Формирование цены в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.

Содержание

Содержание.


Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

 Конкурент  снизил цену:

С какой целью? –  чтобы захватить большую долю рынка; чтобы дать импульс к снижению цен и общему увеличению спроса.

На  какой период? –  длительная перспектива; временное изменение для распродажи излишков товаров и стимулирования продаж.

 Какое это окажет влияние на ёмкость рынка? – при изменении цены вслед за конкурентами; при неизменной цене.

          Если предприниматель пришёл  к выводу, что конкурент снизил  цену, желая способствовать снижению  цен и общему увеличению спроса  на длительный период, и предполагает, что другие предприятия последуют  этому примеру, а поэтому ёмкость  рынка возрастёт, ему также придётся снижать цену.

          Если же он сумеет противопоставить  действиям конкурента мощную  продажу своего товара, то цену  можно не снижать.

           В последнее время всё чаще  перед предпринимателем встаёт  задача страхования рыночной цены. Это подсказывает ему необходимость введения ещё одного этапа корректировки цены для прогрессивных руководителей, заключающегося в страховании окончательной цены. С этой целью в договоры купли – продажи или в договоры поставки вводится ряд оговорок, необходимость которых вызвана тем, что на рынок и уровень сбыта товаров влияет немало постоянно меняющихся факторов (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных ресурсов, изменение экологической обстановки, демографическая ситуация)

         Постоянной заботой руководства  фирмы является управление ценами  на свою продукцию. Оно  осуществляется  внесением соответствующих  изменений  в прейскуранты, оговорок от договора, компенсаций.

          Прейскуранты – это систематизированный перечень цен на продукцию фирмы, предлагаемый покупателю. Обычно компания-продавец заранее фиксирует цены в бланках-заказах.

           В тех случаях, когда изменения  в издержках производства и  рыночной конъюнктуре не позволяет  оперативно  внести их в прейскуранты, используются оговорки о росте цен.

            Предприятие не всегда может  оперативно корректировать действующие  прейскуранты. Это связано, прежде  всего, с частыми изменениями   издержек производства конъюнктура  рынка. Поэтому фирме-производителю целесообразно в договоре поставки предусмотреть правовые возможности повышения цен без соответствующего прейскуранта. Для этого и используются специальные оговорки о росте цен, с помощью которых производитель получает возможность перенести риск на своих покупателей. /6/ 

          Необходимость прогнозирования  значений цены товара возникает  во многих экономических моделях,  особенно в тех, которые связаны  с принципами принятия управленческих  решений в процессе планирования  оптимальных объёмов производства и распределения продукции. Ценовое прогнозирование применяется ив теории полезности  при формировании входной информации для построения косвенной функции полезности и выявления потребительских предпочтений в условиях изменяющейся ситуации на рынке. Методы, используемые в настоящее время для прогнозирования цен в экономике, широко представлены в пакетах программ обработки статистической информации. Их класс достаточно широк и соответствует различным условиям. Однако он не обладает  универсальностью по отношению к входной информации. Так, если число воздействующих факторов велико или они ненаблюдаемые имеет место, не сводимое к стандартному изменение цен, то применение моделей из этого класса становится невозможным. Это вызвано  влиянием внешних  неподконтрольных факторов, и на определённых этапах она играет доминирующую роль в формировании цены. Это особенно характерно для нестабильной экономики, в условиях которой цены представляют скачкообразное, неубывающее изменение. Поэтому возникает объективная необходимость в разработке методов, позволяющих учитывать скачкообразное  изменение цен при прогнозировании для принятия управленческих решений. /14/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

       Являясь важнейшим элементом экономической политики государства, ценовая политика направлена на создание условий для снижения инфляции, роста производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

         Одним из факторов, способным  повлиять на динамику цен и  экономического развития, является  реализация общегосударственной политики, прежде всего в сфере услуг естественных монополий. В рамках реализации основных положений этой политики в сентябре 2001 года был создан на базе существовавшей Федеральной энергетической комиссии Единый тарифный орган, призванный обеспечить недопущение снижения жизненного уровня населения посредством защиты его интересов от необоснованного роста цен, а также реализации социальных мер помощи малоимущим слоям населения.

          Цены, как основной инструмент  уравновешивания спроса и предложения, увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом производителя (продавца), выполняя в то же время и важную социальную функцию: влияют на структуру и объём потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

           В настоящее время любое государство  использует две группы регулирующих  методов:

  • Чисто экономические - влияние цены, спрос и предложение, кредитная политика, повышение или повышение  учётной ставки Центрального банка, регулирование величины прибыли.
  • Административные, которые включают:
  1. Выработку государством соответствующей стимулирующей фискальной и ценовой политики:

А) налоги призваны улавливать избыточные доходы богатой части населения и  не быть обременительными для остальных слоёв населения, чтобы стимулировать личное потребление населения

Б) цены на все виды продукции личного  и производственного потребления  способны создать равновеликие конкурентные условия как для богатых, так  и для людей среднего и малого достатка с таким расчётом, чтобы защитить население от воздействия монопольно высоких цен

В) единые для всех государственных и коммерческих банков, низкие ставки процента с целью  стимулирования инвестиций за счёт банковского  кредита

  1. Отказ от положений А.Смита и Д.Рикардо об автоматизме саморегулирования экономики и переход к государственному управлению на макроэкономическом уровне, оставляя микроэкономический уровень экономическим субъектам. Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что государство должно отслеживать изменения цен на целый ряд товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен рассматривается как один из важнейших характеристик состояния экономики в целом, а влияние цены- как составную часть воздействия на развитие всей экономической ситуации.
 

          Информационной основой оценки  состояния товарного рынка являются  данные ценового мониторинга.  На его основе формируется

 Необходимая  база данных, которая позволяет отслеживать динамику изменения цен и достаточно точно прогнозировать их уровень и оперативно принимать меры к сдерживанию их роста.

         Основным инструментом сдерживания  цен на работы, оказываемые государственными  учреждениями и не попадающие в сферу государственного регулирования является согласование цен через процедуру экономической экспертизы.  Эта экспертиза основана  на использовании элементов факторного анализа. Факторный анализ – это выделение определённых свойств продукта и расчёт цены на основе решающего фактора для установленной целевой группы потребителей.

            Цель государственного регулирования  цен на продукцию – предупреждать,  ограничивать и пересекать нарушения  государственной дисциплины цен  и злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке товаров и услуг и недобросовестной конкуренцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение. /11/ 

Индексы цен в секторах экономики до 2003г.

(декабрь  к декабрю предыдущего  года  в %,

до 1996 года в разах)

 

  1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Индекс  потребит.

цен

2,6 2,3 121,8 111,0 184,4 136,5 120.2 118,6 115,1
Индекс  цен произв. пром. прод. 3,4 2,7 125,6 107,5 123,2 167,3 131,6 110,7 117,1
Индекс  цен производ. На реализ. и с/х  прод. 1,6 3,3 143,5 109,1 141,9 191,4 122,2 117,5 98,1
Индекс  цен произв. в строительст 3,1 2,5 137,2 105,0 112,1 146,0 135,9 114,4 112,6
Индекс  тарифов на грузов. перевозки 2,1 2,7 122,1 100,9 116,7 118,2 151,5 138,6 118,3
 
 

Соотношение ценовой производительности

На  основные виды энергоресурсов.

(на  конец года в  %) 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Нефть 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Электэнерг 58 58 61 67 71 28 27 36 35
Бензин 264 268 257 269 386 464 363 304 278
Топливо 228 227 241 269 322 338 337 318 253
Мазут 112 101 111 117 134 125 145 94 109
Газ 7 6 11 10 13 6 6 10 10
Уголь 26 25 38 37 42 17 16 19 16
Уголь для коксов. 49 43 39 33 34 19 19 23 18

Информация о работе Формирование цены в рыночных условиях