Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования экономики.docx

— 90.41 Кб (Скачать)

Условия использования  долгосрочного планирования: 

* стабильность рынка; 

* медленное технико-технологическое  обновление; 

* слабая конкуренция. 

3. Стратегическое  планирование - управление на основе  предвидения изменений при высокой  нестабильности, но еще не такой,  при которой предприятий бы  не успевало определить будущие  тенденции и реакцию на них;  алгоритмизированная система, в  последствии вошла в стратегическое  управление как модуль подготовки  обоснования решений. 

4. Стратегическое  управление - управление на основе  экстренных решений в реальном  времени, когда возникает столько  важных задач, что невозможно  их вовремя предвидеть. 

Если сопоставлять системы предвидения будущего с  уровнями неопределенности, то первая группа методов соответствует диапазону  нестабильности 0-1.5, вторая группа - 1.5-3.5, третья группа - 3.5-4.5, четвертая - 4.5 и  выше. 

5.2. "Стратегическое  планирование как метод алгоритмизации  анализа" 

В прошлом поведение  организации сводилось к реакции  на изменения. Теперь общество признает необходимость творческого планирования изменений, оценивать будущее влияние  в параметрах настоящих решений. 

Для определения  стратегического планирования необходимо ввести понятие стратегии. Хотя таких  определений существует множество, но можно выделить основные: 

Стратегия - определение  основных долгосрочных целей и задач  для достижения цели. 

(А. Чандлер). 

Стратегия - обобщенная модель действий, необходимых для  достижения поставленных целей путем  координации и развития ресурсов корпорации (Б. Карлофф) 

Следовательно, cтратегическое  планирование - процесс определения  целей и их изменений, ресурсов, необходимых  для их достижения и политики, направленной на получение и использование  этих ресурсов. 

Можно выделить признаки стратегического планирования: 

* В отличие от  экстраполятивного планирования, стратегическое  планирование базируется на принципиально  новом подходе в прогнозировании  состояния окружающей среды: были  выделены стратегические зоны  хозяйствования (СЗХ) и стратегические  хозяйственные центры (СЦХ). 

СЗХ - отдельные сегменты внешней среды, сегменты, на которые  фирма имеет или хочет найти  выход. В соответствии с СЗХ внутри фирмы выделяются производственные подразделения, ответственные за стратегию  развития СЗХ - стратегические хозяйственные  центры. Впоследствии СЗХ приобрели  название "стратегические поля бизнеса". Поле бизнеса - продукт, который находится  в тесной связи с рынком сбыта. 

* Анализ как внешней  среды, так и внутренних возможностей; 

* Методика стратегического  планирования предусматривает разработку  многовариантной стратегии. Каждый  вариант ориентирован на развитие  предприятия в зависимости от  положения внешней среды. Т.е.  разрабатывается несколько стратегических  альтернатив с учетом возможных  ситуаций в будущем. 

Результатом стратегического  планирования есть стратегия, как специфический  долгосрочный плановый документ, что  имеет такие особенности: 

  

1. Процесс разработки  стратегии не завершается каким-нибудь  внезапным конкретным действием.  Наиболее часто он заканчивается  установлением общих направлений  продвижения, по которым обеспечивает  рост и укрепление позиций  фирмы. 

2. Сформированная  стратегия может быть использована  для разработки стратегических  проектов методом поиска. Роль  стратегии в поиске состоит  в том, чтобы, во-первых, сосредоточить  внимание на определенных участках  и возможностях. 

3. Необходимость  в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий  выводит организацию на желательный  уровень развития. 

4. В ходе формирования  стратегии тяжело предусмотреть  все возможности, которые открываются  при составлении проекта конкретных  мероприятий. Вот почему доказывается  пользоваться довольно обобщенной, неполной и неточной информацией  относительно разных альтернатив. 

5. С появлением  более точной информации может  быть поставлена под сомнение  обоснованность начальной стратегии.  Поэтому необходима обратная  связь, которая предоставляет  возможность своевременного преобразования  стратегии. 

6. Если ввести  понятие "ориентир" - цель, которую  желает достичь фирма, то стратегия  - способ для достижения этой  цели. Для отбора проектов используются  как ориентиры, так и стратегия,  но ориентиры - более высокий  уровень принятия решений. Стратегия,  которая оправдывает себя при  одном наборе ориентиров, не будет  таковой, если ориентиры изменятся. 

Стратегия и ориентиры  могут заменять друг друга, как в  отдельные моменты, так и на разных уровнях организации. Ориентиры  и стратегии генерируются внутри организации, потому возникает иерархия: то, что на высших уровнях являются элементом стратегии, на низших становится ориентиром. 

На современных  предприятиях существует явная потребность  в более эффективных процедурах и системах стратегического планирования. Такая потребность может проявляться  в разнообразных симптомах, которые  свидетельствуют о том, что организация  не полностью реализует свои возможности: 

1. Склонность каждого  управляющего рассматривать сферу  своей деятельности с точки  зрения той дисциплины, которая  ему ближе, независимо от того, нуждается ли эта сфера более  широкого подхода и всестороннего  рассмотрения. 

2. "Тоннельный  кругозор" - руководители не способные  распознать всю многосторонность  целей организации даже в тех  случаях, когда они достигли  высокого положения и не имеют  права позволять себе роскошь  размышлять упрошенными категориями,  связанными с экономическим использованием  ресурсов (именно этот образ мнений  ценится в руководителях низшего  ранга). 

3. Бюрократизм организационной  структуры, примененной скорее  для поддержания эффективности  и контроля текущих операций, чем для стимулирования нововведений  долгосрочного характера. 

4. Отсутствие организации  или процедуры, ориентированной  специально на стимулирование  участия руководителей в создании  новых видов товаров и услуг. 

5. Общее мнение, что  планирование осуществляет должностное  лицо или, напротив, штат профессиональных  плановиков. 

6. Система стимулирования, при которой краткосрочные результаты  оцениваются выше усилий, направленных  на поиск долгосрочных возможностей. 

7. Внедрение в  организации новых систем планирования  без учета их влияния на  мотивацию и поведение руководителей,  которые их используют. 

Если такие симптомы имеют место, то организация не подготовлена к будущим изменениям. Такая организация  только реагирует на изменения, но не готовит их. Планирование в такой  организации нельзя считать эффективным. 

Стратегическое планирование касается важных организационных решений, которые принимаемые на высшем уровне. Поэтому для прояснения сути этой работы необходимо ответить на вопрос: Как выявлять те главные проблемы, которые служат объектом стратегического  планирования? 

Ответ на первый взгляд простой: 

Стратегическое планирование может применяться к любой  проблеме, которая 

* Непосредственно  связанная с глобальными целями  организации; 

* Ориентирована на  будущее; 

* Серьезно касается  внешних факторов, которые не  контролируются субъектом стратегического  планирования. 

Теперь расшифруем каждый из трех пунктов: 

1. Глобальные цели. 

Решения, направлены на снижение затрат в производственных подразделениях не являются объектом стратегического планирования, поскольку  оно, как правило не связанное  с глобальной целью организации  непосредственно. В этом случае речь идет, скорее всего, об экономичности (efficiency, способ преобразования ресурсов в результаты деятельности), а не об эффективности (effectiveness, степень соответствия результатов  целям организации) Стратегическое планирование имеет дело более в  основном с эффективностью. 

Т.е., решения, которые  относятся к новым видам продукции (какую продукцию осваивать и  когда), носят стратегический характер, но вопросы, связанные с выпуском новой продукции (например, затраты  на рекламу), конечно не входят в  число стратегических. 

2. Ориентация на  будущее. 

Решение, которое  считается ориентированным на будущее, является таковым, если элемент на сегодняшний  момент не существует. Решения, номенклатура продукции, персонал и т.п. ориентированы  на будущее, если продукция не изготавливается, соответствующий персонал по штатам не предусмотрен, данные специалисты  в организации отсутствуют. 

Следовательно, если планируются новые виды продукции, оборудования и т. д. и эти элементы важны для достижения целей организации, то речь идет о стратегическом планировании. 

3. Внешние факторы. 

Стратегическое планирование, как правило, касается проблем, которые  поддаются серьезному влиянию многочисленных внешних факторов. Т.е., перед вопросами  о будущих целях или направлениях, необходимо понять, какие социальные, экономические, научно-технические, юридические, политические факторы влияют на будущее  организации. В противоположном  случае можно выбрать стратегию, которая выявится ошибочной, если на организацию влияют такие факторы, как, например, экономический спад или  изменение в расстановке политических сил. 

Внутри этого трехмерного  пространства будущее и внешние  факторы в их взаимодействии на глобальные целые организации - практически  все, что существенно изменяет характер организации или направление  ее развития, является объектом стратегического  планирования. Стратегическое планирование готовит изменения, способные коснуться  всех видов затрат, деятельности и  ресурсов организации. Примерами подобных изменений могут быть: 

* Приобретение и  использование оборудования; 

* Выход на новые  рынки сбыта; 

* Использование новых  способов распределения; 

* Перестройка организационной  структуры; 

* Создание новых  видов продукции; 

* Пересмотр политики  в области дивидендов; 

* Применение новых  источников финансирования; 

* Слияние или поглощение  фирм; 

* Приобретение новых  знаний; 

* Замещение управляющих  должностей. 

6. Дополнения. 

6.1. "Предвидение  будущего как метод управления  настоящим" 

Характер изменений19001930195019701990Производственно- рыночные 

факторы* спрос на продукцию первой необходимости.* дифференциация спроса.* нестабильность технологий; 

* насыщение спроса  ля отраслей первого поколения; 

* развитие государственных  рынков; 

* отрасли на базе  новых технологий.* стратегические  неожиданности; 

* потеря контроля  над внешней средой; 

* влияние общества  и политических сил на рыночное  поведение фирмы; 

* ограничения роста; 

* фактор рисков  постсоциалистических стран; 

* --"- развитых стран.  Географические факторы* национальное  государство* развитие страны* (1) * 

* постсоциалистические  страны, страны "третьего мира; 

* разрыв между  нагрузкой на системы управления  их реальными возможностями. Внутрифирменная  среда* производственные критерии  эффективности; 

* "честный труд  за справедливую плату"; 

* авторитарное руководство*  рыночные критерии эффекта; 

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики