Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования экономики.docx

— 90.41 Кб (Скачать)

Практическое занятие. Оно может проводиться по изучению конкретного литературного источника, в виде деловой (ролевой) игры, решения  задач с использованием ИКТ, экскурсии  или встречи с учеными, практиками, преподавателями и учащимися  других школ.

Кроме лекция и семинаров  еще и самостоятельная работа учащихся. 

Роль преподавателя  в организации и руководстве  самостоятельной работой включает в себя:

обучение самостоятельной  работе в ходе лекций, практических, семинарских занятий, на консультациях;

управление самостоятельной  работой: разработка и доведение  заданий на самостоятельную работу, оказание помощи в повышении эффективности  и качества; работы;

контроль за самостоятельной  работой: как непосредственный, так  и опосредованный через контрольно-проверочные  мероприятия;

коррекция самостоятельной  работы: групповая и индивидуальная. 

Сложность руководства  и организации самостоятельной  работы учащихся объясняется целым  рядом факторов, главными из которых  является:

частая смена экономических  приоритетов;

неукомплектованность  фонда библиотек современными качественными  учебниками и пособиями по экономическим  наукам;

специфик этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);

отсутствия единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной  работе. 

Трудности в образовании  возникают в связи с тем, что  в учебных планах школ  сокращается  время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе  географии, истории, литературы, языков, математики. Некоторые предметы, введенные  как обязательные ещё совсем недавно, теперь упраздняются. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических  исследований в области методики преподавания, требуют иных подходов в организации учебного процесса. 

Наше время перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией  предъявляет   особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что не мало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую информацию. 

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного  процесса.

Реализация на уроке  в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

Связь с ранее  изученными знаниями и умениями, опора  на уровень развития учащихся.

Мотивация и активизация  развития всех сфер личности.

Эффективное использование  педагогических средств.

Формирование практически  необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и  деятельности.

Формирование умения учиться, потребности постоянно  пополнять объем знаний.

Тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого  урока.  

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное  количество проблем, которые нужно  решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы  естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации  обучения. Эта проблема тесно связана  с разработкой и внедрением в  учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования  требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных  уроков по разным предметам, в результате  проведения которых у детей возникает  более целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много  говорится. 

Методика интегрированного обучения  имеет цели -  помочь учащимся: 

-       научиться  познавать; 

-       научиться  делать 

-       научиться жить вместе 

-       научиться жить в ладу с  самим собой. 

Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные  и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. 

Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет  посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее  включить его в познавательный процесс. 

Интеграция - восстановление, восполнение, объединение в целое  каких-либо частей. Интеграция в учебном  процессе наблюдается либо в форме  стихийной, либо в форме управляемой. В первом случае учащийся сам, без  каких-либо управляющих воздействий  преподавателя для решения той  или иной учебной ситуации, возникающей  при изучении данной дисциплины, применяет  знания или умения, сформировавшиеся у него при изучении другого предмета. Можно утверждать, что стихийная  интеграция сопровождает процесс изучения любого учебного предмета. 

Совершено другая картина  наблюдается в случае управляемой  интеграции. Основным дидактическим  инструментом такой интеграции являются межпредметные связи. Именно этим объясняется  возросший в последние годы интерес  преподавателей-практиков к проблемам  межпредметных связей. Такое положение  дела можно объяснить проводимым повсеместно пересмотром содержания и структуры образования, что  требует выявления и учета  интегративных связей между учебными предметами, а также стремлением  к повышению эффективности и  результативности уже установившегося  стандарта обучения, для чего интеграционные процессы представляют существенные потенциальные  возможности. 

Воплощение идеи межпредметных связей через интеграцию разнопредметных знаний проявляется  по нескольким направлениям:

преподавание синтезированных  курсов (естествознание, технология, граждановедение);

комплексное преподавание по методу проектов, предполагающее самостоятельный  отбор предметных знаний учащихся;

комплексные формы  организации обучения в младших  классах, когда все предметы ведёт  один учитель, практикуя "интегрированные  дни" и "слитные уроки" по нескольким предметам.

Реализация принципа обучения - межпредметность в обучении осуществляется разными способами  в зависимости от содержания урока:

в общем, комплексном  подходе к постановке и решению  учебно-воспитательных задач;

в содержании изучаемого материала в виде элементов урока (такой урок с межпредметными связями  может быть назван "фрагментарным");

уроки, органически  включающие учебный материал из других предметов, без которого не может  быть изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний (это "узловой" урок с межпредметными связями);

учитель, руководствуясь принципом межпредметности, специально организует повторительно-обобщающие уроки, объединяющие знания из разных предметов (это "синтезированные" уроки с межпредметными связями). 

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью  изучения, закрепления и обобщения  материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена  видов деятельности учащихся, использование  технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного. 

Межпредметные знания, умения, навыки, используемые в учебной  деятельности, находят свое отражение  и во внеучебной деятельности. 

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки  соприкосновения, более глубоко  и в большем объёме преподнести  содержание дисциплин. 

Интегрированный урок отличается от традиционного использования  межпредметных связей, которые предусматривают  лишь эпизодическое включение материала  других предметов. Предметом анализа  в интегрированном уроке выступают  многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в  различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно  нового типа знаний, находящего выражение  в общенаучных понятиях, категориях, подходах. 

Структура интегрированных  уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

предельной четкостью, компактностью учебного материала;

логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых  предметов на каждом этапе урока;

большой информативной  емкостью учебного материала, используемого  на уроке.  

При планировании и  организации таких уроков учителю  важно учитывать следующие условия:

в интегрированном  уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому  чрезвычайно важно правильно  определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся  только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные  виды деятельности в ходе урока. При  планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;

при проведении интегрированного урока учителями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация  действий. 

Причиной затруднений  в реализации межпредметных связей можно считать недостаточное  знание содержания учебных дисциплин, с которыми необходимо устанавливать  связи; отсутствие методических рекомендаций по конкретным темам, требующим межпредметных  связей; отсутствие координации работы учителей в этом направлении. 

Вероятно, когда-нибудь станет возможно создание принципиально  новых школьных программ.

Методы, средства и  формы государственного регулирования  экономики 

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. 

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия  на экономические отношения. Эти  средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных  органов на регулируемые отношения  и поведение соответствующих  субъектов. 

Прямой характер применяемых при государственном  регулировании административных средств  выражается в принятии субъектом  управления в рамках компетенции  управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и  содержащего прямое предписание  императивного (директивного) характера  на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования  относятся, например, государственная  регистрация субъектов предпринимательской  деятельности, лицензирование отдельных  видов предпринимательской деятельности и т.д. 

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических  средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов  государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические  интересы без прямого властного  воздействия отражаются на поведении  участников экономических отношений  путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством  материальных стимулов, таких, как материальное поощрение и ответственность. К  экономическим средствам относятся  прежде всего средства денежно-кредитной  и бюджетной политики, косвенное  планирование, инструменты ценообразования  и др. 

Прямые и косвенные  методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют  единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму. 

Как уже было отмечено, право следует рассматривать  в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается  в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических  средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы  их существования. 

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики