Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
По результатам
проведения деловой игры №1 группа,
сумевшая найти правильное решение
поставленной передними задачи, получает
по "+1" балл.
По результатам
проведения деловой игры №2 победившая
команда получает по "+1" балл, а
лидер группы "+2" балла. Проигравшая
команда не меняет свой рейтинг.
Учащиеся, набравшие
по итога курса <=0 балла к итоговому
зачету не допускаются.
3. Самостоятельная
работа.
Творческий аспект
данного вида деятельности дает возможность
оценить этот вид деятельности таким
образом: самостоятельная работа на
семинарах приводит к повышению
рейтинга группы и личного рейтинга
выступающего. В результате при выборе
докладчиков на последнее семинарское
занятие в первую очередь будет
учитываться именно рейтинг (теоретический
+ семинарский), и потому первое право
выступления получат учащиеся с
наибольшим рейтингом.
4. Итоговое тестирование.
Данное тестирование
подводит итог под всем курсом "Стратегическое
управление", но в силу вышеперечисленных
особенностей данного курса (а именно
некоторой специфичности
6. Рекомендуемая
литература.
1. Ансофф, И. Стратегическое
управление : Сокр. пер. с англ. - М.
: Экономика, 1989.
2. Бирн, Д. Стратегическое
планирование // Бизнес Уик. –
1996. - №7.
3. Герасимчук, В. Г.
Розвиток підприємств:
4. Карлофф, Б. Деловая
стратегия : Концепция, содержание,
символы : Пер. с англ. - М. : Экономика,
1991.
5. Кинг, У. Стратегическое
планирование и хозяйственная
политика : Пер. с англ. / У. Кинг,
Д. Клиланд. - М. : Прогресс, 1982.
6. Лобанова, Е. А.
Стратегическое планирование и
прогнозирование на
7. Марченко, І. Ф.
Стратегічне планування : Поняття
менеджменту : Тексти лекцій - К. :
КДЕУ, 1993.
8. Мескон, М. Основы
менеджмента : Пер. с англ. /
М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт.
- М. : Дело, 1992.
9. Экономическая
стратегия фирмы : Учеб. пособие
/ Под ред. А. П. Градова –
С - Пб. : Специальная литература,
1995.
Приложение 1.
Хронологическая структура
курса.
1 занятие: Тема 1.
Лекция 1. Предвидение будущего как
метод управления настоящим.
2 занятие: Тема 1.
Лекция 2. Стратегическое планирование
как метод алгоритмизации
3 занятие: Тема 1.
Лекция 3. Стратегическое управление
как итог развития глобального
управления.
4 занятие: -------------------
" ------------------ " --------------------
5 занятие: Семинар
1. История развития управления
на основе анализа и
6 занятие: Деловая
игра "Простейшие методы
7 занятие: Тема 1.
Лекция 4. Обобщенная концепция
8 занятие: -------------------
" ------------------ " --------------------
9 занятие: Тема 2.
Лекция 1. Структура и принципы
реализации стратегического
10 занятие: -------------------
" ------------------ " --------------------
11 занятие: Семинар
2. Концепция стратегического
12 занятие: Тема 2.
Лекция 2. Корпоративные стратегии.
13 занятие: Тема 2.
Лекция 3. Продуктовые, функциональные
и ресурсные стратегии.
14 занятие: -------------------
" ------------------ " --------------------
15 занятие: Семинар
3. Технологические методы выбора
стратегий.
16 занятие: Тема 3.
Реальное применение
17 занятие: Семинар
4. Опыт стратегического
18 занятие: Итоговая
деловая игра.
19 занятие: ------- " --------
20 занятие: Итоговое
тестирование.
Приложение 2.
Вариант итогового
билета по курсу "Стратегическое управление"
1. (9 баллов) Сравнить
стратегическое управление и
долгосрочное планирование.
2. (1 балл) Определение
"миссии".
3. (2 балла) Определение
"стратегической зоны
4. (3 балла) Перечислить
основные классификации
5. (5 баллов) Описать
матрицу "Сканстрат".
Итого для зачета
достаточно набрать 20* 0,6=12 баллов
IV. Материалы для
занятий по теме "Концепция
и история стратегического
1. Тема занятия
Рассматриваемая тема
является вводной для курса "Стратегическое
управление". Первые две лекции раскрывают
именно историю возникновения данной
системы принятия решений и являются
базовыми для понимания сути стратегического
управления, которая изложена в следующих
лекциях данной темы и в теме 2.
2. Цель занятия
Исследование причинно-
Более подробная
остановка на стратегическом планировании
раскрывает алгоритмический метод
работы со сложноорганизованной структурой
- объектом управления. В результате
учащимся дается понимание, что как
взаимодействие формализованного и
неформализованного анализа в состоянии
приносить плоды не только по отдельности,
но и в комплексе. К тому же складывается
основа для восприятия стратегического
управления скорее не как науки, а
как практического инструмента
с достаточно проработанной методологической
базой.
С позиций воспитания,
данные темы подчеркивают хронологическую
взаимосвязь событий, концепций, принципов,
развивают идею динамического взаимодействия
с реальностью существующей и
реальностью прошедшей, что в
комплексе создает непрерывный
хронопоток, один из элементов вероятностной
хроносферы, который мы создаем своим
существованием, но из которого мы должны
выходить для предвидения будущего,
а потому допускать все возможные
события, лежащие в поле условно
реальной части шестимерного пространственно-временного
континуума, где существуют все возможные
сочетания всех возможных факторов
и где можно реализовать любое
допущение, каким бы невероятным
оно ни было. Это создает ощущение
слияния с "ноосферой" как управляющей
личности, а не как управляемого
объекта, что повышает психологическою
устойчивость в переменчивом мире действий,
образов, чувств, особенно под нажимом
растущего "киберпространственного
монстра", позволяющего из реальности
бытия ТВОРИТЬ
3. Пробуждение познавательного
интереса
Изначально учащиеся
должны быть заинтересованы в освоении
данной темы, т.к. она является основополагающей
для последующего изучения всего
курса "Стратегическое управление".
Потому преподаватель перед началом
чтения лекций должен ознакомиться с
последними событиями в экономической
среде и проанализировать их с
точки зрения стратегических подходов.
Сразу же на первой лекции необходимо
"случайно" поднять вопрос о
последних новостях тех или иных
рынков и предложить учащимся найти
причины этих событий, а потом
прокомментировать, что события
были предсказуемы, а решения были
обоснованы исходя из ... (например, показать
воплощение стратегических планов на
уровне конкретных задач). Т.е. учащимся
дается представление, что наука, которую
они будут изучать, вполне реализуема
на практике, следовательно, её полезно
знать для последующего использования.
4. Структура темы
Первый модуль темы
"Концепция и история
5. База знаний
5.1."Предвидение
будущего как метод управления
настоящим"
Концепция стратегического
управления возникла как реакция
на определённые изменения условий
функционирования экономических объектов.
Но эта объективная необходимость
в данном методе не возникла нам
пустом месте - она прошла целый путь
в развитии.
История современного
предпринимательства берет свое
начало в США 20-30-ых годах XIX века. Технический
рывок совпал с созданием новой
социальной организации - предприятия
или фирмы. К концу ХIХ века
"промышленный переворот", как
потом назвали этот период, завершился.
Рынок был слишком открытым и
неосвоенным, чтобы требовать каких
бы то ни было инструментов его анализа,
а конкурентной борьбы в современном
понимании еще не существовало.
Начало ХХ века знаменовало
переход к консолидации производственной
структуры, созданной во время промышленного
переворота. Рынок был готов поглотить
любые объемы новосозданных и
новоизобретенных продуктов из-за снижения
их себестоимости в связи с
укрупнением производства. В этом
периоде ставилась одна единственная
задача: разработка массового выпуска
одновременно со снижением затрат.
Ситуационный анализ сводился к простейшему:
предложивший стандартный товар
за наименьшую цену выигрывает всегда.
Эти годы получили название "эпоха
массового производства"
В 30-ых спрос приблизился
к насыщению, а потому акценты
начали перемещаться на рынок. Возникли
первые подразделения в составе
крупных корпораций, отвечающие за
анализ внешней среды. В это время
корпорации контролировали все сферы
общественной, политической и экономической
жизни, а потому для них это
был "мир без сюрпризов". Все
было направлено на рынок, на сбыт, а
потому эпоха получила название "эпоха
массового сбыта" или "индустриальная
эпоха".
С середины 50-ых началось
ускоренное развитие событий, которые
начали все активнее влиять на структуру
и динамику производства. Перед фирмами
начали возникать задачи, очень далеко
уводящие от основного производства.
Причем настолько далеко, что П. Друкер
определил это время как "период
без закономерностей", а Д. Белл дал
ему определение "постиндустриальная
эпоха". Предприятия выходит за рамки
производства и рынков, включается в социальную
и технологическую круговерть.
В целом можно
сделать несколько выводов:
* в первой половине
ХХ века количество новых
* множественность
задач вместе с расширением
географии границ рыночной
* сложность и новизна
создают огромную нагрузку на
высшее руководство, в то
* новые задачи
возникают все чаще; новизна, сложность
и темп их появления
Вообще в рассматриваемом
периоде необходимо выделить фактор
возрастание неопределенности в
ситуации. По мере возрастания нестабильности
менялись и методы организации управленческой
деятельности, соответствующие конкретным
условиям каждого отрезка развития:
1. Бюджетирование
и финансовый контроль - "будущее
как повторение прошлого".
Четко расписанный
и четко предусмотренный
2. Долгосрочное планирование
- управление на основе
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики