Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Работа содержит 1 файл

Формы и методы государственного регулирования экономики.docx

— 90.41 Кб (Скачать)

3. Метод критических  полей базируется на изучении  структуры принятия решений в  системе. Разработки сценариев  идентифицируют ключевые точки  принятия решений, которые помогают  в реструктуризации системы. Критическим  полем может быть: ежегодное собрание  акционеров, советы директоров; выборы; референдумы; национальное собрание  и т.д. - акции, которые позволяют  выбрать (изменить) курс действий. Сценарии предусматривают как,  например, каждый акционер будет  действовать, какие результаты  нужно ожидать от этого процесса  и каким образом эти результаты  будут влиять на будущую политику  и систему в целом. 

4. Метод "заголовков  газет". Разработчик сценария  записывает один или несколько  гипотетических заголовков для  некоторых будущих событий, например: "Гонконг, 20 марта 1998 р. SNK-банк  провозгласил сегодня, что он  занял 60% рынка во всех финансовых  операциях. Это является чрезвычайным  ростом, потому что стратегическим  планом, разработанным за 10 лет до  этого было предусмотрено..."; или: "Детройт, 3 апреля 1998 г., "Единые системы" провозгласили о закрытии своих мощностей в всем мире и ищут защиты от действия статьи № 11 Закона о банкротстве США вследствие беспрецедентных убытков. Стратегический анализ показывает, что грустная ситуация составилась на основе...". Далее, разработчик сценария определяет причины событий, которые привели к ситуациям, что составилась, а потом предлагает возможные решения относительно изменения ситуации, провозглашенной в заголовках. 

5. Метод "логики  возможного развития". Этот метод  используется как дополнение  к другим методам. Согласно  с ним, разработчик сценария  генерирует разные альтернативы, базируясь на общих факторах  развития. 

6. Матрица перекрестного  влияния. Часто в сценарии необходимо  предусмотреть развитие взаимозависимых,  но соперничающих событий. Связи  между этими более или менее  зависимыми событиями целесообразно  анализировать в матричной форме  при помощи привлечения экспертных  оценок. Матрица позволяет отменить  возможности наступления событий  при условии, что все события  будут происходить одновременно. 

На практике сценарии используются для формирования стратегии, разработки стратегических планов и  программ. Качество сценариев определяется по таким критериям: 

1. Сценарий должен  быть содержательным, то есть  давать возможность демонстрации, как внутренние противоречие  процессов или явлений влияют  на формирование прогрессивных  (негативных) тенденций в системе  (для которой сценарий состоит), как могут изменяться количественно  и качественно характеристики  этой системы и результаты  ее деятельности под влиянием  внешних и внутренних для нее  факторов. Эти тенденции предоставляют  информацию о том, что система  (предприятие, организация, отрасль  и т.д.) должна сделать определенные  изменения в своей структуре  и механизмах деятельности для  использования новых возможностей  и смягчения угроз. Этот подход  в теоретических работах получил  название диалектического, поскольку  базируется на утверждении о  невозможности развития без противоречий  и затруднений, которые, в свою  очередь, является источниками  развития любого процесса или  явления. 

2. Сценарий должен  быть достоверным. Любой вывод  должен быть обоснованным, построенным  на достоверных предположениях  и информации, а не должен отображать  только желание лица, разрабатывающего  сценарий. 

3. Для более тщательного  описания ожидаемых событий целесообразно  разрабатывать систему сценариев,  которые различаются перечнем  предположений и взаимодействием  факторов, исследуемых в сценарии. Различают пессимистические, оптимистические и сценарии с наиболее вероятным (с точки зрения эксперта) развитием событий. 

V. Методика преподавания  курса "Стратегическое управление" разным возрастным категориям 

Данный курс "Стратегическое управление" рассчитан ТОЛЬКО на преподавание в 10-11 классах специализированных средних учебных заведений с  экономическим уклоном. Во-первых, для  освоения курса необходимы достаточные  знания из связанных дисциплин ("Менеджмент", "Теория управления", "Микроэкономика"), которые не читаются в обычных  учебных заведениях. Во-вторых, на освоение всего этого материала требуется  достаточно долгое время, а потому невозможно ввести курс "Стратегическое управление" до вышеперечисленных. Следовательно, с точки зрения структурного подхода, необходимы именно последние классы специализированных школ. Стоит отметить, что данный курс не подходит для  вузов, потому что несет в себе минимальную прикладную нагрузку, а  является скорее ознакомительным, что  недопустимо. 

Итак, объектом внимания является молодежь в возрасте 16-17 лет. Отсюда и соответствующая специфика  преподавания. Для активного восприятия материала аудиторию необходимо сразу же заинтересовать и не выпускать  из под психологического воздействия  ни на секунду. Поэтому темы курса (особенно первые) построены на большом количестве примеров из реальной практики, а все  семинары базируются на анализе реальных событий. Интерес должны поддерживать также две ролевые игры и диспут на последнем семинаре. 

Исходя из того, что  концепция стратегического управления, как и методы его реализации являются оспариваемыми многими экономистами, то поведение преподавателя должно строиться как "первый среди равных": он должен постоянно инициировать обсуждения, брать в них активное участие, т.е. находиться "внутри" аудитории, а не вне ее. Ни в коем случае курс "Стратегическое управление" не должен читать человек, слабо (или недостаточно) знакомый со спецификой именно этой сферы  менеджмента - можно предположить априори, что в процессе восприятия учащимися  материала возникнет огромное количество вопросов. И если преподаватель не сможет толково ответить, то интерес  аудитории упадет до абсолютного  нуля, а изменить ситуацию сможет только смена самого преподавателя. Молодежная среда очень жестко относится  к непониманию и не прощает  ее. Изложение материала 16-17-летним людям должно базироваться на взаимоуважении (иногда даже подчеркнутом). 

Особенности методики преподавания экономических дисциплин  в современных условиях 

Всем известно, что  эффективность образовательного процесса во много определяется методикой  преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем  смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает. 

Если образование  в области естественных наук менее  подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое  образование самым непосредственным образом реагирует на изменение  общественного развития. Поэтому  все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономики. 

Уровень подготовки и эффективность обучения любой  дисциплине находится в прямой зависимости  от взаимодействия звена "учитель-ученик". Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и учащихся. 

В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: 

ü     лекции, 

ü     самостоятельная  работа, 

ü     семинарские  занятия, 

ü     консультации, 

ü     зачеты, 

ü     экзамены, 

ü     различные  формы внеклассной работы. 

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы  учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую. 

В этой связи по-прежнему актуальной остается такая форма  устного общения преподавателя  с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция. 

Лекция как форма  учебного процесса имеет ряд отличительных  черт, в частности:

она дает целостное  и логичное освещение основных положений  учебной дисциплины;

вооружает учащихся методологией изучения данной науки;

лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или  отсутствие современных учебников  и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;

органично сочетает обучение с воспитанием;

нацеливает учащихся на самостоятельную работу и определяет основные ее направления. 

Лекционная форма  преподавания обладает рядом достоинств:

это наиболее экономичный  способ обучения, эффективна по степени  усвоения,

одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,

средство прямого  личного воздействия учителя  на большую аудиторию одновременно. 

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности:

она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин;

она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь  от учащихся к учителю;

наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние  лектора на конкретного обучаемого. 

В определенной степени  остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. 

Вместо того чтобы "транслировать" обучающимся факты  и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей  изменения данной ситуации к лучшему. 

Современные учебные  лекции принято делить на 4 вида: 

Обзорная лекция, направленная на восстановление полученных знаний или знакомство с каким-то новым слабоизученным материалом для  формирования целостного знания. 

Проблемная лекция подает материал как проблему или  комплекс проблем, комплекс различных  точек зрения на ту или иную сторону. Конкретного решения ситуации нет, его надо искать вместе и преподавателю, и учащимся (метод конкретных ситуаций). 

Предметная лекция является разделом или частью изучаемого теоретического курса. Она вполне может  содержать в себе вопросы и  какую-либо обзорную информацию. 

Установочная лекция, главная задача которой систематизация имеющихся у учащихся знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных проблемах, рекомендации по самостоятельной работе и информация об используемой литературе. 

Как бы ни рознились  учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие требования, предъявляемые  к этому виду занятий. 

Лекция должна: 

ü     быть яркой и убедительной и безукоризненной  в научном отношении; 

ü     выходить за рамки даже самою нового и качественного  учебника; 

ü     учить  мыслить, а не состоять из готовых  ответов и рецептов; 

ü     быть грамотной и логичной. 

Специфику и место  семинара как формы практического  занятия в системе учебного процесса можно определить такими обстоятельствами: 

ü     на семинарские, практические занятия отводится  ныне от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого  на изучение экономических дисциплин; 

ü     из всех форм учебной работы семинары предоставляют  наиболее благоприятные возможности  для углубленного изучения экономической  теории, выработки самостоятельного творческого мышления у учащихся; 

Успех семинара зависит  не только и не столько от преподавателей, сколько от учащихся. 

Основные функции  семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так: 

ü     Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение, углубление знаний, полученных на лекциях и  в ходе самостоятельной работы. 

ü     Обучающая  функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения  информации. 

ü     Стимулирующая  функция означает стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и  подготовку к более активной и  целеустремленной работе. 

ü     Воспитывающая  функция - формирование мировоззрения  и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности. 

ü     Контролирующая функция состоит в проверке уровня знаний и качеством самостоятельной  работы учащихся. 

Исключительно многообразны виды проведения семинарских, практических занятий. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Контрольно-обучающий  семинар - занятие, в ходе которого осуществляется фронтальный опрос, письменные классные контрольные работы. Главная цель - максимальный охват обучаемых контролем.

Обучающий семинар - это занятие, на котором в центре внимания - самостоятельные выступления  учащихся.

Творческий семинар - это занятие, максимально обеспечивает творческую самостоятельность обучаемых  в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута, публичной защиты рефератов.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики