Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
* рост содержательности
труда;
* участие в принятии
текущих решений;
* руководство путем
достижения согласия.
* изменение в характере
труда;
* участие в принятии
решений;
* управление на
основе власти или влияния.
Внешняя социально-
* консюмеризм;
* необходимость социальных
ответов;
* реакция на загрязнение
среды;
* реакция на рост
власти монополий.*
* новый смысл существования
фирмы
* социализм или
неокапитализм
7. Контроль освоения
материала.
Т.к. первая и вторая
лекции темы "Концепция и история
стратегического управления": "Предвидение
будущего как метод управления настоящим",
"Стратегическое планирование как
метод алгоритмизации анализа" являются
скорее информационно-
Предусмотрен только
обычный текущий контроль: после
прочтения каждой лекции на следующем
занятии 5 минут времени уделяется
на тест-летучку (см. приложение). Данная
часть темы не является базовой для
освоения курса "Стратегическое управление",
потому в итоговый тест практически
не входят вопросы, ее касающиеся.
Приложение 1
Примерный вариант
теста-летучки по лекции "Предвидение
будущего как метод управления настоящим"
1. Возникновение
фирмы, как социальной
a) промышленного
переворота;
b) массового производства;
c) массового потребления.
2. Эпоха массового
производства характеризуется
a) лучший товар
по стандартной цене;
b) стандартный товар
по более низкой цене;
c) новый товар
обоснованной цене.
3). Какая из пар
понятий содержит логическое
противоречие в
a) опыт / стратегические
неожиданности;
b) участие персонала
в принятии решений / быстрота
реакции фирмы.
4. Дополните третье
условие использования
a) стабильность рынка;
b) медленное технико-
5.Охарактеризуйте
основные параметры уровня
Ответы: 1-a; 2-b; 3-a; 4-слабая
конкуренция; 5-привычность: неожиданные
по аналогии с прошлым, темп изменений:
сопоставим с реакцией фирмы; предсказуемость
изменений: предсказание серьезных
проблем и новых возможностей.
Приложение 2.
Примерный вариант
теста-летучки по лекции "Стратегическое
планирование как метод алгоритмизации
анализа".
1. Автором фразы
"Стратегия - определение основных
долгосрочных целей и задач
для достижения цели" является:
а) А. Чандлер;
б) Карлофф;
c) И. Ансофф.
2.Дать определение
стратегического планирования.
3. Признаками стратегического
планирования являются (дополнить):
a) анализ на основе
разбиение на СЗГ и СХЦ;
b) анализ как внешней,
так и внутренней среды;
4. К каким проблемам
применимо стратегическое
Ответы: 1-a; 2- см. текст
лекции; 3-многовариантость решения; 4-
связаны с глобальными целями,
ориентированы на будущее, касаются
внешних неконтролируемых факторов.
8. Деловая игра "Простейшие
методы стратегического
8.1. Концепция деловой
игры
Целью проведения данной
деловой игры является ознакомление
учащихся с наглядными методами и
результатами реализации стратегической
решений на конкретных примерах из
экономической жизни
За две недели
до проведения деловой игры учащимся
раздается дополнительный теоретический
материал (см. 7.2.). Класс делится на
2-3 группы и каждой из них ставится
проблема: подобрать из экономической
литературы и прессы данные за последние
несколько десятилетий о том,
как вследствие кардинальных решений
и / или разумной, хорошо просчитанной
долгосрочной политики те или иные
фирмы достигли крупных успехов
(или крупных неудач из-за принятый
или отвергнутых вариантов
Пример:
* из-за концептуального
решения IBM организовать выпуск
дешевых компьютеров, эта
* выпуск принципиально
новой модели "Форд Мустанг"
совершил революцию в
* из-за демпинговой
ценовой политики авиакомпания "Pan
AMERICAN" обанкротилась.
От групп требуется
в каждой найденной ими ситуации
достаточно определенно знать положение
(политическое и экономическое) на момент
развития событий и четко уметь
обрисовать причины и результаты
в каждом конкретном случае, а также
суметь объяснить проблему в течение
5 минут окружающим.
Прикладной целью
деловой игры является попытка разработать
сценарий развития в каждой из ситуаций
и сравнить полученные результаты с
практическими.
Сценарии разрабатываются
по методам "Заголовки газет" и
"Логика возможного развития". Глава
каждой группы выступает с 5-минутным
сообщением, в котором формулирует
начальные данные на момент принятия
решения, контрольную точку (5 или 10
лет) и основные события, произошедшие
в период между начальной и
контрольной точками. После этого
(на выбор группы) формулируется
либо решение, либо его итоговый результат.
Группе-оппоненту предлагается восстановить
логику событий в единое целое (определить
либо исходное решение, либо его итоги).
Так группы меняются задачами и начинают
обсуждение. После обсуждения группы-аналитики
предлагают свои решения и обосновывают
их, а группа-постановщик задачи
раскрывает реальное положение вещей.
Полученные ответы сравниваются. Если
решение исторически верно, то все
ее участники получают +1 балл к семинарскому
рейтингу.
Пример:
Ситуация: В середине
70-ых корпорация IBM контролирует большую
часть мирового рынка ЭВМ. Рынки
корпоративной вычислительно
Итог: В середине
80-ых корпорация IBM является полновластным
владельцем и законодателем мод
компьютерного рынка.
Задача: найти решение,
приведшее к столь резкому
скачку.
Ответ: создание микро-ЭВМ,
рассчитанной на рядового пользователя.
8.2. Дополнительный
теоретический материал
Петер Шварц, один из
наиболее известных специалистов по
разработке сценариев развития отдельных
предприятий и государственных
учреждений (включая, например, фирмы "Ройал-датч-Шелл",
"Вольво", Лондонскую фондовую биржу)
определял:
Сценарии - "инструмент
упорядочивания собственного понимания
об альтернативах развития внешней
среды, в которой нужно будет
принимать решения относительно
развития предприятия.
С другой стороны: сценарии
- определения организационных
Т.е., нужно различать
2 стороны в характеристике сценариев:
* определения и
оценка главных параметров
* утверждения, что
люди своими решениями могут
влиять на будущее развитие.
Большинство информации
для системы принятия стратегических
решений получается из сценариев.
При подготовке сценария
нужно учитывать такие факторы,
проходя через определенные этапы:
1. Создание представления
обо всей системе в целом,
включая ее цели, окружение, используемые
ресурсы, принятые и
2. Точное определение
"отправной точки", с которой
сценарий начинает
3. Развитие системы
базовых ссылок и критериев.
Базовые ссылки и критерии
включаются в сценарии (например,
оценки социальных, политических, юридических,
экономических и
4. Определение целей
разработки каждого сценария
и возможностей его
5. Выбор типа сценария,
включая "отправные точки"
и методологию разработки.
6. Сбор репрезентативных
выборок необходимой
7. Точное определение
механизмов, по которым система
может изменяться. Это может включать
причинно-следственные связи
8. Разработка сценария
или сценариев.
Некоторыми методами
разработки сценариев есть:
1. Метод ссылок. В
этом методе используется
2. Метод системы
диаграмм. Этот метод был предложен,
как путь определения и
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики