Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:02, реферат
Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.
Одним из основных средств
государственного регулирования
Влияние системы
налогообложения, налогов на предпринимательскую
деятельность способно как стимулировать,
так и замедлять или вообще
прекращать отдельные ее виды.
Правовую основу
системы налогообложения
Каждый обязан платить
законно установленные налоги и
сборы (ст. 57 Конституции РФ).
Можно выделить несколько
функций налогов, рассматривая их как
направления воздействия на предпринимательскую
деятельность.
Одна из важнейших
функций - фискальная, суть которой
заключается в формировании государственных
денежных фондов, финансовых ресурсов
государства. В отношениях между
государством и предпринимателем она
проявляется через обязанность
последнего уплачивать налоги.
Другая важнейшая
функция - регулирующая, включающая подфункцию
стимулирования и дестимулирования.
Выделяется также
контрольная и информационная функции
налогов.
Каждая из этих функций
находит свое выражение и реализацию
в нормах действующего налогового законодательства
и прежде всего в нормах Налогового
кодекса РФ.
Необходимо заметить,
что изучение налоговых отношений
является предметом финансового
права и его подотрасли - налогового
права. Предпринимательское право
изучает налоговые отношения
лишь в части, касающейся непосредственного
влияния налогов на предпринимательскую
деятельность. В целом же налоговые
отношения не входят в предмет
предпринимательского права.
Основной нормативный акт, регулирующий налоговые отношения, - Налоговый кодекс РФ.
В нем закреплены
основные начала
Под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях
финансового обеспечения
Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с
организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий
совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
Следует иметь в
виду, что не все платежи, которые
называются "сбором", отвечают критериям,
закрепленным в Налоговом кодексе.
Так, предусмотренный ст. 106 Кодекса
торгового мореплавания РФ лоцманский
сбор не может быть в соответствии
с НК РФ отнесен к налогам и
сборам.
Выделяют прямые
и косвенные налоги, а также
федеральные, региональные и местные.
Встречаются и иные классификации
налогов.
Прямые налоги устанавливаются
непосредственно с дохода или
имущества и взимаются в
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например на землю, недвижимое имущество.
К личным налогам
относятся, например, налог на
прибыль, единый налог на
Косвенные налоги - это
налоги на потребление товаров и
услуг, устанавливаемые в виде надбавок
к ценам и взимаемые в процессе
расходования материальных благ. К
косвенным налогам относятся, например,
акцизы, налог на добавленную стоимость,
налог с продаж, таможенные пошлины.
Федеральные налоги
– налоги и сборы, устанавливаемые
НК РФ и обязательные к уплате на
всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются
налоги и сборы, устанавливаемые
Налоговым кодексом и законами субъектов
Российской Федерации, вводимые в действие
в соответствии с Налоговым кодексом
законами субъектов Российской Федерации
и обязательные к уплате на территориях
соответствующих субъектов РФ. При
установлении регионального налога
законодательными (представительными)
органами субъектов Российской Федерации
определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных
НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а
также формы отчетности по данному региональному
налогу. Иные элементы налогообложения
устанавливаются Налоговым кодексом.
При установлении регионального налога
законодательными (представительными)
органами субъектов РФ могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.
Местными признаются
налоги и сборы, устанавливаемые
НК РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов местного
самоуправления, вводимые в действие
в соответствии с Налоговым кодексом
нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления и
обязательные к уплате на территориях
соответствующих муниципальных
образований.
Местные налоги и
сборы в городах федерального
значения - Москве и Санкт-Петербурге
- устанавливаются и вводятся в
действие законами указанных субъектов
Федерации.
При установлении местного
налога представительными органами
местного самоуправления в нормативных
правовых актах определяются следующие
элементы налогообложения: налоговые
ставки в пределах, установленных
НК РФ, порядок и сроки уплаты
налога, а также формы отчетности
по данному местному налогу. Иные элементы
налогообложения
Не могут устанавливаться
региональные или местные налоги
и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым
кодексом (ст. 12 НК РФ).
К федеральным налогам
и сборам относятся, например, налог
на добавленную стоимость; акцизы на
отдельные виды товаров (услуг) и
отдельные виды минерального сырья;
налог на прибыль (доход) организаций;
налог на доходы от капитала; таможенная
пошлина и таможенные сборы и
др.
К региональным налогам
и сборам относятся, например, налог
на имущество организаций, налог
с продаж и др.
К местным налогам
относятся налог на имущество
физических лиц, налог на рекламу
и др.
Налоговый кодекс РФ
определяет субъектов, на которых возложена
обязанность уплачивать налоги и
сборы. При этом филиалы и иные
обособленные подразделения российских
организаций исполняют
Одно из бесспорных
достижений современной налоговой
реформы - закрепление в Налоговом
кодексе прав и обязанностей налогоплательщиков
(плательщиков сборов).
В соответствии со ст.
21 НК РФ налогоплательщики (плательщики
сборов) имеют право:
– получать
от налоговых органов по месту
учета бесплатно информацию о
действующих налогах и сборах,
законодательстве о налогах и
сборах и об иных актах, содержащих
нормы законодательства о налогах
и сборах, а также о правах и
обязанностях налогоплательщиков, полномочиях
налоговых органов и их должностных
лиц;
– получать
от налоговых органов и других
уполномоченных государственных органов
письменные разъяснения по вопросам
применения законодательства о налогах
и сборах;
– использовать
налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах
и сборах;
– получать
отсрочку, рассрочку, налоговый кредит
или инвестиционный налоговый кредит
в порядке и на условиях, установленных
НК РФ;
– на своевременный
зачет или возврат сумм излишне
уплаченных либо излишне взысканных
налогов, пени, штрафов;
– представлять
свои интересы в налоговых правоотношениях
лично либо через своего представителя;
– представлять
налоговым органам и их должностным
лицам пояснения по исчислению и
уплате налогов, а также по актам
проведенных налоговых
– присутствовать
при проведении выездной налоговой
проверки;
– получать
копии акта налоговой проверки и
решений налоговых органов, а
также налоговые уведомления
и требования об уплате налогов;
– требовать
от должностных лиц налоговых
органов соблюдения законодательства
о налогах и сборах при совершении
ими действий в отношении
– не выполнять
неправомерные акты и требования
налоговых органов и их должностных
лиц, не соответствующие НК РФ и иным
федеральным законам;
– обжаловать
в установленном порядке акты
налоговых органов и действия
(бездействие) их должностных лиц;
– требовать
соблюдения налоговой тайны;
– требовать
в установленном порядке
Налогоплательщики
и плательщики сборов имеют также
иные права, установленные НК РФ и
другими актами законодательства о
налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ
(ст. 23) устанавливает обязанности
налогоплательщиков:
– уплачивать
законно установленные налоги;
– встать
на учет в налоговых органах, если
такая обязанность
– вести
в установленном порядке учет
своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая обязанность
предусмотрена
– представлять
в налоговый орган по месту
учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам,
которые они обязаны
– представлять
налоговым органам и их должностным
лицам в случаях, предусмотренных
Налоговым кодексом, документы, необходимые
для исчисления и уплаты налогов;
– выполнять
законные требования налогового органа
об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах и
сборах, а также не препятствовать
законной деятельности должностных
лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных
обязанностей;
– предоставлять
налоговому органу необходимую информацию
и документы в случаях и
порядке, предусмотренном Налоговым
кодексом;
– в
течение четырех лет
– нести
иные обязанности, предусмотренные
законодательством о налогах
и сборах.
Налогоплательщикам
(плательщикам сборов) гарантируется
административная и судебная защита
их прав и законных интересов.
Установлен порядок
обжалования актов налоговых
органов и действий или бездействия
их должностных лиц (гл. 19, 20 НК РФ).
В практике предпринимательской
деятельности достаточно часто встречаются
не только нарушение прав налогоплательщиков
(плательщиков сборов), но и неисполнение
ими своих обязанностей, в результате
чего в арбитражных судах
Государственное регулирование
(воздействие) предпринимательской
деятельности основывается не только
на применении мер ответственности
к неисправным
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики