Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
Условия использования
долгосрочного планирования:
* стабильность рынка;
* медленное технико-
* слабая конкуренция.
3. Стратегическое
планирование - управление на основе
предвидения изменений при
4. Стратегическое
управление - управление на основе
экстренных решений в реальном
времени, когда возникает
Если сопоставлять
системы предвидения будущего с
уровнями неопределенности, то первая
группа методов соответствует
5.2. "Стратегическое
планирование как метод
В прошлом поведение
организации сводилось к
Для определения
стратегического планирования необходимо
ввести понятие стратегии. Хотя таких
определений существует множество,
но можно выделить основные:
Стратегия - определение
основных долгосрочных целей и задач
для достижения цели.
(А. Чандлер).
Стратегия - обобщенная
модель действий, необходимых для
достижения поставленных целей путем
координации и развития ресурсов
корпорации (Б. Карлофф)
Следовательно, cтратегическое
планирование - процесс определения
целей и их изменений, ресурсов, необходимых
для их достижения и политики, направленной
на получение и использование
этих ресурсов.
Можно выделить признаки
стратегического планирования:
* В отличие от
экстраполятивного
СЗХ - отдельные сегменты
внешней среды, сегменты, на которые
фирма имеет или хочет найти
выход. В соответствии с СЗХ внутри
фирмы выделяются производственные
подразделения, ответственные за стратегию
развития СЗХ - стратегические хозяйственные
центры. Впоследствии СЗХ приобрели
название "стратегические поля бизнеса".
Поле бизнеса - продукт, который находится
в тесной связи с рынком сбыта.
* Анализ как внешней
среды, так и внутренних
* Методика стратегического
планирования предусматривает
Результатом стратегического
планирования есть стратегия, как специфический
долгосрочный плановый документ, что
имеет такие особенности:
1. Процесс разработки
стратегии не завершается
2. Сформированная
стратегия может быть
3. Необходимость
в данной стратегии отпадает,
как только реальный ход
4. В ходе формирования
стратегии тяжело
5. С появлением
более точной информации может
быть поставлена под сомнение
обоснованность начальной
6. Если ввести
понятие "ориентир" - цель, которую
желает достичь фирма, то
Стратегия и ориентиры
могут заменять друг друга, как в
отдельные моменты, так и на разных
уровнях организации. Ориентиры
и стратегии генерируются внутри
организации, потому возникает иерархия:
то, что на высших уровнях являются
элементом стратегии, на низших становится
ориентиром.
На современных
предприятиях существует явная потребность
в более эффективных процедурах
и системах стратегического планирования.
Такая потребность может
1. Склонность каждого
управляющего рассматривать
2. "Тоннельный
кругозор" - руководители не способные
распознать всю
3. Бюрократизм организационной
структуры, примененной скорее
для поддержания эффективности
и контроля текущих операций,
чем для стимулирования
4. Отсутствие организации
или процедуры,
5. Общее мнение, что
планирование осуществляет
6. Система стимулирования,
при которой краткосрочные
7. Внедрение в
организации новых систем
Если такие симптомы
имеют место, то организация не подготовлена
к будущим изменениям. Такая организация
только реагирует на изменения, но не
готовит их. Планирование в такой
организации нельзя считать эффективным.
Стратегическое планирование
касается важных организационных решений,
которые принимаемые на высшем уровне.
Поэтому для прояснения сути этой
работы необходимо ответить на вопрос:
Как выявлять те главные проблемы,
которые служат объектом стратегического
планирования?
Ответ на первый взгляд
простой:
Стратегическое планирование
может применяться к любой
проблеме, которая
* Непосредственно
связанная с глобальными
* Ориентирована на
будущее;
* Серьезно касается
внешних факторов, которые не
контролируются субъектом
Теперь расшифруем
каждый из трех пунктов:
1. Глобальные цели.
Решения, направлены
на снижение затрат в производственных
подразделениях не являются объектом
стратегического планирования, поскольку
оно, как правило не связанное
с глобальной целью организации
непосредственно. В этом случае речь
идет, скорее всего, об экономичности (efficiency,
способ преобразования ресурсов в результаты
деятельности), а не об эффективности
(effectiveness, степень соответствия результатов
целям организации) Стратегическое
планирование имеет дело более в
основном с эффективностью.
Т.е., решения, которые
относятся к новым видам
2. Ориентация на
будущее.
Решение, которое
считается ориентированным на будущее,
является таковым, если элемент на сегодняшний
момент не существует. Решения, номенклатура
продукции, персонал и т.п. ориентированы
на будущее, если продукция не изготавливается,
соответствующий персонал по штатам
не предусмотрен, данные специалисты
в организации отсутствуют.
Следовательно, если
планируются новые виды продукции,
оборудования и т. д. и эти элементы
важны для достижения целей организации,
то речь идет о стратегическом планировании.
3. Внешние факторы.
Стратегическое планирование,
как правило, касается проблем, которые
поддаются серьезному влиянию многочисленных
внешних факторов. Т.е., перед вопросами
о будущих целях или
Внутри этого трехмерного
пространства будущее и внешние
факторы в их взаимодействии на глобальные
целые организации - практически
все, что существенно изменяет характер
организации или направление
ее развития, является объектом стратегического
планирования. Стратегическое планирование
готовит изменения, способные коснуться
всех видов затрат, деятельности и
ресурсов организации. Примерами подобных
изменений могут быть:
* Приобретение и
использование оборудования;
* Выход на новые
рынки сбыта;
* Использование новых
способов распределения;
* Перестройка организационной
структуры;
* Создание новых
видов продукции;
* Пересмотр политики
в области дивидендов;
* Применение новых
источников финансирования;
* Слияние или поглощение
фирм;
* Приобретение новых
знаний;
* Замещение управляющих
должностей.
6. Дополнения.
6.1. "Предвидение
будущего как метод управления
настоящим"
Характер
факторы* спрос на
продукцию первой необходимости.* дифференциация
спроса.* нестабильность технологий;
* насыщение спроса
ля отраслей первого поколения;
* развитие государственных
рынков;
* отрасли на базе
новых технологий.* стратегические
неожиданности;
* потеря контроля
над внешней средой;
* влияние общества
и политических сил на
* ограничения роста;
* фактор рисков
постсоциалистических стран;
* --"- развитых стран.
Географические факторы*
* постсоциалистические
страны, страны "третьего мира;
* разрыв между
нагрузкой на системы
* "честный труд
за справедливую плату";
* авторитарное руководство*
рыночные критерии эффекта;
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики