Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
1.6. Итоги освоения
данной дисциплины.
Результатом освоение
курса "Стратегическое управление"
должно стать:
* освоение и свободное
использование
* понимание комплексности
и многосторонности управления;
* наличие представления
о механизмах реализации
* наличие базовых
знаний о методике
2. Темы лекционного
курса
Тема 1. Концепция
и история стратегического
* Лекция 1. Предвидение
будущего как метод управления
настоящим (1 час).
Суть: Развитие взаимодействия
фирмы со средой ускорили зависимость
рационального управления от возможности
предвидеть будущие изменения. На степень
предвидения влияла степень неопределенности,
имеющая устойчивую тенденцию к
росту. Конкретизация задач управления
прогнозированием породила развитие соответствующих
форм: бюджетирование / долгосрочное планирование
/ стратегическое планирование / стратегическое
управление.
* Лекция 2. Стратегическое
планирование как метод
Суть: С развитием
математизации управления возникли
соответствующие методики логического
и прогностического анализа. В комплексе
это дало стратегическое планирование
- инструмент прогнозирования на основе
первичной экстраполяции с
* Лекция 3. Стратегическое
управление как итог развития
глобального управления (1 час)
Суть: Возрастание
неопределенности внешней среды
привело к необходимости
* Лекция 4. Обобщенная
концепция стратегического
Суть: ввод основных
понятий стратегического
Тема 2. Технология стратегического
управления.
* Лекция 1. Структура
и принципы реализации
Суть: На данный момент
существует несколько научно обоснованных
подходов к реализации концепции
стратегического управления. В целом
их можно подать в виде пошаговых
алгоритмов с обратной связью на каждом
шаге реализации алгоритма.
* Лекция 2. Корпоративные
стратегии (1 час).
Суть: Наивысший уровень
стратегического управления характеризуется
глобальным восприятием рынка и
среды функционирования. Потому именно
на этом этапе возможно оценить и
направить дальнейшее развитие как
конкретных проектов, так и фирмы
в целом. Следовательно, выбор корпоративной
стратегии является основополагающим
в реализации как миссии организации,
так и задач, на которые миссия
подразделяется.
* Лекция 3. Продуктовые,
функциональные и ресурсные
Суть: Для реализации
корпоративной стратегии
Тема 3. Реальное применение
стратегического управления на Украине
и за рубежом (1 час).
Суть: История стратегического
управления имеет много успехов
и неудач, а потому полезно проанализировать
опыт, накопленный за последние 20-30
лет и попытаться его перенести
на реалии украинской экономики.
3. Практический курс.
3.1. Семинарские занятия.
Семинар 1. История
развития управления на основе анализа
и предсказания путей развития (1
час). Тема1. (лекция 1-2, лекция 3 частично).
Суть: обсуждаются
причины трансформации форм анализа
деятельности предприятий. План:
* Управляемые объекты,
внешняя среда: взаимодействие
и влияние на принятие решений.
* Бюджетирование
и финансовый контроль.
* Долгосрочное планирование.
* Стратегическое
планирование.
* Стратегическое
управление.
Проблемы:
* Будущее в концепции
управления.
* Влияние исторических
и экономических реалий на
трансформацию методов
Семинар 2. Концепция
стратегического управления и его
реализации. (2 часа) - Тема 1. (лекция 3), Тема
2.(лекция 1).
Суть: закрепление
основных понятий стратегического
управления и алгоритма его реального
воплощения.
План:
* Цели предприятия:
классификация и иерархия.
* Методики определения
целей.
* Стратегии и их
классификация.
* Методы определения
стратегий на основе
* Подходы к алгоритмизации
системы стратегического
* Основные шаги
алгоритма.
Проблемы:
* Насколько корректен
формализованный подход к
* Степень определенности
и корректности поставленных
целей в сопоставлении с
* Степень определенности
и реализуемости выбранного
Семинар 3. Технологические
методы выбора стратегий (1 час) - Тема 2
(лекции 2-3)
Суть: реализация приобретенных
знаний на конкретных примерах и ситуациях
в рамках разработанных матриц стратегического
выбора.
План:
* Определение миссии
предприятия и
* Использование систем
выбора стратегических решений
для моделируемых ситуаций.
Проблемы:
* Можно ли реальную
ситуацию корректно сузить до
матрицы выбора?
* Можно ли выбранное
теоретическим методом
Семинар 4. Опыт стратегического
управления в Украине и за рубежом
(1 час) - Тема 3.
Суть: обсуждение результатов
самостоятельных работ
План:
* Выступления учащихся
с рефератами и последующее
их обсуждение
Проблема:
* Насколько актуально
стратегическое управление для
ситуации в украинской
3.2. Деловые игры.
Деловая игра "Простейшие
методы стратегического управления"
Суть: Продемонстрировать
на практических примерах действенность
методов стратегического
Концепция: Аудитория
разделяется на группы, каждая из которых
ставит перед другими проблему на
основе реальных событий прошлого,
связанных со стратегическими решениями
и предлагают либо воссоздать принятое
решение на основе исходных данных
и полученных результатов, либо предсказать
результаты на основе исходных данных,
если принятое решение уже определено.
Деловая игра "Стратегическое
планирование на основе текущей ситуации,
возможной реакции конкурентов
и пошагового реагирования на внешние
и внутренние изменения" (2 часа)
Суть: В обстановке,
приближенной к реальности, провести
игровое исследование проблемы противодействия
и инерции внешней среды / конкурентов.
Концепция: Аудитория
разделяется на два конкурирующих
предприятия, и каждая группа разрабатывает
независимую и неизвестную друг
другу стратегию деятельности. "Шаг"
игры делается независимо. Преподаватель-рефери
на основе мер, принятых каждой из групп
формирует входящие условия для
следующего шага. Игра продолжается до
тех пор, пока одна из групп не захватит
весь рынок (засчитывается победа) или
одна из групп будет вынуждена
принять решение, противоречащее принятой
миссии или корпоративной стратегии
(засчитывается поражение).
4. Самостоятельная
работа.
Самостоятельная работа
учащихся при усвоении материала
предусматривает две формы:
* Подготовка к
семинаром не в соответствии
с пунктами плана, а с
Суть: развитие самостоятельного
мышления учащихся о рассматриваемых
вопросах, обсуждение спорных вопросов.
* Исследование истории
применения стратегического
Суть: активизация
творческого поиска учащихся, повышение
заинтересованности в изучаемом
вопросе.
5. Текущий и итоговый
контроль.
Технология построения
текущего и итогового контроля базируется
на основных характеристиках курса:
* большой объем
теоретического материала - понятий,
схем, алгоритмов, моделей;
* большая степень
формализации и символизации
представляемой информации, а потому
разная степень восприятия
* необходимость творческого
подхода к стратегическому
Исходя из этого,
в целом концепция контроля опирается
на постоянный непрямой контроль за сохранением
в активной памяти учащихся понятийно-смыслового
аппарата, необходимого для усвоения
курса.
По результатам
текущего контроля каждый учащийся получает
рейтинг, который будет влиять на
длительность выступления на последнем
семинаре и степень влияния на
решение в группе при проведении
ролевой игры.
1. Работа с теоретическим
материалом.
После окончания
каждой лекции тем 1 и 2 в конце каждого
занятия проводится блиц-опрос (5 минут)
по терминам и базовым положениям
последней лекции плюс всех лекций
данной темы, прочитанных ранее
После окончания
тем 1 и 2 проводится тестирование, аналогичное
лекционному, но в более развернутом
виде (15 минут).
Оценка за данные
работы классифицируется: "недостаточно",
"достаточно", "высший балл",
а в рейтинговых очках "-1"
/ "0" / "+1" для лекционных тестов
и "-2" / "+1" / "+2" для тематических.
Набравшие по итогам
курса менее рейтинг <=0 к итоговому
зачету не допускается.
2. Практический занятия.
Во время обсуждения
вопросов семинара преподаватель контролирует
работу каждого, причем для оптимизации
контроля класс разбивается на группы
по 3-4 человека, а каждая группа уже
участвует в обсуждение как единая
позиция. По результатам каждого
семинара членам каждой группы проставляется
рейтинг "-1" / "0" / "+1" / "+2",
что соответствует понятиям "мешал
работе" / "пассивен" / "достаточно"
/ "высший балл".
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики