Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
Особо следует отметить
самостоятельную группу средств
государственного регулирования экономики
- так называемые правовые средства.
К числу правовых средств относятся
такие широко применяемые инструменты,
как договор, имущественная ответственность,
юридическое лицо и др. Указанные
и иные правовые средства широко применяются
не только во взаимоотношениях между
субъектами предпринимательской
Средства административного
регулирования (прямые методы государственного
регулирования) в сфере экономики
чрезвычайно разнообразны. Среди
них следует назвать разрешение
совершения определенных действий, например
лицензирование; обязательные предписания
совершения каких-либо действий; запрещение
конкретных действий; регистрация определенных
действий; установление квот и других
ограничений; применение мер административного
принуждения; применение материальных
санкций; выдача государственных заказов;
контроль и надзор и т.д.
Лицензирование - одно
из наиболее характерных административных
средств госу-дарственного регулирования
экономики, которое представляет собой
разрешение государства в лице его
органов на определенные действия,
в том числе на те или иные виды
предпринимательской
Одно из важнейших
экономических средств - прогнозирование
и планирование.
Рыночная экономика,
в отличие от экономики административно-
Государственное прогнозирование
социально-экономического развития Российской
Федерации представляет собой систему
научно обоснованных представлений
о направлениях социально-экономического
развития Российской Федерации, основанных
на законах рыночного хозяйства.
Результаты государственного прогнозирования
социально-экономического развития Российской
Федерации используются при принятии
органами законодательной и
Правовое регулирование
отношений, связанных с прогнозированием
экономики, закреплено в действующем
законодательстве - Федеральном законе
от 20 июля 1995 г. "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации".
Правительство Российской
Федерации обеспечивает разработку
государственных прогнозов
Прогноз социально-экономического
развития на долгосрочную перспективу
разрабатывается раз в пять лет
на десятилетний период. На его основе
Правительство Российской Федерации
организует разработку концепции социально-
Порядок разработки
прогноза социально-экономического развития
и порядок разработки концепции
социально-экономического развития Российской
Федерации на долгосрочную перспективу
определяются Правительством Российской
Федерации. Данные прогнозы социально-экономического
развития и концепции социально-
Прогноз социально-экономического
развития на среднесрочную перспективу
разрабатывается на период от трех
до пяти лет и ежегодно корректируется.
Первое после вступления в должность
Президента Российской Федерации Послание,
с которым он обращается к Федеральному
Собранию, содержит специальный раздел,
посвященный концепции
В данном разделе
Послания Президента Российской Федерации
характеризуется состояние
В программе социально-
Прогноз социально-экономического
развития на краткосрочную перспективу
разрабатывается ежегодно. Ежегодное
Послание Президента РФ, с которым
он обращается к Федеральному Собранию,
содержит специальный раздел, посвященный
анализу выполнения программы социально-
Правительство РФ одновременно
с проектом Федерального закона о
федеральном бюджете на очередной
финансовый год вносит на рассмотрение
Государственной Думы такие, например,
документы, как прогноз социально-
Прогнозирование является
предпосылкой для планирования.
Государственное планирование
– деятельность государства в
лице его органов управления, а
также субъектов экономической
деятельности по разработке планов, представляющих
собой последовательность действий,
согласованных по целям и ресурсам
и направленных на достижение определенного
конечного результата.
Различают государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения
и др.) с целью
достижения пропорциональности
и планомерности развития
При планировании используются
различные методы или их сочетание:
балансовый метод, нормативный метод,
экономико-математические методы и
модели. Также в современных условиях
широко используется программно-целевой
метод планирования с выделением
долгосрочных целевых комплексных
программ.
Действующим законодательством установлен Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г.
№ 594.
Федеральная целевая
программа, предлагаемая к утверждению
и финансированию за счет бюджетных
средств или средств
При разработке федеральных
целевых программ предусматриваются:
- решение приоритетных
социально-экономических,
- согласование финансовых,
материальных и трудовых
- комплексность и
экономическая безопасность
- согласованность
решения федеральных и
- достижение требуемого
конечного результата в
Президент РФ в целях
обеспечения решения особо
Реализуются федеральные
целевые программы, в частности,
путем поставки продукции для
государственных федеральных
Эффективное осуществление
экономической функции
Нормы и нормативы
представляют собой разработанные
и утвержденные величины уставного
капитала, привлекаемых кредитными организациями
денежных средств физических лиц, предельно
допустимых сбросов и выбросов вредных
веществ и шумового воздействия
и т.д. Нормы и нормативы
К нормам и нормативам
по своему значению близки квоты, применяемые,
например, на добычу (вылов) водных биоресурсов,
на закупку этилового спирта и
т.д. Так, квоты на закупку этилового
спирта определяются, исходя из баланса
его производства и потребления
с учетом заявленных потребностей Российской
Федерации и субъектов
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики