Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования экономики.docx

— 90.41 Кб (Скачать)

* рост содержательности  труда; 

* участие в принятии  текущих решений; 

* руководство путем  достижения согласия. 

* изменение в характере  труда; 

* участие в принятии  решений; 

* управление на  основе власти или влияния.  Внешняя социально-политическая  среда* свобода фирмы от внешних  ограничений* потеря фирмой неприступности  со стороны общества; 

* консюмеризм; 

* необходимость социальных  ответов; 

* реакция на загрязнение  среды; 

* реакция на рост  власти монополий.* 

* новый смысл существования  фирмы 

* социализм или  неокапитализм 

7. Контроль освоения  материала. 

Т.к. первая и вторая лекции темы "Концепция и история  стратегического управления": "Предвидение  будущего как метод управления настоящим", "Стратегическое планирование как  метод алгоритмизации анализа" являются скорее информационно-ознакомительными, то они не требуют специально выделенной крупномасштабной проверки знаний в  виде контрольных работ или больших  тестов. 

Предусмотрен только обычный текущий контроль: после  прочтения каждой лекции на следующем  занятии 5 минут времени уделяется  на тест-летучку (см. приложение). Данная часть темы не является базовой для  освоения курса "Стратегическое управление", потому в итоговый тест практически  не входят вопросы, ее касающиеся. 

Приложение 1 

Примерный вариант  теста-летучки по лекции "Предвидение  будущего как метод управления настоящим" 

1. Возникновение  фирмы, как социальной формации  связано с эпохой: 

a) промышленного  переворота; 

b) массового производства; 

c) массового потребления. 

2. Эпоха массового  производства характеризуется преимуществами  того, кто производит: 

a) лучший товар  по стандартной цене; 

b) стандартный товар  по более низкой цене; 

c) новый товар  обоснованной цене. 

3). Какая из пар  понятий содержит логическое  противоречие в постиндустриальную  эпоху: 

a) опыт / стратегические  неожиданности; 

b) участие персонала  в принятии решений / быстрота  реакции фирмы. 

4. Дополните третье  условие использования долгосрочного  планирования: 

a) стабильность рынка; 

b) медленное технико-технологическое  обновление; 

5.Охарактеризуйте  основные параметры уровня неопределенности 3. 

Ответы: 1-a; 2-b; 3-a; 4-слабая конкуренция; 5-привычность: неожиданные  по аналогии с прошлым, темп изменений: сопоставим с реакцией фирмы; предсказуемость  изменений: предсказание серьезных  проблем и новых возможностей. 

Приложение 2. 

Примерный вариант  теста-летучки по лекции "Стратегическое планирование как метод алгоритмизации анализа". 

1. Автором фразы  "Стратегия - определение основных  долгосрочных целей и задач  для достижения цели" является: 

а) А. Чандлер; 

б) Карлофф; 

c) И. Ансофф. 

2.Дать определение  стратегического планирования. 

3. Признаками стратегического  планирования являются (дополнить): 

a) анализ на основе  разбиение на СЗГ и СХЦ; 

b) анализ как внешней,  так и внутренней среды; 

4. К каким проблемам  применимо стратегическое планирование (перечислить). 

Ответы: 1-a; 2- см. текст  лекции; 3-многовариантость решения; 4- связаны с глобальными целями, ориентированы на будущее, касаются внешних неконтролируемых факторов. 

8. Деловая игра "Простейшие  методы стратегического управления" 

8.1. Концепция деловой  игры 

Целью проведения данной деловой игры является ознакомление учащихся с наглядными методами и  результатами реализации стратегической решений на конкретных примерах из экономической жизни промышленно  развитых стран. 

За две недели до проведения деловой игры учащимся раздается дополнительный теоретический  материал (см. 7.2.). Класс делится на 2-3 группы и каждой из них ставится проблема: подобрать из экономической  литературы и прессы данные за последние  несколько десятилетий о том, как вследствие кардинальных решений  и / или разумной, хорошо просчитанной долгосрочной политики те или иные фирмы достигли крупных успехов (или крупных неудач из-за принятый или отвергнутых вариантов развития). Каждой из групп дается определенная отрасль промышленности: высокие  технологии, энергетика, металлургия, машиностроение и т.д. Требуются 1-2 ситуации. 

Пример: 

* из-за концептуального  решения IBM организовать выпуск  дешевых компьютеров, эта фирма  почти полтора десятилетия доминировала  на рынках микро-ЭВМ; 

* выпуск принципиально  новой модели "Форд Мустанг"  совершил революцию в автомобильном  мире; 

* из-за демпинговой  ценовой политики авиакомпания "Pan AMERICAN" обанкротилась. 

От групп требуется  в каждой найденной ими ситуации достаточно определенно знать положение (политическое и экономическое) на момент развития событий и четко уметь  обрисовать причины и результаты в каждом конкретном случае, а также  суметь объяснить проблему в течение 5 минут окружающим. 

Прикладной целью  деловой игры является попытка разработать  сценарий развития в каждой из ситуаций и сравнить полученные результаты с  практическими. 

Сценарии разрабатываются  по методам "Заголовки газет" и "Логика возможного развития". Глава  каждой группы выступает с 5-минутным сообщением, в котором формулирует  начальные данные на момент принятия решения, контрольную точку (5 или 10 лет) и основные события, произошедшие в период между начальной и  контрольной точками. После этого (на выбор группы) формулируется  либо решение, либо его итоговый результат. Группе-оппоненту предлагается восстановить логику событий в единое целое (определить либо исходное решение, либо его итоги). Так группы меняются задачами и начинают обсуждение. После обсуждения группы-аналитики  предлагают свои решения и обосновывают их, а группа-постановщик задачи раскрывает реальное положение вещей. Полученные ответы сравниваются. Если решение исторически верно, то все  ее участники получают +1 балл к семинарскому рейтингу. 

Пример: 

Ситуация: В середине 70-ых корпорация IBM контролирует большую  часть мирового рынка ЭВМ. Рынки  корпоративной вычислительно техники  уже поделены с "Cray" и "Digital". Тенденции НТП стремительно удешевляют высокотехнологичную технику. На компьютерах  начинаю реализовываться менее  глобальные задачи (не только космос и  военная техника) 

Итог: В середине 80-ых корпорация IBM является полновластным  владельцем и законодателем мод  компьютерного рынка. 

Задача: найти решение, приведшее к столь резкому  скачку. 

Ответ: создание микро-ЭВМ, рассчитанной на рядового пользователя. 

8.2. Дополнительный  теоретический материал 

Петер Шварц, один из наиболее известных специалистов по разработке сценариев развития отдельных  предприятий и государственных  учреждений (включая, например, фирмы "Ройал-датч-Шелл", "Вольво", Лондонскую фондовую биржу) определял: 

Сценарии - "инструмент упорядочивания собственного понимания  об альтернативах развития внешней  среды, в которой нужно будет  принимать решения относительно развития предприятия. 

С другой стороны: сценарии - определения организационных мероприятий, которые бы помогли нам превратить наши ожидания (мечты) в наше реальное будущее". 

Т.е., нужно различать 2 стороны в характеристике сценариев: 

* определения и  оценка главных параметров развития; 

* утверждения, что  люди своими решениями могут  влиять на будущее развитие. 

Большинство информации для системы принятия стратегических решений получается из сценариев. 

При подготовке сценария нужно учитывать такие факторы, проходя через определенные этапы: 

1. Создание представления  обо всей системе в целом,  включая ее цели, окружение, используемые  ресурсы, принятые и принимаемые  решения и все наиболее важные  элементы, из которых состоит  система, для которой складывается  сценарий в их взаимосвязи  и взаимозависимости. Такое представление,  позволяющее идентифицировать систему  и ее важнейшие подсистемы  в масштабах времени, пространственную (в том числе и географического  расположения), интересов группировок,  которые имеют отношение к  функционированию системы (особенно - акционеров и менеджеров, если  речь идет об акционерном обществе). Важным есть определение законов,  закономерностей, правил и ограничений  функционирования системы, являющейся  объектом исследований. 

2. Точное определение  "отправной точки", с которой  сценарий начинает разрабатываться.  Этот этап включает оценку  и выбор начального рубежа  для системы, для которой сценарий  будет писаться. 

3. Развитие системы  базовых ссылок и критериев.  Базовые ссылки и критерии  включаются в сценарии (например, оценки социальных, политических, юридических,  экономических и технологических  процессов и факторов, их формирующих). 

4. Определение целей  разработки каждого сценария  и возможностей его использования  конкретными заказчиками в определенных  условиях. 

5. Выбор типа сценария, включая "отправные точки"  и методологию разработки. 

6. Сбор репрезентативных  выборок необходимой информации  для определения стратегических  проблем. 

7. Точное определение  механизмов, по которым система  может изменяться. Это может включать  причинно-следственные связи событий  и решений, принимаемых в той  или другой системе для проведения  стратегических изменений. Главным  подходом для предприятия в  этом может быть механизм балансирования  требований внешней среды и  возможностей предприятия, поиск  путей и направлений балансирования, определение факторов, которые влияют на изменения в системе, и механизмов их влияния при избрании того или другого пути изменений; возможные реакции системы на нарушение баланса и действия по предотвращению такой ситуации. 

8. Разработка сценария  или сценариев. 

Некоторыми методами разработки сценариев есть: 

1. Метод ссылок. В  этом методе используется система  предпосылок, базируясь на которых  создаются окончательные выводы  о возможностях развития предприятия  или организации. Такими ссылками (предпосылками) могут быть текущие  тенденции, распространяющиеся на  будущее. Этот подход в литературе  получил название "наличного", поскольку не содержит в себе  таких возможных событий, как  новые изобретения, террористические  акты, землетрясения, забастовки  и т.д. В противоположность  к ним, "экстремальные" ссылки  содержат весь набор экстраординарных  событий и явлений. Недостатком  такого подхода есть то, что  плановое уменьшение влияния  негативных событий, которое потом  находит место в стратегических  планах и программах, приводит  к сверхзатратам. 

2. Метод системы  диаграмм. Этот метод был предложен,  как путь определения и формулирование  стратегий организаций. Используя  этот подход, применяют систему  диаграмм, которые позволяют описать  стратегии координаций и сценарии  развития каждой из подсистем,  которые влияют на структуру  и содержание стратегий. Например, для предприятий пищевой промышленности  исследуется текущее положение  сельскохозяйственных организаций,  предприятий-поставщиков оборудования  для перерабатывающей промышленности, системы оптовой и розничной  торговли сельскохозяйственной  продукцией, а также выходы на  мировые рынки. 

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики