экономики; проекты федеральных  целевых программ и федеральных  программ развития регионов, предусмотренных  к финансированию из федерального бюджета  на очередной финансовый год, и другие материалы. 

Прогнозирование является предпосылкой для планирования. 

Государственное планирование – деятельность государства в  лице его органов управления, а  также субъектов экономической  деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного  конечного результата. 

Различают государственное  директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность  соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане  определенных показателей (например, характеризующих  динамику, структуру и эффективность  экономики, состояние финансово-кредитной  системы и денежного обращения

 и др.) с целью  достижения пропорциональности  и планомерности развития экономики  или ее отдельных частей. 

При планировании используются различные методы или их сочетание: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и  модели. Также в современных условиях широко используется программно-целевой  метод планирования с выделением долгосрочных целевых комплексных  программ. 

Действующим законодательством  установлен Порядок разработки и  реализации федеральных целевых  программ и межгосударственных целевых  программ, в осуществлении которых  участвует Российская Федерация, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г.

 № 594. 

Федеральная целевая  программа, предлагаемая к утверждению  и финансированию за счет бюджетных  средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать  технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических (экологи-ческих) результатов ее реализации, наименование заказчика программы, сведения о распределении объемов  и источников финансирования по годам, другие документы и материалы. 

При разработке федеральных  целевых программ предусматриваются: 

- решение приоритетных  социально-экономических, оборонных,  научно-технических, приро-доохранных  и других важнейших задач; 

- согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов  в целях их наиболее эффек-тивного  использования; 

- комплексность и  экономическая безопасность разрабатываемых  мероприятий; 

- согласованность  решения федеральных и региональных  задач; 

- достижение требуемого  конечного результата в установленные  сроки. 

Президент РФ в целях  обеспечения решения особо важных общегосударственных задач является инициатором федеральных программ, называемых президентскими. 

Реализуются федеральные  целевые программы, в частности, путем поставки продукции для  государственных федеральных нужд. 

Эффективное осуществление  экономической функции государства  требует в ряде случаев применения количественных показателей, характеризующих  ту или иную сферу предпринимательской  деятельности: нормы, нормативы, квоты. 

Нормы и нормативы  представляют собой разработанные  и утвержденные величины уставного  капитала, привлекаемых кредитными организациями  денежных средств физических лиц, предельно  допустимых сбросов и выбросов вредных  веществ и шумового воздействия  и т.д. Нормы и нормативы классифицируются на общие, то есть адресованные всем субъектам  предпринимательской деятельности, и на нормы и нормативы специального действия, которые утверждены, например, для субъектов-природопользователей. Так, нормирование природополь-зования  осуществляется посредством установления предпринимателям на определенный срок объемов предельного использования, изъятия природных ресурсов; выбросов и сбросов загрязняющих веществ  в окружающую среду; размещения бытовых  и производственных отходов. Названные  нормы и нормативы устанавливаются  специально уполномоченным государственным  органом в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая  обстановка в регионе, необходимость  сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных  и региональных экологических программ. 

К нормам и нормативам по своему значению близки квоты, применяемые, например, на добычу (вылов) водных биоресурсов, на закупку этилового спирта и  т.д. Так, квоты на закупку этилового  спирта определяются, исходя из баланса  его производства и потребления  с учетом заявленных потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом суммарный объем  квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, потребляемой на внутреннем рынке Российской Федерации, не должен превышать аналогичный  показатель предыдущего года более  чем на 10 процентов. Квоты на закупку  этилового спирта выдаются организациям при наличии предусмотренных  законом лицензий на осуществление  деятельности с использованием этилового  спирта. Первоочередное право на получение  квот для производства и потребления  этилового спирта имеют организации, работающие по ресурсосберегающим, экологически безопасным технологиям. Порядок определения  квот на закупку этилового спирта устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики